Письмо Прабхупаде, 17 августа 1991 г.
Виклоу, Ирландия
3.6
Дорогой Шрила Прабхупада!
Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны вашим лотосным стопам. Только вчера я написал вам письмо и чувствую, что нужна веская причина, чтобы писать вам снова. Если человеку выпадает удача переписываться с великой личностью, он не должен злоупотреблять этой привилегией. И хотя мне практически нечего добавить к тому, что я написал вчера, мне не хочется впадать в другую крайность, думая: «Я не буду писать, потому что не хочу отнимать у него время». Это будет ложным смирением. Я нуждаюсь в вашей милости.
Прабхупада, помните, как вам нравилось слушать наше чтение книги «Кришна» в лос-анджелесском саду? Если хотите, я могу начать делать это снова. Хотите? Я хочу служить вам посредством этой переписки, поэтому, если в своих письмах я буду цитировать книгу «Кришна», надеюсь, вы не сочтете чтение моих слишком частых писем потерей времени. Я помню, что вам нравилось получать частые письма от Бхуриджаны, поскольку он всегда вкладывал в письмо чек. Он не просто восхвалял вас цветистыми словами, но оказывал практическое служение. Вы ожидаете от нас чего-то осязаемого. Если я смогу написать в своем письме: «Сегодня я распространил несколько книг» или «Я написал эссе», или «Я помог преданному в сознании Кришны», --- это будут хорошие новости.
На этом буду заканчивать. Я почти ничего не написал о своем практическом служении, но по-крайней мере вы теперь знаете, что в своих письмах мне хотелось бы радовать вас какими-то реальными фактами. Конечно, реальные факты – это наше любовное служение, независимо от того, пишем мы вам об этом или нет. Я не думаю, что Джаянанда прабху часто писал вам, но благодаря своему любовному служению он был очень дорог вам.
Стремящийся стать вашим любящим и полезным слугой...
Дневник Сатсварупы даса брахмачари
3.7
Гуны природы по-прежнему бьют нас,
мы находимся в этом материальном мире.
Мы находимся в этом мире,
но Свамиджи может спасти нас.
Занимайся бхакти-йогой.
Пытаюсь печатать, но мешает шум, доносящийся от соседей. У меня есть беруши. Раярам говорит, что предпочитает не препятствовать своим чувствам, но мужчина по соседству время от времени с силой ударяет своим телом (или телом своей жены) о стену. Это материальный мир.
Ранним утром хорошо повторять на четках. Я написал очерк «Контроль сна». Я пытаюсь использовать различные техники. Самое главное – верить, что тело уже получило достаточно отдыха. Вы не заболеете. Поэтому, когда утром наваливается сонливость, сражайтесь с ней в полную силу, используя следующие методы:
1) сильно мотайте головой,
2) сбрызните лицо водой.
Тогда сонливость уйдет.
Вставай рано. Иди в ванную. Забудь о прошлом. У тебя есть несколько часов на шестнадцать кругов, а затем отправляйся в магазинчик на встречу со Свамиджи. Мне очень повезло.
Вдохновляй других слушать его.
В этой квартире шумно, но здесь я намного счастливее, чем в любом другом месте.
У меня есть небольшая плита, чтобы подогревать вечером горячее молоко. Раньше я готовил себе горячую овсянку, но теперь я вместе с преданными ем небесную кашу в храме. А обедаю со Свамиджи.
Когда я закрываю глаза, то вижу его. Каждый день я все больше времени провожу там. Харе Кришна мантра звучит во мне, практически, не переставая, а Кришна танцует на моем языке. Вишну – в моем сердце.
Я пишу очерк о карма-йоге для журнала «Обратно к Богу» – это мое преданное служение в офисе службы социального обеспечения. Райярам говорит, что мои очерки хорошие, и он будет их использовать.
Самое главное – служить Свамиджи, т.е. служить Кришне, служа Свамиджи, служить Кришне, служа духовному учителю. Служить, слушая его и выполняя другое служение (например, работая в социальном обеспечении).
Продолжение заметок по лекциям, «Бхагавад-гита», 6.40-43.
Даже если вы были заняты преданным служением всего на десять процентов, это зачтется вам в следующей жизни. Но мы должны постараться завершить всё в этой.
