Год субботний и год юбилейный
Кроме посвящения Богу отдельных дней в году, закон требовал, чтобы субботние и юбилейные годы были посвящены Богу. По закону Моисееву каждый седьмой год, после получения иудеями обетованной земли, был субботним, годом покоя для людей и земли. В этот год земля не обрабатывалась, и что вырастало на ней, составляло всеобщую собственность (Исх.23,10-11; Лев.25,1-7). В этот год прощались долги (Втор.15,1-2.9), отпускались рабы (Исх.21,2; Втор.15,12 и др.), народ перед святилищем слушал пение закона (Втор.31,10-13).
Пятидесятый год был юбилейным.Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник Очищения (Лев.25,8-10.39-41; Числ.36,4). Все предписания о субботнем годе относились к нему и даже больше. Все рабы-евреи получали свободу; долги прощались вполне; должники в рабстве обретали свободу; дома и поля, расположенные в неукрепленных городах, возвращались их прежним владельцам. Целью последнего предписания было предотвращение накопления богатств в одних руках и сохранение различия колен.
Бог изливал Свои особые благословения в эти годы.
* * *
Частные религиозные предписания закона касались обрезания, нечистоты и очищения, обетов и клятв, употребления пищи и т.п.
Общественный закон утверждал верховным Вождем Израиля Бога. Общественный гражданский закон касался организации общества, суда, семьи, рабства, собственности, уголовной ответственности и т.п.
В течение тысячелетий закон Моисея вызывает восхищение. И особенно прекрасно в нем то, что он приготовлял путь закону более возвышенному, закону Христову.
"Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою" (Гал.3,24). "Конец закона - Христос к праведности всякого верующего" (Рим. 10,4).
Контрольные вопросы
1). Расскажите о названии, авторстве, цели, делении и содержании книги Исход.
2). Название, содержание и деление книги Левит.
3). Название, содержание и деление книги Числа.
4). Название, содержание и деление книги Второзаконие.
5). Перечислите десять заповедей.
6). Расскажите о скинии и служителях.
7). Расскажите о жертвах.
8). Расскажите о богослужениях по Моисееву закону.
9). Расскажите о праздниках, отмечаемых по закону.
Лекция 6. Введение в Книги Иисуса Навина, Судей и Руфь
Пятикнижие повествует о начале рода человеческого и о происхождении Божьего народа. Последующие исторические книги Библии передают историю израильского народа от вступления в Обетованную землю до возвращения евреев во главе с Неемией из вавилонского плена. Изложение истории избранного Божьего народа имеет несколько общих нижеследующих особенностей:
1. Сущность изложения ветхозаветной истории заключалась в описании постоянной зависимости жизни израильского народа от веры в истинного Бога. Бог постоянно проявляет Себя в истории то чудесами, то пророчествами, то наказаниями, то обилием благословений.
2. Стиль изложения истории прост и естествен, иногда немного приподнят и даже возвышен. Часто встречаются повторения. Богодухновенные еврейские авторы священных книг ведут повествование всегда просто, сообщая одни только факты, никогда не выражая прямого своего отношения к ним. Они свидетельствуют, что народ Божий благоденствует и счастлив, когда он верен Богу и Его законам, и глубоко несчастлив, когда отвращается от Него (Суд.2,12-20 и др.). В этом сущность библейской истории. Авторы священной истории, за исключением этого определения Божьего водительства, являются просто повествователями исторических фактов. Они не хвалят, не порицают события, ими рассказываемые, но представляют возможность исследователю Библии самому дать им оценку и объяснение. Это есть беспристрастный объективный метод изложения истории. Вспомним историю Самсона, Давида и др. Поведение Самсона, увлекавшегося плотскими страстями, не осуждается прямо. Также прямо не одобряется поведение Давида, щадящего жизнь Саула, когда жизнь этого царя была в его руках. И только устами пророков выражается осуждение или одобрение (2 Цар.12 гл.; 24,10.13.17).
Книга Иисуса Навина
Название книги и её автор.Эта книга названа именем Иисуса Навина, потому что в ней содержится история деяния этого вождя израильского народа - преемника Моисея. В еврейской Библии она носит название "Иегошуа", в Септуагинте - "Иисус".
Большинство исследователей Библии считают, что книга Иисуса Навина написана самим Иисусом Навином, за исключением повествования о смерти его и Елиазара (24,29-33). Это мнение опирается на стих 24,26: "вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия".
Книга Иисуса Навина написана языком с определенными признаками седой древности, сходным с языком Пятикнижия. Но она не составляет части Пятикнижия, и является самостоятельной книгой, которая продолжает историю народа Божия, начатую пророком Моисеем. Автор знает и принимает уже законодательную книгу закона (1,7-8; 8,31; 23,6).
Содержание и деление.Книга И.Навина повествует об исполнении обетовании Господа, данных патриархом о даровании ханаанской земли избранному народу. Она охватывает 32-летний период истории Израиля - от смерти Моисея до смерти Иисуса Навина - и излагает историю завоевания обетованной земли и раздела её между израильскими коленами.
