Отличительные черты истинного пророка Ветхого Завета

Истинный пророк должен был быть из среды еврейского народа. Всякое нееврейское пророчество исключалось законом. Это преимущество только богоизбранного народа, за исключением загадочной личности Валаама. Истинный пророк поставлялся Богом как посредник между Ним и народом, подобно пророку Моисею. Все пророки основывались на законе. Поэтому во всех их речах и действиях, неисчислимо разнообразных и произносимых при различных обстоятельствах, наблюдается единство духа и направления.

Никто не мог быть избранным или посвященным в пророки по человеческой воле. Сам Бог, по Своей воле призывал пророка к этому служению, не считаясь со званием, состоянием, происхождением человека. Среди пророков были и из священнического колена Левиина: Иеремия, Еман, Асаф и др., и из простых людей, как Елисей-земледелец или Амос-пастух.

Призвав пророка, Бог непосредственно открывал ему Свою волю относительно личностей, Своего народа и человечества. Бог влагал Свое слово в уста его (Иезек.3,10-27; Авв.2,1-2; Иер.15,19 и др.).

В силу такого избрания, призвания и дарования откровений, при верном служении, пророки как бы занимали для народа положение вестников Бога на земле. "Так говорит Господь, Бог Израилев" - вот обычно начальные слова пророческих речей (Иер.37,7).

Пророчество не было выше закона. Оно было сосредоточением закона, полное глубокого прозрения в духовное богатство его величайших истин и постановлений. Пророчество являлось живым творческим раскрытием закона, применительно к определенному времени и обстоятельствам, потребностям народа и планам Всевышнего. Изменялась форма буквы, но единый, вечный, живой дух был один и тот же. К нарушению закона в любой форме пророки всегда относились крайне отрицательно.

История пророчества

Патриархи до потопа были в общем смысле пророками (Иуд. 14; Лук.11,47-51). Авраам назван пророком (Быт.20,7), Иаков пророчески благословил своих детей (Быт.49 гл.) и т.д., но несомненно выше всех пророков до и после дарования закона стоит пророк Моисей. Бог говорил с ним непосредственно и являлся ему в Своем образе (Числ.12,8). Служение Моисея, как законодателя, судьи, вождя и пророка, было необыкновенно высоко (Втор.34,10). Он неоднократно получал откровения от Бога. Господь говорил с ним как с другом, прямо высказывая Свои повеления.

В период судей "Слово Господне было редко, видения были не часты" (1 Цар.3,1; Суд.2,1; 6,12 и др.).

Новая эпоха пророческой деятельности началась с Самуила. Самуил явился великим продолжателем дела Моисея, как пророка. Величайшее бедствие - пленение ковчега завета язычниками - побудили народ объединиться под правлением царя. Самуил, считая это требование преждевременным, все же пошел на уступки народу и поставил над ними царя. Главное различие новой формы правления от прежней в том, что она становится наследственной. Царь мог оказаться в неповиновении Богу и Его законам, и поэтому народ, не твердый в законе, подвергался большой опасности. Нужны были представители Бога перед царями и народом, и ими стали пророки.

Пророк Самуил явился в духе и силе, как представитель откровения Господа. Своей деятельностью он охватывает священническую, судейскую, административно-политическую и пророческую области жизни народа. Самуил объяснял народу волю Божию, выраженную в законе, соответственно обстоятельствам и потребностям народа того времени. Он присутствовал, как главный, при жертвоприношениях; он собирал народ в Вефиле, Галгале, Раме и судил его. Самуил поставил царя, но в то же время показывал отношение к нему пророчества, что как представитель Божий, он властвует над царем. Царь Саул его волей и силой был свергнут, когда он стал противиться ему. Вместе с Самуилом явились целые сонмы пророков, известные под именем "сынов пророческих".

В Давиде мы видим царя по сердцу Божию в сочетании с высоким пророческим духом. Бог открывал ему свою волю непосредственно. Кроме того, у трона Давида мы видим великих пророков Гада и Нафана, которые бодрствовали над ним, предохраняли от отступления и вразумляли его в необходимых случаях.

С утверждением царства пророчество развивало в ветхозаветном народе идею царства Мессии, в возможной полноте и в доступном образе царства земного. Это выразилось в речах Нафана, в обетованиях Соломону, боговдохновенных писаниях Давида, Соломона и др.