«Я не хочу надеяться на следующую жизнь!»
«В прошлой жизни мне не удалось завершить свои дела, но уж в этой жизни…»
«Все вы, кто приходите сюда, чувствуете внутреннее побуждение к этому: «Мы хотим». Источником этого побуждения является ваша прошлая духовная культура. Это нетрудно понять, если у вас есть вера в «Бхагавад-гиту». Больше никаких падений».
Опасность подстерегает на каждом шагу. «Взгляните на нашу деятельность – это невинная культура, духовная жизнь, и, тем не менее, это вызывает столько недовольства. Мы не воруем, не занимаемся политикой, но кто-то обязательно будет создавать нам трудности. Иисуса Христа распяли». Это такое место. Гуру Махарадж Свамиджи говорил: «Это не место для джентльмена».
Бог пребывает в нашем сердце и напоминает нам: «Начинай снова. Не упускай этот шанс».
Лекции Свамиджи очень возвышенны. Это концентрированное знание. Я хочу продолжать перепечатывать их, слушать их и наслаждаться ими. Не упускай эту возможность служить чистому преданному.
Райярам сказал мне, что Свамиджи как-то сказал, что ему понадобилось тридцать лет, чтобы достичь нынешнего уровня повторения Харе Кришна.
Свамиджи вдохновил меня повторять Харе Кришна в уме, когда я нахожусь офисе.
Мой поход в гости к сестре оказался не слишком удачным. Когда ее муж, Томми, подвозил меня на вокзал, я сказал ему, что сознание Кришны – совершенно естественный образ жизни. «Это трансцендентное любовное служение Кришне», --- сказал я. «Да», --- ответил он, но не думаю, что он что-то понял.
Свамиджи милостиво приехал к нам, в нижний Ист-Сайд. Он действительно дает нам бхакти, и в этом нуждается каждый. Мне очень повезло. Постарайся не упустить эту возможность. Действуй хладнокровно; делай все, что в твоих силах.
Заметки по «Шримад-Бхагаватам»
Первая песнь, том 2
Эта книга отличается от всех остальных. Во-первых, автор – наш живой гуру. Эта книга – абсолютная истина. Вы открываете книгу, и она заверяет вас в том, что благодаря ей вы сможете непосредственно соприкоснуться с Господом. Вы слушаете о Нем и встречаетесь с Ним на ее страницах. Даже внешне книга выглядит необычно – старая индийская бумага, а грамматические ошибки скорее усиливают ее привлекательность, чем мешают. Я читаю ее как квинтэссенцию. В ней более подробно рассказывается, о чем Свамиджи говорит нам на лекциях и в беседах.
«Шримад-Бхагаватам» построен таким образом, что, просто слушая его, человек стразу встает на путь самосознания. Хотя это произведение предназначено для парамахамс, людей высшего уровня… тем не менее, он глубоко проникает и в сердца мирских людей» (ШБ, 1.7.1, комм).
Свамиджи написал это в Индии. Сейчас он продолжает писать дальше, Вторую песнь. Хаягрива редактирует рукопись Свамиджи, а потом я ее перепечатываю.
«Иллюзорный Прабхупада»
3.8
Впервые я услышал термин «иллюзорный Прабхупада» в беседе с моим духовным братом, Бхуриджаной прабху. Это выражение поразило меня. Бхуриджана рассказывал мне, как он служил Прабхупаде, живя в Гонконге. В то время Прабхупада находился в Америке. Бхуриджана сказал, что он незаметно для самого себя начал отклоняться от того, чему учил Прабхупада. Чтобы оправдать свое поведение, он пытался рассуждать о том, как к этому отнесся бы Прабхупада. Таким образом, ему казалось, что он по-прежнему следует Прабхупаде. Он не забыл Прабхупаду, и у него не было никакого иного желания, кроме желания служить ему. Поэтому он начал служить ему так, как подсказывало его воображение.
Затем Прабхупада прибыл в Гонконг. Когда Бхуриджана встретил его в аэропорту, он был ошеломлен. Видеть истинного Прабхупаду, держать ответ перед ним и оказаться перед необходимостью безоговорочно выполнять его наставления было подобно сокрушительному удару.
Признать существование «иллюзорного» Прабхупады, т.е. признать, что существует различие между настоящим Прабхупадой и тем Прабхупадой, которого мы хотели бы видеть, – в высшей степени честный поступок для ученика.
