Почему бы не поговорить с Прабхупадой?
5.13
Долгое время я не пытался говорить с Прабхупадой. Но не стоит отказываться от попыток беседовать с Прабхупадой под предлогом недостатка веры. Если христианин может говорить с Христом, а йог – со Сверхдушой, то почему прабхупадануга не может обратиться в уме к Прабхупаде? Для этого нужно только немного веры в то, что он слышит нас, веры в то, что Кришна слышит нас. Мы можем сказать: «Я определенно верю в то, что Кришна – это Сверхдуша». Однако такая вера является скорее верой в писания, чем непосредственным постижением Господа в сердце. Но те же самые писания утверждают, что по милости Кришны чистый преданный может, подобно Сверхдуше, присутствовать в сердце своего ученика. Мы не должны сомневаться в этом, даже если у нас нет опыта восприятия этого присутствия. Если же мы сомневаемся в этом, то должны молиться одновременно Кришне и Прабхупаде: «Кришна, пожалуйста, передай мое послание Прабхупаде. Прабхупада, пожалуйста, передайте мое послание Кришне. Шримати Радхарани, пожалуйста, прости мне все мои оскорбления и позволь мне служить моему духовному учителю, Господу Кришне и Тебе».
Давайте иметь веру в свою способность говорить с Прабхупадой. Мы должны считать себя его вечными слугами и обращаться к нему с такими словами: «Прабхупада, я пытаюсь помнить о вас. Мое положение в духовной жизни – это положение вашего слуги. Пожалуйста, позвольте мне служить вашему Движению». То, что вы недавно услышали о Прабхупаде, ваши последние мысли о нем и места, где вы недавно побывали, – все это может побудить вас быть ближе к нему. «Прабхупада, сегодня я побывал в вашем бомбейском храме…»
Дорогой Шрила Прабхупада, позвольте мне обращаться к вам, где бы я ни находился. Не допускайте, чтобы я превратился в одного из тех, кто считает, что обращаться к вам не имеет смысла, и тем самым прекращает общение с вами. Вы присутствуете повсюду в разных формах, и я не могу сообщить вам ничего, чего бы вы не знали, однако обращаясь к вам, я предлагаю вам свое сердце. Позвольте мне постоянно напоминать себе о том, что вы – мое истинное прибежище.
Попробуйте это…
Порой преданному становится одиноко и ему кажется, что никто его по-настоящему не понимает. Когда такое происходит, бывает полезно поговорить со своим лучшим другом – чистым преданным Кришны, Шрилой Прабхупадой. Подойдите к фотографии или мурти Прабхупады и поведайте ему свою «историю». Присутствие Прабхупады способно наделить нас силой продолжать свой путь. Если мы понимаем, что Прабхупада присутствует в своей фотографии или мурти и что мы действительно говорим с ним, он откроет себя нам. Так почему бы не поговорить с Прабхупадой?
Прабхупада – не обычный человек
5.14
Шастры предостерегают нас от того, чтобы считать духовного учителя обычным человеком. Непреданным очень трудно это понять. Они считают духовного учителя обычным человеком, поскольку видят, что он стареет, или замечают, что иногда он проявляет гнев. У них множество ошибочных суждений о гуру, поскольку они не понимают, чем мирское отличается от трансцендентного. Невозможно по-настоящему оценить чистого преданного, не обладая духовным видением, однако следует помнить, что шастры говорят истину.
В шастрах перечисляются отличительные признаки духовного учителя, но даже среди духовных учителей, обладающих этими качествами, Шрила Прабхупада занимает особое положение. Что же делает его положение таким особенным? Или можно сформулировать этот вопрос иначе: «Многое в Прабхупаде кажется мне обычным. Что же делает эти «обычные» черты выдающимися?»
Д-р Харви Кокс как-то сказал: «Таких, как Прабхупада, единицы». Шрила Прабхупада основал Движение Харе Кришна, которое продолжает расти и пускать корни в разных странах по всему миру. Хотя другим санньяси-вайшнавам предсказание Господа Чайтаньи о том, что Его Имя станет известно в каждом городе и деревне, казалось практически неосуществимым, Прабхупада исполнил это предсказание. Это говорит о том, что он – выдающаяся личность, обладающая огромной преданностью и решимостью и уполномоченная Самим Кришной.
Не следует смотреть на духовного учителя как на обычного человека. И это не только вопрос надлежащего этикета, предписываемого Ведами. Духовный учитель не является обычным человеком, даже если мы видим, что он стареет или создается впечатление, что иногда он забывает санскритские стихи. Это не должно порождать сомнения в уме ученика. Прабхупада объяснял, что его совершенство заключается в том, что он постоянно проповедует и полностью поглощен сознанием Кришны. Гуру – это не Сверхдуша, знающая все и вся, однако он находится в близких взаимоотношениях со Сверхдушой. Шрила Прабхупада был целиком предан миссии Кришны. Его проповедь принесла потрясающие плоды. Он очень дорог Кришне. Проявление им гнева, болезненности или обычных человеческих качеств имеет трансцендентную природу, и предназначено для того, чтобы приблизить нас к нему в любовном обмене.
Духовный учитель живет во внутренней энергии. Он стремится постоянно говорить о Кришне и прославлять Кришну, а также занимать себя и других в служении Кришне. Неофиту непросто находиться в его обществе, поскольку это очень насыщенный и очищающий опыт. Поэтому, действуя «обычным» образом, гуру облегчает жизнь своим начинающим ученикам и дает им возможность иметь близкие отношения с возвышенным чистым преданным. Когда ученик делает для гуру простые вещи – греет ему воду для омовения или готовит его любимые сладости, --- его любовь к гуру возрастает. Поэтому иногда Шрила Прабхупада вовлекал учеников в беседы или занимал каким-то служением, просто чтобы сделать отношения более близкими. Он использовал ту же психологию, которую использует взрослый человек, играя с ребенком на его уровне. Так он завоевывает его любовь и доверие.
В конечном счете, ничто не является мирским или обыденным, если это санкционировано чистым преданным и связано со служением Кришне. Поэтому всякий раз, когда мы думаем о Прабхупаде как об обычном человеке – то есть материально обусловленном, подобно другим связанным кармой душам этого мира, – мы совершаем вайшнава-апарадху.