Цель и задачи изучения курса.
Цель семинарских занятий - сформировать у студентов навыки конкретно-исторического анализа источника, познакомить их с приемами поиска информации, изучения и реферирования специальной литературы.
Каждая тема семинара снабжена списком источников и литературы, в котором имеются по две-три монографии и сборника документов для каждой темы доклада. Это не исключает самостоятельного поиска студента, задача которого - расширить список специальной литературы по избранной теме.
Темы семинаров спланированы таким образом, что они предполагают самостоятельную работу над источниками – важнейший критерий для определения уровня доклада на семинаре. Поэтому доклад должен содержать не пересказ фактов и событий, почерпнутых из учебной литературы, а анализ источника. Студент должен привлечь весь объем информации, содержащейся в источнике, учитывая при этом мнения специалистов-историков и богословов.
№ ПЗ | Тема практического занятия | Кол-во академических часов |
Теология как наука | ||
Новозаветная проповедь Господа Иисуса Христа. Становление христианства как религии | ||
Формирование христианского вероучения. Христианство в I-нач. IV вв. Святые Отцы Церкви. | ||
Эпоха Вселенских Соборов. Оформление догматического учения Христианской Церкви | ||
Становление и развитие литургической практики Церкви | ||
Развитие нравственного учения Христианской Церкви. Святые Отцы Церкви эпохи средних веков | ||
Запад и Восток в христианской традиции: Поместные Церкви Запада и Востока в I-XI вв. Великая схизма 1054 г. | ||
Восточная и западная христианские традиции в XI-XXI вв. | ||
Богословие Русской Православной Церкви |
Семинар №1. Теология как наука
Вопросы:
1. Понятие «Теология» в современной науке
2. «Теология» и «богословие» как понятия и научные термины
3. Теология в системе классических наук
4. Теология в истории высшего образования Европы
5. Теология в истории российского высшего образования
Литература:
1. Польсков К., иерей. Теология ирелигиоведениев контексте возрождения гуманитарной науки в современной России //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2006. - №3, - С.20-27
2. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. — 2010. — № 7. — С. 93-101.
Семинар 2. Новозаветная проповедь Господа Иисуса Христа. Становление христианства как религии
Вопросы:
1. Ветхий и Новый Завет: место и роль в христианстве
2. Новый Завет: составные части, проповедь Иисуса Христа
3. Нагорная проповедь Христа: основные направления и смысл
4. Декалог и заповеди блаженства
Литература:
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Толкование Четвероевангелия. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2005.
2. Давыденков О., свящ. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010.
3. Макарий (Булгаков), архиеп. Введение в Православное богословие. Минск: «Харвест», - М.: «Аст», 2000. – 607 с.
4. Шмеман А., прот. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию – Фонд «Христианская жизнь» - Клин, 2001.
Семинар 3.
Формирование христианского вероучения. Христианство в I-нач. IV вв. Святые Отцы Церкви.
Вопросы:
1. Священное Предание: понятие и структура
2. Священное Писание: понятие и структура
3. Место творений Святых Отцов в Предании
4. Основные темы творений Святых Отцов первых веков
5. Богословские школы первых веков христианства
Литература:
1. Давыденков О., свящ. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010.
2. Карташёв А. В. Вселенские Соборы. М.: Эксмо, 2006.
Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. – М., 1999.
3. Иоанн Мейендорф (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций. – Минск.: Лучи Софии», 2001.
4. Макарий (Булгаков), архиеп. Введение в Православное богословие. Минск: «Харвест», - М.: «Аст», 2000. – 607 с.
5. Преосв. Иоанн. История Вселенских Соборов. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.
6. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. Репринт. – М., 1992.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Издательство МГУ, 1994.
7. Шмеман А., прот. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию – Фонд «Христианская жизнь» - Клин, 2001.
Семинар 4. Эпоха Вселенских Соборов. Оформление догматического учения Христианской Церкви
Вопросы:
1. Вселенские Соборы: понятие, периодизация, основные вопросы
2. Тринитарное богословие на Вселенских Соборах. Ереси против Св. Троицы
3. Христологическое богословие на Вселенских Соборах.
4. Иконоборчество и иконопочитание: понятие, история, особенности
Литература:
1. Давыденков О., свящ. Катихизис. Введение в догматическое богословие. Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010.
2. Карташёв А. В. Вселенские Соборы. М.: Эксмо, 2006.
Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. – М., 1999.
3. Иоанн Мейендорф (протоиерей). Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций. – Минск.: Лучи Софии», 2001.
4. Макарий (Булгаков), архиеп. Введение в Православное богословие. Минск: «Харвест», - М.: «Аст», 2000. – 607 с.
5. Преосв. Иоанн. История Вселенских Соборов. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.
6. Флоровский Г.В. Восточные отцы 4 века. Репринт. – М., 1992.
Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М.: Издательство МГУ, 1994.
7. Шмеман А., прот. Введение в богословие. Курс лекций по догматическому богословию – Фонд «Христианская жизнь» - Клин, 2001.