Не превращайся в сухого собирателя антиквариата
В форме воспоминаний о Прабхупаде
2.4
Собирая воспоминания о Прабхупаде, я должен быть осторожен, чтобы не превратиться в человека, находящего удовольствие в воспоминаниях о прошлом и в рассматривании старых фотографий, но упускающего при этом главное – почтение, энтузиазм и любовное служение. Разглядывая эти фотографии, я хочу сохранять сосредоточенность на этих трех главных моментах. Фотографии могут вызывать во мне приливы любви, но они не могут стать заменой активному памятованию.
Когда я рассматриваю фотографии Шрилы Прабхупады, в моем уме возникают многочисленные образы: Прабхупада входит алтарную, одетый в свитер ржаво-рыжего цвета. Его ладони сложены, он поворачивается и улыбается. Я чувствую, как сокращается дистанция между мной и Прабхупадой.
Вот он сидит в зале ожидания в аэропорту. По фотографии я не могу определить, что это за аэропорт. На Прабхупаде толстая цветочная гирлянда, в центре которой благоухающая гардениия. Я вижу несколько длинных волосков, торчащих из его бровей и обвисшую кожу на шее. Я вспоминаю о его удивительной способности руководить и командовать нами, и снова чувствую себя находящимся под его командованием и руководимым им.
Фотографии и воспоминания – это хорошо, но мне также нужно не забывать о его наставлениях. Прабхупада дал множество философских наставлений и конкретных указаний по поводу того, как руководить Движением и управлять своей собственной жизнью. Чтобы следовать всем этим указаниям, необходим разум, а также вера, побуждающая развить такой разум. Однако мне не хотелось бы стать «слишком умным». Цель следования указаниям Прабхупады и памятования о нем заключается в том, чтобы оставаться смиренным. Мы вечно являемся его учениками. Мы никогда не превзойдем Прабхупаду.
Другой момент: я не могу просто «изучать Прабхупаду», подобно тому, как ученые исследует предмет под микроскопом. У меня есть много фотографий Прабхупады – на некоторых он позирует, а на некоторых совершенно естественен. И все равно я не в состоянии понять мысли моего духовного учителя. Я способен изучать его слова и наставления, но даже это необходимо делать с верой и в духе служения. Я – не литературный критик и не юрист, которые без конца анализируют его наставления, в поисках… Чего? Изъянов и лазеек? Но это уже признак того, что мы стали «слишком умными», а это уже оскорбление.
Как и у всех остальных у меня есть собственное служение в этом Движении. И хотя мое служение может отличаться от вашего, мы все – ученики, находящиеся у стоп гуру. Я не хочу превратиться в пресытившегося гедониста, которому всякий раз требуются все новые и новые стимулы для того, чтобы испытать прежний «кайф». Меня вдохновляет Прабхупада. И я коллекционирую воспоминания о нем и его фотографии, чтобы напоминать себе об этом.
Сохранять живыми воспоминания о Прабхупаде, не впадая в сентиментальность, --- значит осознавать, что наша связь с ним по-прежнему существует. Не отправляйте Прабхупаду в музей вашего ума и не считайте себя коллекционером антиквариата. Прабхупада продолжает проповедовать.
Я хочу служить преданным, обладающим опытом, который можно назвать словами «лицом к лицу с Прабхупадой». Мне недостает сознания Прабхупады. Не пытаюсь ли я компенсировать этот недостаток тем, что коллекционирую вещи, которыми пользовался Прабхупада? Ну что ж, во всяком случае, это работает. Однако позвольте мне посыпать свою голову пылью со стоп преданных, которые живут Прабхупадой.
Прабхупада создал наше настоящее
2.5
Мы имеем богатый опыт общения с Прабхупадой в разлуке. Этот Прабхупада не отличается от того Прабхупады, с которым мы соприкасались до 1977 года. Прабхупада был с нами всего одиннадцать лет, он оставил нас четырнадцать лет назад*. И все же мы должны ощущать его присутствие в нашей жизни.
* Книга была написана в 1991 году ( Прим. переводчика).
Наше настоящее формируется главным образом прошлым опытом. Пусть же наша верность этому святому человеку, приехавшему в Нью-Йорк в 1965 году и подобравшему нас, породит нашу нынешнюю преданность Кришне. До приезда Прабхупады мы были беспомощными жертвами гун природы, но он с легкостью избавил нас от этой жизни и поставил на духовный путь. Он создал наше настоящее.