Книга состоит из 24-х глав и делится на три части: 1). Завоевание Палестины (1-12 главы); 2). раздел территории (13-21 главы);
3). заключение, которое включает прощальную речь, наставления увещевания И.Навина и упоминание о его смерти (22-24 главы).
Жизнь Иисуса Навина
Иисус Навин является мужем веры, вождем и военачальником народа Божьего, редкой личностью Ветхого Завета, к которой Дух Святой не обращается ни с одним прямым упреком. Он предстает перед нами, как пример благочестия, веры и упования на Бога. Первоначально Иисус Навин был служителем Моисея (Исх.24,13). Он сопровождал Моисея на гору Синай и слышал голос Самого Господа Бога. Он не был участником поклонения золотому тельцу. Служа верно Богу, народу и Моисею, он учился, как руководить народом. Когда народ потерял надежду в возможность овладеть Палестиной, Иисус Навин провозгласил: "С нами Господь, не бойтесь" (Числ.14,9). Этот прекрасный возглас характеризует и всю его жизнь. За свою верность Богу только он и Халев вошли в обетованную землю из всех тех, кто покинул Египет совершеннолетними. Бог избрал его в преемника Моисея в деле управления Своим народом (Числ.27,18-23).
В лице И. Навина мы имеем образ истинного вождя народа и Божьего служителя, который, взяв на себя, по призванию Господа, управление своими братьями, верно вел их по пути спасения, показывая пример покорности и смиренного подчинения своему Господу. В нем мы можем видеть прообраз нашего Господа, истинного Спасителя Иисуса (Евр.4,8).
Этого скромного служителя Моисея Бог наделил способностями вождя-воина (Исх.17,9-13; И.Нав.8,1-26; 10,9-43 и т.п.). Но избрания в приемники Моисея он удостоился не столько за свою храбрость, сколько за величие своей веры.
Ранее, чем Бог преисполнил его Своим Духом, он хотя и был полон ревности и мужества (Числ.14,6-8; 27,18), но не имел ни инициативы, ни смелости, свойственных завоевателю; ни обширного взгляда, нужного вождю (Числ.11,28-29). Но через избрание свыше, наставление и возложение рук Моисея (Числ.27,18-23; Втор.31,14.23) он стал новым человеком и осуществил предначертания Божии.
Народ был более покорен его голосу, чем прежнее поколение голосу его предшественника. Кочевая жизнь в пустыне научила Израиль послушанию, он совершил обрезание, торжественно праздновал Пасху и выполнял все повеления, какие ему были даны.
Бог поддерживал И. Навита в его служении, подобно тому, как Он благословлял Моисея. При вступлении ветхозаветного Божьего народа в обетованную землю, Бог вновь неоднократно оказывал Свою могучую помощь через великие чудеса. Эти чудесные события имели цель содействовать овладению евреями обетованной земли. Они укрепляли мужество и силу народа, чтобы действовать в дальнейшем самим с успехом: после чудесного взятия Иерихона, город Гай был взят с военной мудростью и силой израильтян; после чудесной победы над южными ханаанскими царями при Гаваоне, победа над северными царями была достигнута лишь посредством оружия.
Чудеса этого периода не так тесно связаны с личностью И.Навина, как чудеса Моисея. Перед ковчегом завета останавливались воды Иордана (3,11-13; 4,18); ковчег завета, трубы священников содействовали падению стен Иерихона и т.п.
Бог желал всецело руководить Иисусом Навиным и Своим народом. Это проявлялось разными путями.
Во-первых, и в большинстве случаев, через Свое написанное слово. Повеление 1,7-8 заключает в себе: 1) изучение Писания; 2) хранение его в сердце; 3) размышление о нем, дабы сердце и разум были насыщены им; 4) исполнение, или воплощение его в жизни и характере. В это время были написаны только "книга закона", псалом 89 и, может быть, книга Иова. Иисус Навин точно исполнял это повеление Божие и увещевал других поступать так же (11,15; 23,14 и др.)
Во-вторых, через слышание голоса Господа, обращенного к человеку, в котором "Дух Божий" И. Навин знал голос Божий, в книге неменее 20 раз говорится: "Господь сказал Иисусу".
В-третьих, в личном пребывании Бога среди Своего народа, о чем прообразно свидетельствует ковчег завета и Святое-святых (главы 3, 4 и 6).
В-четвертых, через урим и туммим, через первосвященника, когда он в святилище вопрошал Бога о решении тех или иных вопросов (Числ.27,21).
Все эти пути проявления воли Божией требовали веру и безусловное благоговейное послушание. События, описанные в книге, подтверждают всю важность и необходимость этого предписания Божия. При нападении на Гай Иисус Навин, имея представление о слабой силе неприятеля от своих разведчиков, не придал значения полной зависимости своих побед от "Вождя воинства Господнего" и потерпел урон. О жителях Гаваона он судил по внешнему виду и по слухам, до него доходившим. В обоих этих случаях возникло зло, потому что они "не вопросили Господа".