Лекция 4. Введение в Ветхий Завет
Со времени первохристианской Церкви Библия была разделена на две части, которые получили название Ветхого и Нового Заветов. Такое деление книг Библии было обусловлено их повествованием о главной личности Библии, т.е. о Мессии, Спасителе мира Иисусе Христе. Те книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его изображали, вошли в состав "Ветхого Завета", а те, которые были написаны после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения, изложению основ Церкви Христовой, образовали собою "Новый Завет". Эти названия двух частей Библии взяты из самого Священного Писания.
Слово "завет" на языке Священного Писания означает договор, союз, условия или закон, который обуславливает сближение и общение двух договаривающихся сторон, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, свидетельством и изложением. А так как священные книги, в которых описывается завет, или союз Бога с человеком, являлись лучшим средством его удостоверения и закрепления в человеческой памяти, то они с древних времен были названы "Заветом". Это было уже в эпоху Моисея (Исх.24,7; 34,28), когда запись синайского законодательства была названа книгой Завета. Подобное же название, обозначающее не только синайское законодательство, но все Моисеево Пятикнижие, встречается и в последующих ветхозаветных книгах (4 Цар.23,2.21 и др.). В Ветхом Завете также имеется первое, еще только пророческое, указание на "Новый Завет", а именно: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет..." (Иер.31,31).
Впоследствии выражение "Новый Завет" неоднократно употреблял Сам наш учитель Иисус Христос и Его апостолы для обозначения начавшейся истории искупленного и облагодатствованного человечества (Матф.26,28; Марк.14,24; Лук.22,20; 2 Кор.3,6 и др.), откуда это название перешло и на священные книги, написанные в этот период.
Название ВЕТХИЙ ЗАВЕТ,обозначающее собрание определенных книг, имеет свое начало от особенно ясного свидетельства ап. Павла: "Но умы их (евреев) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2 Кор.3,14).
В состав Ветхого Завета входит 39 канонических книг.
Порядок расположения книг Ветхого Завета неодинаков у христиан и евреев. Дело в том, что древние евреи делили свои книги не столько по однородности содержания (как Септуагинта, русская Библия и др.), сколько по степени их значения и важности. Евреи делили Священные книги на три группы: закон (тора), пророки и агиографы, подчеркивая особое значение книг закона и пророков (Матф.5,17; 7,12; 22,40 и др.). У нас же принято деление по содержанию: исторические (вместе с законоположительными), учительные (поэтические) и пророческие см.2 лекцию.
Новый Завет убедительно подтверждает истинность Ветхого Завета. Замечателен тот факт, что из 39 книг Ветхого Завета Господь Иисус Христос, как это записано, делал ссылки, по крайней мере, на 22 книги. Очень возможно, что Он ссылался на все книги Ветхого Завета, ибо мы знаем только немногое из того что Он говорил и делал здесь на земле (Иоан.21,25). Всего же в Новом Завете есть ссылки и указания, примерно, на 850 мест из Ветхого Завета, и только немногие из них упоминаются более одного раза. В Ев.Матф. находится более 100 цитат из 20 книг Ветхого Завета; в Ев.Марка находим 15 ссылок из 13 книг; в Ев.Луки - 34 текста из 13 книг; Ев. Иоанна - 11 ссылок из 6 книг. Тот, кто принял Евангелие, должен принять и эти ссылки, и весь Ветхий Завет как Священное богодухновенное Писание.
В посланиях ап.Павла к Коринфянам имеются 53 изречения из Ветхого Завета; в послании к Евреям - 85 ссылок и т.д. В книге Откровение - 245 ссылок на Ветхий Завет.
Христос говорит о Ветхом Завете: "И да сбудется Писание". Он принес Себя в жертву - "да сбудется Писание" (Матф.26,54.56; Мр.14,49; Иоан.17,12; 19,28.36).
После Своего воскресения Он, "начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24,27).
Если Христос широко пользовался Ветхим Заветом, то будем любить его и мы. Да не будет среди нас односторонних служителей, которые читают только некоторые книги Библии и пренебрегают другими. "Все Писание богодухновенно и полезно..." (2 Тим.3,16).