Заслуги Троице-Сергиевой Лавры во время самозванцев.
Все русское духовенство, подражая своим первосвятителям, ревностно встало на защиту веры и отечества. В особенности великие заслуги Церкви и государству оказала Свято-Троицкая Сергиева Лавра. В течение смутного времени она пожертвовала до 65 тысяч рублей (сумма по тому времени огромная). Часть этих денег она послала в Москву в то время, когда сама терпела осаду от поляков, обложивших ее под начальством гетмана Сапеги и Лисовского. 16 месяцев (с сентября 1608 года) длилась эта достопамятная осада. У осаждавших было до 30 000 человек хорошо обученного войска, а в обители и монахов, и поселян было не более 2 500 человек. Стены были ветхи, а неприятели часто делали подкопы; к довершению бед внутри обители от недостатка пищи и свежей воды появилась цинга. Сила Божия, по молитвам преподобного Сергия, чудесно разрушила действия врагов, и Сапега, к стыду своему, не мог выгнать из обители седатых грачей, как он называл защитников Лавры, старцев-монахов.
Вскоре после осады Лавры скончался доблестный ее защитник, игумен Иоасаф. На место его настоятелем Лавры сделался архимандрит Дионисий. Он дал приют толпам ограбленных и изувеченных крестьян, сбегавшихся под кров ее от злого врага, и монастырь из крепости обратился в богадельню. В то же время он вместе с келарем Авраамием Палицыным рассылал грамоты в разные города, умоляя о спасении отечества от врагов. Одно из этих воззваний было прочитано протоиереем в сентябре 1611 года в нижегородском соборе и подвигло Минина к его славному подвигу. Узнав о движении к Москве нижегородского ополчения, келарь Авраамий лично отправился туда и своими пламенными речами воодушевлял ополченцев. Его присутствие в войске в особенности помогло во время последней битвы с поляками под Москвой; в самую решительную минуту он сумел подействовать на казаков так, что те бросились на помощь нижегородцам и склонили победу на их сторону. Казаки, жалуясь на свою нищету, стали требовать себе денег, а иначе не хотели помогать русским. Тогда из Троицкой Лавры в их табор были посланы дорогие, жемчугом низанные, облачения. Казаки постыдились взять эту жертву и обещали служить Церкви и отечеству даром.
После страдальческой кончины патриарха Ермогена управляли Церковью временно митрополиты — Казанский Ефрем и Крутицкий Иона. Ни тот, ни другой не имели патриаршего сана, который был предназначен родителю новоизбранного государя Михаила Феодоровича, знаменитому Филарету Никитичу.
Патриарх Филарет.
Патриарх Филарет, в миру Феодор, был сын боярина Никиты Романовича Юрьева-Захарьина, родного брата царицы Анастасии Романовны, первой супруги Иоанна Грозного. Царь Борис, подозревая Романовых в измене, велел насильно постричь его в монахи и сослал в заточение в Антониев-Сийский монастырь под Холмогорами. Лжедимитрий I вызвал его, как бы своего родственника, из заточения, и Филарету была предоставлена митрополия Ростовская. Одновременно с ним были вызваны из Заонежского погоста инокиня Марфа, бывшая его супруга (в миру Ксения Ивановна), и из Белозерской обители сын его Михаил и поселены в Костроме.
Митрополит Филарет показал замечательный пример твердости духа и пастырской любви во время нападения мятежников на Ростов при втором самозванце. Большая часть жителей его удалилась в Ярославль; митрополит же остался в Ростове и совершал литургию, приготовляясь к мученической кончине вместе с другими оставшимися жителями. Мятежники выломали церковные двери, ворвались в собор и перебили множество народа, схватили митрополита и босого, в изодранном польском платье и татарской шапке отвезли в лагерь тушинского вора. Чрез два года уже он был отбит у мятежников отрядом Скопина-Шуйского. Когда в Москве затеяли переговоры с поляками об избрании Владислава на царство, то митрополита Филарета и князя Голицына послали к Сигизмунду под Смоленск в качестве великих послов от патриарха, бояр и народа. Здесь они настойчиво требовали от Сигизмунда, чтобы царствовал в Москве не он, а сын его Владислав, и притом не иначе, как приняв Православие, и не уступили королю и тогда, когда из Москвы была прислана к ним от бояр грамота во всем положиться на его волю, опираясь на то, что на грамоте не было патриаршей подписи. Раздраженный Сигизмунд, вопреки принятым правилам, отослал великих послов в Польшу, и здесь продержали их в плену около 8 лет. Когда был избран на престол Михаил Феодорович Романов, то поляки, имея у себя в плену отца государева, надеялись на большие уступки от русских в свою пользу. Но доблестный Филарет писал своему сыну, чтобы ради его не уступал полякам ни одной пяди русской земли. После Деулинского мира, заключенного в 1618 году, Филарет вместе с другими пленниками возвратился в Россию и тогда же, в июне 1619 года, был торжественно поставлен в сан патриарха Иерусалимским патриархом Феофаном.
В сане патриарха Филарет был 14 лет, до 1633 года. Он учредил первую епархию в Сибири и устроил патриаршую греко-латинскую школу в Чудовом монастыре. Все, что сделано было благодетельного для России в первую половину царствования Михаила Феодоровича, как то: окончательное примирение с Польшей, Швецией и татарами, укрощение внутренних мятежей, восстановление разоренных городов, увеличение государственных доходов и военных сил — совершалось при непосредственном и деятельном участии Филарета. Патриарх был не только советником, но и соправителем царя. Имя его в грамотах писалось на ряду с царским; обоим делались доклады и представлялись иностранные послы. (В указах писали: “Великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России и отец его, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России, указали.”) При дворе патриарха заведены были такие же порядки и тот же штат, как и у царя: бояре, окольничие, тиуны, стряпчие, боярские дети, дьяки, подьячие и пр. Учреждены патриаршие приказы: судный, церковных дел, казенный и дворцовый, в каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяком и подьяками, решал дела и делал доклады патриарху. Вообще власть и значение патриарха достигли при Филарете необычайных доселе силы и значения.