Всем нам хотелось бы заменить воображаемого Прабхупаду на истинного. Один из способов сделать это – читать книги и письма Прабхупады. Конечно, письма иногда порождают определенные противоречия, поэтому читать их надо, принимая во внимание адресата, время и место. Например, Прабхупада мог кому-то запретить писать стихи, строго отчитав его за это. Человека с поэтическими склонностями могут задеть критические слова Прабхупады о том, что ему очень дорого. Однако нужно принимать во внимание и другие стороны личности, которой было адресовано данное письмо. Может быть, он использовал поэзию в качестве оправдания, чтобы не выполнять другое служение; а может в его или ее поэзии проскальзывали имперсональные нотки. Есть много различных факторов, которые нужно учитывать. Таким образом, соприкасаясь с «истинным» Прабхупадой через его письма, нужно внимательно изучать контекст, в котором они были написаны.
Существует много «Прабхупад», циркулирующих в нашем Движении. Как часто мы слышим слова «Прабхупада говорил», когда кто-то хочет одержать верх в споре. Наш поиск истинного Прабхупады должен быть постоянным и искренним.
Мы должны быть терпеливы по отношению к самим себе. Даже если в нашем служении Прабхупаде присутствуют какие-то иллюзии, в конечном счете, в Прабхупаде нет ничего иллюзорного. Выбирать определенные наставления духовного учителя, которые нам кажутся соответствующими нашей ситуации и нашему складу характера, вполне естественно. Будучи проповедниками, мы порой даже вдохновляем новичков искать те наставления Прабхупады, которым они смогут следовать от всего сердца. Просто мы должны быть осторожны, чтобы не проповедовать разбавленную версию того, чему учил Прабхупада. До тех пор, пока мы не очистимся, в нашей способности следовать всегда будет некоторая доля компромисса, но мы должны стараться постоянно увеличивать нашу преданность и внутренне сознавать, кто наш духовный учитель и чего он хочет от нас.
Также нам не следует бояться, что мы создали «иллюзорного» Прабхупаду. Это совсем не то, что «иллюзорный Васудева», которого создал демон Шалва, чтобы сломить дух Кришны во время битвы. Шалва сказал: «Кришна, вот твой отец, и сейчас я отрублю ему голову. И ты мне не сможешь помешать». Произнеся эти слова, Шалва отрубил голову своей мистической иллюзии. Когда Кришна это увидел, Его на мгновение охватила скорбь. Однако Кришна не подвержен иллюзии, и уже в следующее мгновение Его решимость сражаться стала еще больше. Любое служение Прабхупаде ценно. Если мы исполнены решимости, постепенно нам удастся преодолеть наши заблуждения относительно Прабхупады. И мы никогда не лишимся его милости.
Прабхупада, которому мы поклоняемся и который привлекает нас, – источник нашего вдохновения в преданном служении. Шалва использовал «иллюзорного Васудеву», что повергнуть Кришну в скорбь, но наше поклонение Прабхупаде всегда благотворно. Уповая на милость Прабхупады, мы должны стараться избавиться от излишних компромиссов в нашем служении, чтобы общаться с Прабхупадой таким, какой он есть.
Радхаштами в Маяпуре
3.9
Когда мы принимали прасад, сидя на веранде в Маяпуре, – Бхакти-чару Свами, Хамсадута, Субхага Махарадж, Дхананджая – мы рассказывали друг другу множество историй о Прабхупаде. Истории, фрагменты воспоминаний о Прабхупаде. Бхакти-чару Свами рассказал, как однажды вечером, в 1977, он делал Прабхупаде массаж. Ему было грустно, что он только сейчас начал служить Прабхупаде. Прабхупада был с нами уже одиннадцать лет, и раньше, когда Прабхупаде больше нуждался в помощи, Бхакти-чару еще не было в Движении. Сейчас у Прабхупады тысячи учеников, которые проповедуют повсюду. Бхакти-чару выразил свои чувства Прабхупаде, на что Прабхупада ответил: «Но я никогда не оставался один». Когда Бхакти-чару Свами услышал это, он ощутил свою полную незначительность. Он осознал, что Прабхупада не нуждался в его помощи.
