Цель и задачи изучения курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И СЕРВИСА

Утверждено на заседании УМС

Председатель УМС

_____________

______________________

«___»________2015г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Количество кредитов: 2 кредита

Доцент Атикеева С.Н.

Профессор Мырзаханов Н.М.

Кафедра: туризм и сервис

Астана 2015

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) составили доцент Атикеева С.Н., профессор Мырзаханов Н.М.на основании типовой учебной программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

«Обсуждено»

на заседании кафедры «Туризм и сервис»

Протокол № _______

от «_____» _______________2015г.

«Одобрено»

на заседании УМБ ИЭФ

от «___» ____________ 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Типовая учебная программа дисциплины…………………………………………………..

2. Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS……………………………………….

3. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине...........................................................

4.Лекционный комплекс …………………………………………………………………………

5. Методические указания по изучению дисциплины………………………………………….

6. Методические рекомендации и указания по выполнению практических занятий ……….

7. Материалы для самостоятельной работы обучающегося с преподавателем.....……………

8. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся …………………..

9. Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий. ………………………

10. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.. ………………….

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Университет «Туран-Астана»

Кафедра «Туризм и сервис»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся всех специальностей

Астана 2015

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ



  Общее кол-во часов  
Для очного отделения   В неделю Всего
Лекции
Практические
СРСП/СРС 30/30 30/30
Экзамен (Э)5 семестр    
Для заочного отделения      
Лекции
Практические
СРСП/СРС
Экзамен (Э)-5 семестр  

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель и задачи изучения курса.

Целью дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" является ознакомление студентов с основами безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основами защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.

Задачами изучения дисциплины ОБЖ являются: научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам организации и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

В результате обучения студенты должны:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕо неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности техники и защищенности человека, которая гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях;

ЗНАТЬ:

- законодательные акты Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций

- теоретические основы безопасности в системе "человек - среда обитания"

- основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональными условиями деятельности

- средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов

- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях

- методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций

- нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности

УМЕТЬ:

- контролировать параметры негативных воздействий и оценивать их уровни

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности жизнедеятельности

ПРИОБРЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ - планирования и участия в спасательных работах

- применения средств индивидуальной защиты

- оказание доврачебной помощи пострадавшим с умением распознавать признаки травматических повреждений, шока, клинической смерти, острых заболеваний и особо опасных инфекций;

быть компетентным: в вопросах безопасности жизнедеятельности.

3. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

Ценностно-смысловые компетенции: - иметь ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию;владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.

Учебно-познавательные компетенции: ставить цель и организовывать ее достижение; самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности; решать учебно-познавательные проблемы; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи; самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения.

Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.

Здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации в природной среде; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни; владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

А. Знание и понимание: обучение в области ОБЖ сводится к получению студентом знаний, необходимых для создания в будущем условий деятельности, технических средств, технологических процессов и производств, строительных конструкций и т.п., соответствующих нормативным требованиям по безопасности.

В. Применение знаний и пониманий: при получении знаний по вопросам ОБЖ важно научить выпускников применять эти знания в работе и в жизни. В период обучения в вузах они должны освоить программы и получить необходимые знания, т.к. дальнейшая деятельность выпускников будет связана в основном с эксплуатацией технических средств, реализацией технологий и соблюдением безопасных условий труда в производственных помещениях;

приобрести практические навыки: планирования и участия в спасательных работах;

- применения средств индивидуальной защиты

- оказание доврачебной помощи пострадавшим с умением распознавать признаки травматических повреждений, шока, клинической смерти, острых заболеваний и особо опасных инфекций.

С. Формирование суждений: Могут интегрировать знания, справляться со сложными вопросами и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации с учетом этической и социальной ответственности за применения этих суждений и знаний.

D. Коммуникативные способности: владеть широким набором коммуникативных приёмов и техник, установления контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения, организации обратной связи и т.д. с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности

Е. Навыки к обучению или способности к учебе: имеют такие навыки в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.

Пререквизиты:К началу изучения данного курса студент должен владеть элементарными знаниями в следующих областях: математика, экология, химия, физика.

Постреквизиты: Знания, полученные по данной дисциплине, могут быть использованы в любой из сфер жизнедеятельности для сохранения собственной безопасности и безопасности окружающих, для продления жизни и здоровья.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (для очного отделения)

Название темы   Распределение часов  
  Лекции Практическая/лабораторная СРС СРСП Неделя
1. Законодательные акты в области безопасности жизнедеятельности
2. Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан
3. Классификация опасных и вредных факторов.
4. Радиационная и химическая опасность.
5. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
6. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения.
7. Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера. 7-8
8. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
9. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
10. Защита от оружия массового поражения.
11. Организационно-практические меры безопасности при землетрясениях. 12-13
12. Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и катастрофах на производственных объектах.
13. Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ.
  Итого:  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (для заочного отделения)

Название темы Формы обучения и количество учебных часов
      Лекции Практическая/лабораторная СРСП СРС
Законодательные акты в области безопасности жизнедеятельности 0,5   0,5
Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны (ГО) в Республике Казахстан 0,5    
Классификация опасных и вредных факторов. 0,5 0,5  
Радиационная и химическая опасность. 0,5   0,5
Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. 0,5 0,5  
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения. 0,5   0,5
Классификация чрезвычайных ситуаций различного характера. 0,5 0,5  
Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.   0,5   0,5
Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях 0,5   0,5
Защита от оружия массового поражения. 0,5 0,5  
Организационно-практические меры безопасности при землетрясениях.   0,5  
Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и катастрофах на производственных объектах. 0,5 0,5  
Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ. 0,5   0,5
  Итого:

Наши рекомендации