Преемники Филарета Никитича, патриархи Иоасаф I (1634-1640) и Иосиф (1642-1652), по своим личным качествам не могли иметь того значения, каким пользовался он. В уложении царя Алексея Михайловича и особенно в учреждении монастырского приказа явились значительные ограничения патриаршей власти и прав духовенства. Но еще раз во всем блеске государственного величия является патриаршая власть в лице третьего Филаретова преемника, знаменитого патриарха Никона.
Патриарх Никон.
Никон, во святом крещении Никита, родился в 1605 году в селе Вельдеманове (в пределах нынешнего Макарьевского уезда Нижегородской губернии) и был сын крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и чтение духовных книг возбудило в нем желание иночества. Двенадцати лет он тайно ушел в монастырь преподобного Макария Желтоводского. Здесь отрок Никита удивлял братию силой своего характера и духовных подвигов. Через несколько времени, однако же, родные убедили его возвратиться в мир и жениться. Искусный в чтении и разумении церковных книг, он занял место причетника при одной сельской церкви, а потом поставлен был во священника. По просьбе московских купцов, знавших его еще в Макарьеве монастыре, он переведен был в Москву. У священника Никиты были дети, но через 10 лет супружеской жизни все они умерли. Тогда он убедил свою жену пойти в монастырь, а сам удалился в Анзерский скит на Белом море (близ Соловецкого монастыря) и принял иночество с именем Никона. В этом ските он не нашел той строгости отшельничества, какой искал, и перешел в Кожеезерскую пустынь, где вскоре был поставлен игуменом. По нуждам обители он прибыл в Москву, здесь увидал его царь Алексей Михайлович. Пламенная ревность к благу Церкви и отечества, твердый и открытый характер, светлый ум, обширные познания, строгие правила жизни, наконец, величественная наружность Никона поразили царя, который полюбил его как друга и, чтобы приблизить к себе, перевел в Новоспасский монастырь. Дорожа расположением царя, Никон неутомимо старался расширить свое образование чтением духовных книг и завел обширную библиотеку. Пятницу каждой недели он проводил во дворце царя: здесь вместе они рассматривали прошения вдов, сирот и несчастных, и на обратном пути Никон объявлял царские милости. Затем около трех лет он был митрополитом в Новгороде с особенным полномочием от царя — наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, из темниц узников. В Новгороде Никон завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богадельни и во время голода каждый день питал бедных на своем дворе. Раз случилось в Новгороде возмущение: мятежники хотели убить царского наместника, князя Хилкова, и тот прибежал искать защиты у архиерея. Никон бесстрашно вышел к мятежникам. Сначала кротко вразумлял их, затем начал грозить им проклятием и судом Божиим. Тогда посыпались на него камни, и чернь избила его до полусмерти. С большим трудом он встал, однако же не пошел домой, а, отслужив литургию в Софийском соборе, оттуда с крестным ходом пошел в ту часть города, где наиболее бунтовали. Пораженные его твердостью, мятежники смирились, просили у Никона прощения и ходатайства пред царем. Не помня своей обиды, Никон просил для них пощады у царя. Благоразумная кротость в наказании окончательно смирила непокорных. Царь благодарил Никона за его самоотверженное служение и еще больше привязался к нему.
По смерти патриарха Иосифа царь предложил престол патриарха Никону. Зная зависть и вражду к себе бояр, Никон долго отказывался от него. Наконец царь в Успенском соборе при всем народе со слезами начал просить Никона о принятии патриаршества. Тогда Никон, обратясь к царю и боярам, спросил их: “Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить Церковь?” Все сказали, что “и будут, и дадут,” и Никон принял патриаршество 25 июня 1652 года.
В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Без патриарха, как во времена Филарета, не решалось ни одно государственное дело, и на государственных делах того времени лежит печать гения Никона. Ему главным образом мы обязаны присоединением Малороссии. Когда по поводу этого присоединения возгорелась война с Польшей и царь отправился в поход, тогда управление государством было поручено Никону. Царские бояре каждый день утром являлись к нему с докладами и без него не могли совершить никакого важного дела. Особенно энергичную деятельность Никон проявил по случаю открывшейся в России моровой язвы. Он рассылал грамоты о мерах предосторожности против заразы и сохранил царское семейство. За эти услуги царь почтил Никона титулом великого государя. Титул этот был еще выше у Никона, чем у Филарета: тот носил его как отец царя, этот — как патриарх. Власть патриарха совершенно уже приравнивалась к царской власти. Монастырский приказ при Никоне не имел никакого значения. Уложение дополнено новыми узаконениями из Кормчей книги, благоприятствующими церковной власти. Пользуясь влиянием у царя, Никон соорудил свои знаменитые монастыри: Иверский, Крестный и заложил Новый Иерусалим. Но на этой высоте положения патриарх Никон возбудил против себя много врагов. Ведя жизнь строгого аскета и всей душой преданный долгу, он был очень взыскателен в отношении других. В особенности он раздражал бояр. В то время стали проникать в Россию иноземные обычаи, и Никон осуждал их без всякого стеснения. Вскоре против патриарха составилась сильная партия бояр Стрешневых, Милославских, Морозова, Одоевского и других приверженцев западной новизны. В то же самое время патриарх возбудил к себе сильную ненависть и со стороны приверженцев мнимой старины исправлением богослужебных книг и церковных обрядов.