Каждая рассказанная история вызывала в моем уме еще пять, но мне не хотелось их рассказывать. Я уже описал в своих книгах большинство из этих историй. Мне просто хотелось слушать, как другие рассказывают о Прабхупаде, и наслаждаться доброжелательной атмосферой, возникшей между нами. Почитая прасад, мы забыли обо всех формальностях. Я смог увидеть, как Прабхупада-катха, подобно Кришна-катхе, устраняет все различия. Испытывать голод по общению с преданными, обладающими знанием, что в нашей жизни важнее всего, и чувствовать себя комфортно в обществе этих преданных – замечательное ощущение.
Дхананджая рассказал нам, что, установив Радху-Кришну в Лондоне, Прабхупада сказал: «Рука Радхарани благословляет вас достичь Кришны. Без Ее благословений невозможно приблизиться к Кришне». Затем он рассказал еще одну историю о том, как одна странствующая женщина-садху подарила Ямуне даси Божества Радхи-Кришны. Прабхупада строго предупредил ее в письме, что она не должна поклоняться этим Божествам, пока он не даст разрешения.
После этого Хамсадута рассказал, как Прабхупада остановился в Горакхпуре и поклонялся там Радха-Мадхаве посредством пения «Джая Радха-Мадхава». Я рассказал то, что мне было известно об установлении бронзовых Божеств в Нью-Йорке. У Кришны не оказалось флейты, и Прабхупада смастерил флейту из палочки, обернув ее тканью. Потом я рассказывал, как Прабхупада получал даршан маленьких бронзовых Божеств в Бостоне. Когда мы начали Их одевать, он сказал, что Им нужно поправиться. Одежда, которую сшила Химавати, оказалась короткой, но Прабхупада сказал: «Ничего, зато мы можем созерцать стопы Радхарани».
Одна за другой звучали истории (или, по-крайней мере, проносились в моем уме). Иногда мы говорили громко, чтобы нас могли слышать преданные, сидящие через проход, а иногда коротко обменивались парой фраз с теми, кто сидит рядом. Тем временем раздатчики проворно раздавали сладости и острые закуски. Мгновение невнимательности – и вам придется съесть больше, чем вы хотели.
Какой смысл отдаляться от лотосных стоп Прабхупады? Проблем всегда будет предостаточно, но если я буду оставаться в этом Движении, оставаться с этими преданными, которые так любят Прабхупаду, тогда Прабхупада исполнит все мои духовные желания. Без него мы никогда не сможем приблизиться к Радхе-Кришне. Только Прабхупада способен даровать нам это благословение.
Прабхупада сегодня
3.10
Вспоминая о Прабхупаде, мы возвращаемся в прошлое. По определению память подразумевает возвращение в прошлое. Это несколько нереально. Мы путешествуем во времени, встречаемся с Прабхупадой и затем возвращаемся в настоящее.
Воспоминания о Прабхупаде – это нектар. Без них не может быть сознания Прабхупады. Если бы не существовало воспоминаний о Прабхупаде, очень скоро его жизнь превратилась бы в миф. Например, хотя я не имею непосредственного опыта общения с Господом Чайтаньей, многие из тех, кто общался с Ним, записали Его игры в своих книгах и дневниках. Благодаря этому я точно знаю, что Он действительно существовал. Подобным образом и последователи Прабхупады охотятся за воспоминаниями о нем и вдохновляют учеников Прабхупады писать мемуары, чтобы после их ухода из этого мира, остались воспоминания, каким было общение с Прабхупадой.
Однако сознание Прабхупады – это нечто большее, чем просто воспоминания о нем. Мы можем отправиться в мир прошлого, но рано или поздно нам придется вернуться в настоящее и предаться сейчас. Медитируя на воспоминания и практикуя внутреннюю, ежеминутную преданность, мы станем сознающими Прабхупаду. Эта внутренняя культивация очень важна. Размышления о Прабхупаде – это не только воспоминания о том, что он делал в 70-х, но и понимание необходимости служить ему сегодня.