Разделение одного теократического ветхозаветного царства на два явилось важнейшим событием в деятельности пророков и в жизни еврейского народа.

Пророк Ахия вначале содействовал Иеровоаму, но затем изменил свои отношения к этому царю отделившегося Израильского царства так же, как и Самуил переменил свое отношение к Саулу. Пророки стали единственными посредниками для воссоединения избранного народа. Не случайно царица Иезавель со страшной жестокостью обратилась против истинных пророков, изгоняя и умерщвляя их, и заменяя жрецами Ваала (3 Цар.18,4.19; 19,10). Нашлись и такие, которые, презрев божественное призвание, из лести предрекали угодное царю и становились придворными пророками лжи (3 Цар.22,6).

Бог в это время зажигает пламенную ревность в сердце великого пророка Илии. Снова появляются пророческие сонмы, руководимые Илией, а затем Елисеем. Их деятельность велика, но сила зла в отпавшем царстве была так значительна, что деятельность этих великих пророков осталась почти бесплодной.

Во время вавилонского плена пророки Иеремия, Иезекииль и Даниил в должной мере раскрывали дух и смысл закона и идею царства благодати. После плена непродолжительное время трудились пророки Аггей, Захария и Малахия. Прошло много лет, когда во исполнение пророчеств, явился последний великий ветхозаветный пророк Иоанн Креститель, в духе и силе древних пророков, чтобы сказать последнее слово Израилю и указать на пришедшего Мессию, нашего Господа Иисуса Христа.

Нравственная чистота, воздержание, искреннее благочестие, ревность по вере, бескорыстное попечение о благе общества, чистая и чуткая восприимчивость к слову Божьему - все это отличало пророческое служение (Самуил - 1 Цар.2,26; Даниил - Дан.1,8 и др.). Избранные на служение пророки получали особые благодатные силы и дары. Но пророки должны были сохранять себя в чистоте и достоинстве своего служения. В противном случае отвергались Богом и нередко становились ложными пророками. Пророки должны были быть бодрствующими стражами (Иез.3,17), верными до смерти в своем служении. Пророкам надлежало ревностно и бестрепетно проповедовать божественное слово перед теми, к кому они были посылаемы, как бы ни казалось оно горьким и тяжким для слушающих (Иез.3,18). Слушатели часто отвергали их слова, угрожали, преследовали и всячески гнали их. Но ничто не могло заградить уста пророков: они готовы были на смерть ради Слова Божия.

В связи с этим пророки в своем большинстве вели бедную, скитальческую жизнь, оставляя все житейские заботы. Елисей оставил свою ниву, Амос - свое стадо, Иеремия - преимущество священнического служения и т.п. Господь давал пророкам Свои откровения, которые служили предметом их речей (1 Цар.16,6-7; Дан.3,27; 3 Цар.19,9-19; Ион.1,3; 3,3 и др.).

Пророки получали откровения свыше через сны (Дан.7,1); через видения (Ис.1,1) и через слышание Слова Божия (Числ.11,6-8). Все многоразличные способы пророческих откровений можно свести к этим трем формам откровения (Иезек.11,24; Иоиль 3,1).

Пророки, видевшие видение, говорили и записывали свои речи после пророческого видения. Они говорили с полным и светлым сознанием, анализируя и размышляя о том, что они видели, что им было открыто (Иез.8,1-5; 11,24-25; Дан.8,2.27; 10,4-19; Иер.20,7-9; Числ.24,3-7.17; Ис.6 гл.; 3 Цар.22,19). Новозаветное определение состояния человека, получавшего откровения от Бога, записанное в 1 Кор.2,13, вполне подходит и к ветхозаветным пророкам.

Истинные пророки во время видения сохраняли ясное сознание и память о видении. Они вспоминают и передают свои видения с самыми точными подробностями, что было бы невозможно, если бы не сохранялось сознание.

В откровении истинных пророков мы видим взаимодействие просветленного, возвышенного духа человеческого с Духом Божиим. При этом вся внутренняя жизнь сосредоточивалась в едином духовном созерцании, в видении невидимого мира.

Апостол Петр назвал свое состояние во время видения исступлением (Деян.Ап.10,10.17; 11,15). Ап.Павел, как и другие пророки, свое состояние выразил словами: " он был восхищен" (2 Кор. 12,1-4).

Наши рекомендации