Сейчас мы уже понимаем, что, несмотря ни на какие трудности, необходимо оставаться в обществе последователей Прабхупады. Только они способны понять наши чувства к Прабхупаде, только они способны понять, в каком долгу мы перед ним. Такая санга приносит утешение. Наши духовные чувства нежны и ранимы, и даже в обществе преданных порой нас что-то больно задевает. Но благо общения с преданными так велико, а возможность памятования о Прабхупаде здесь так ярко выражена, что можно пойти на риск того, что придется испытать небольшую эмоциональную боль, вызванную смешанными мотивами других. У нас должна быть вера, и большинство из нас знает на собственном опыте, что только преданные способны оценить вашу любовь к Прабхупаде. Таким образом, Прабхупада создал наше настоящее. Он связал нас узами своей любви, и наш долг – проповедовать и молиться вместе с теми, кто любит его. Он связал нас своим обществом.
Однако смысл существования ИСККОН не в том, чтобы превратиться в секту памятования о Прабхупаде. Его миссия – принести благо всему миру, распространяя сознание Бога. Прабхупада знал, что невежество в отношении Бога является величайшей проблемой мира. Из-за невежества люди не понимают природы души и потому строят свою деятельность на временной основе тела, запутываясь в цикле самсары. Они совершают большую ошибку. Прабхупада понимал, что без знания о главной цели жизни люди никогда не обретут мира и счастья. И как его последователи мы должны сотрудничать, распространяя это знание.
Однако мы сможем проповедовать и сотрудничать только в том случае, если будем помнить Прабхупаду и следовать его примеру. Такова сиддханта вайшнавов: йасйа прасадад бхагават-прасадо / йасйапрасадан на гатих куто ‘пи
Мгновения с Прабхупадой
2.6
Иногда случаются «мгновения Прабхупады», как я их называю, когда что-либо происходящее сейчас напоминает об эпизоде, связанном с Прабхупадой. Обычно это не какие-то выдающиеся откровения, поэтому мы склонны пренебрегать ими. Однако жизнь в сознании Кришны состоит из служения духовному учителю, и это служение наполнено мгновениями воспоминаний о нем и его наставлениях. Нам нет нужды ждать, когда полубоги начнут осыпать наши воспоминания цветами или же когда с неба раздастся звон цимбал. Мы – последователи Шрилы Прабхупады, а он – джагад-гуру. Просто нам нужно замечать и ценить эти мгновения. Нам нужно ценить их.
Что же значит ценить «мгновения Прабхупады»? Во-первых, мы можем относиться к ним более внимательно. Например, ухаживая за растениями, мы поливаем их, следим, чтобы на них не завелись насекомые и чтобы они получали достаточно солнечного света. Точно так же можно заботиться о наших отношениях с Прабхупадой. Уделяя внимание «мгновениям Прабхупады», мы станем более глубоко осознавать наши взаимоотношения с ним. Например, мы будем молиться Прабхупаде, вытирая рамку с его фотографией. Или же произнося: «Слава Шриле Прабхупаде!», --- вместо того, чтобы делать это механически, мы на мгновение остановимся и подумаем о нем.
Например, мне нравится вспоминать о том, как Прабхупада останавливался в манговой роще по дороге из Калькутты в Маяпур. Он поступал так много раз, и это стало его привычкой. Однако для преданных, которые сопровождали его, каждый такой пикник был особенным событием. Роща находилась на полпути от Калькутты до Маяпура, а вся дорога занимала около трех часов.
Мы брали с собой дутый рис, фрукты – манго, папайю, и, кажется, сандеш. Обычно Прабхупаду сопровождали еще две машины, полные преданных. Женщины садились немного в стороне, а рядом с Прабхупадой рассаживались его секретари и преданные-мужчины. Сначала прасад подавали Прабхупаде, после он мыл руки и рот. Затем его прасад раздавали преданным, и мы тоже завтракали. Мы были счастливы находиться рядом с ним и почитать прасад перед тем, как снова отправиться в путь.
Даже в те времена эта остановка в манговой роще с Прабхупадой была всего лишь «мгновением». И когда мы сегодня вспоминаем об этом эпизоде, он не представляется нам чем-то важным. Когда-то мы были участниками этих событий, но ведь жизнь продолжается. Однако разве жизнь – не последовательность таких эпизодов? Некоторые из них являются более запоминающимися, хотя, в действительности, и они не представляют собой ничего эпохального или грандиозного. Что же мы считаем воистину грандиозным? Как правило, мы относим к этой категории катаклизмы, ураганы, войны. Однако в случае с Прабхупадой многое происходило тихо и незаметно. Публикация «Шримад-Бхагаватам», к примеру, совершила революцию во всем мире. Это грандиозное событие. Однако Прабхупада переводил «Бхагаватам» каждое утро изо дня в день. Для него это было просто частью ежедневного распорядка, хотя внутренне он переживал глубокие эмоции. День за днем он понемногу добавлял материал к переводу «Бхагаватам». Как он сам говорил: «Вода камень точит. Так и я написал все эти книги».