Вспоминания о Шриле Прабхупаде многогранны. Это не вопрос извлечения из памяти снова и снова одних и тех же воспоминаний до тех пор, пока они не станут настолько выхолощенными, что в них уже не останется ничего от Прабхупады. Тогда это, скорее, будет похоже на медитацию майявади. Нет, сознание Прабхупады личностно. Оно проявляется в ежедневном чтении книг Прабхупады, а также в том, что, повторяя Харе Кришна, мы помним, что маха-мантру нам дал Прабхупада. Это также подразумевает отношение к нему как нашему главному наставнику – нашему возлюбленному учителю, который сострадательно учит нас сознанию Кришны. Прабхупада всегда с нами посредством вани. Он направляет нашу жизнь в русло своей миссии. Эта многогранная медитация на Прабхупаду включает в себя и нектарные воспоминания о его играх.
Позвольте поделиться с вами некоторым опытом «Прабхупады сегодня». Недавно я беседовал с аббатом кармелитского монастыря в Бельгии. Он был весьма дружелюбно настроен и проявил определенный интерес к сознанию Кришны. Однако он никак не мог понять, почему люди Запада обращаются к индийской культуре. Я попытался объяснить ему, что вайшнавизм – это не секта и не индийская религия, но он все равно не понимал, почему мы одеваемся и молимся как индусы.
Истинное (и самое простое) объяснение, которое я не привел в разговоре с ним, заключается в том, что я живу и одеваюсь определенным образом, следуя примеру моего духовного учителя. Сомневаюсь, что такое объяснение удовлетворило бы аббата. Он бы все равно продолжал спрашивать: «Но разве это не создает неудобств? Ведь вы западные люди, зачем вы это делаете?»
Однако у меня нет другого объяснения. Я делаю это только потому, что мой духовный учитель убедил меня, что такой образ жизни – наилучший для меня. Это просто акт безусловного предания себя, акт веры в прошлое и будущее его миссии. И что самое главное, я делаю это потому, что это помогает мне медитировать на Прабхупаду. Это еще одна возможность чувствовать его присутствие сегодня.
Самоанализ
3.11
Бывает, что, слушая беседы Прабхупады с гостями, я испытываю отрицательные эмоции. Я знаю, что должен преодолеть это. Я слышу голоса его учеников и чувствую… Приступы зависти? Или мне не нравится, что человек, с которым беседует Прабхупада, недостаточно почтительно к нему относится? Или Шрила Прабхупада слишком навязывает свою точку зрения? Он слишком давит? Я не должен допускать даже мысли об этом, но если я хочу избавиться от этих сомнений, мне придется иметь с ними дело.
Я чувствую себя как на исповеди. Психолог-непреданный скажет: «Ну, если таково ваше отношение к духовному учителю, вам придется иметь с этим дело. Возможно, не все, что вы думали о нем, полностью соответствует истине. Может быть, вам следует позволить себе думать таким образом. Не подавляйте этого». Он может побуждать меня уменьшить привязанность к Прабхупаде. Но психолог-преданный отнесется к проблеме иначе: «То, что временами на поверхность всплывают подобные мысли, не обязательно указывает на глубинные проблемы. Не позволяй этим временным чувствам, возникающим на поверхности ума, парализовать тебя». Он станет убеждать меня, что появление время от времени подобных ощущений не означает, что у меня нет любви к Прабхупаде или что я не служу ему.
Жизнь в материальном мире подразумевает несовершенство. Здесь либо слишком холодно, либо слишком жарко. Человек испытывает либо муки взросления, либо страдания старости. Здесь нет идеального места, поскольку все временно. Даже в духовой жизни тело и ум пытаются мешать нам, не давая возможности по достоинству оценить чистого преданного. Проблема не в чистом преданном. Поэтому мы молимся: «Мой дорогой Господь, пожалуйста, прости меня. Иногда мои мысли о Тебе оскорбительны. Я не способен в полной мере оценить Тебя и Твоих преданных».
Как возможно жить, осознавая, что ты предал свои отношения с Прабхупадой? Я должен жить привязанностью к Прабхупаде. Я не могу отрицать того, что эта привязанность у меня есть. Я преклоняюсь перед ней.
Мы все должны преклоняться перед Прабхупадой, отвечая взаимностью на то сострадание, которое он явил нам. И помня о том, что было в прошлом, мы должны жить сейчас и в будущем только ради его миссии. Так или иначе, мы должны хранить верность ему. Только так мы можем проявить свою любовь, наши истинные глубокие чувства к нему.