Все, что было обычным делом для Прабхупады, представляло огромный интерес для нас: то, как он вставал в полвторого ночи, включал свет и открывал книги на том месте, где остановился накануне; как надевал очки и погружался в умонастроение ученого. Он погружался в комментарии предыдущих ачарьев только лишь для того, чтобы спасти нас. Так появлялся очередной том «Шримад-Бхагаватам». Прабхупада говорил: «Когда я издаю очередную книгу, мне кажется, что я покорил империю». Он покорил больше, чем империю: он покорил сердца своих преданных.
Страдал ли Прабхупада?
2.7
Мы понимаем, что Прабхупада является духовной личностью, обладающей духовным телом. Некоторые преданные относятся к этому пониманию догматически, и их ум приходит в беспокойство, когда они слышат о Прабхупаде что-либо, кажущееся слишком человеческим. Но шастры утверждают, что нитья-сиддхи порой действуют в этом мире подобно обычным людям. Тем не менее, они никогда не забывают о Кришне и служении Ему. Даже Господь Чайтанья играл роль санньяси, хотя Он – Верховная Личность Бога.
Давайте же будем медитировать на то, как Прабхупада терпеливо переносил телесные страдания. Если бы он вообще не испытывал никакого дискомфорта, как можно было бы говорить о терпении? В одном из писем Шрила Прабхупада написал: «Если вы хотите узнать о страданиях духовного учителя, медитируйте на распятие Иисуса Христа».
Мы встретили Прабхупаду, когда ему было семьдесят, и общались с ним до восемьдесят второго года его жизни. Это время, когда тело стареет, а здоровье приходит в упадок. В лекциях Прабхупада приводил себя в качестве примера: «Когда вы стареете, у тела появляется множество болезней». Порой он говорил о своих недомоганиях – артрите, диабете и т.д., но при этом никогда не жаловался. Время от времени он простуживался. Прабхупада часто кашлял. Иногда у него начинался такой сильный кашель, что он с трудом мог читать лекцию, но все равно продолжал проповедовать.
Прабхупада отмечал, что, хотя в семьдесят лет никто не покидает своего дома, он отправился на Запад и сейчас продолжает с энтузиазмом путешествовать. «Благодаря этому энтузиазму, --- говорил Прабхупада, --- вы имеете возможность получать знания». Он продолжал делать это, несмотря на то, что иногда был простужен, иногда у него распухала губа, а иногда отекал глаз, у него выпадали зубы, мочевой пузырь не всегда нормально функционировал, у него были нарушение пищеварения и множество других недомоганий.
Прабхупада не слишком заботился о своем теле. То, что он продолжал часто летать на самолетах и не придерживался строгой диеты кроме регулярного прасада Кришны, было в его случае трансцендентным чудом. Его больше интересовала проповедь, чем забота о теле ради максимальной продолжительности жизни. Конечно, Прабхупада вел естественно здоровый образ жизни. Он рано ложился и рано вставал, регулярно совершал утренние прогулки, а его ум всегда был чист и бодр. Прабхупада был полон жизни. Он определенно не был похож на дряхлеющих стариков, утративших цель жизни. В нем не было даже следа угасания или старческой депрессии. Тем не менее, не будет ошибкой считать, что Прабхупада страдал за нас. Он принял эти страдания без жалоб, мужественно, и относился к ним философски.
Один из юных учеников Прабхупады, приехав к нему в Хайдерабад, сообщил, что заболел желтухой. Этот ученик сказал, что его стул стал другого цвета. Прабхупада ответил, что его стул тоже иногда бывает одного цвета, а иногда другого, но это не так уж важно, это всего лишь проявление изменчивой природы несовершенного тела. Кришна говорит Арджуне, что в материальном мире все постоянно меняется, подобно сезонам: зима, весна, лето, осень. Порой вы счастливы, а порой несчастны, поэтому нужно научиться терпеливо переносить эти перемены и не привязываться к временному.
Мы можем многому научиться на этом примере и так освободиться от многих беспокойств, не тратя впустую свое время на то, чтобы переживать по поводу своих зубов, спины или даже сердца. Лучше использовать свое время в сознании Кришны. Если Кришна захочет защитить нас, мы не умрем, даже если сильно заболеем; а если Кришна захочет, чтобы мы начали новую жизнь в новом теле, то никакая забота о здоровье не спасет нас. Вести себя ответственно по отношению к своему здоровью и не пренебрегать им – значит вести упорядоченную жизнь в рамках садханы-бхакти. И поскольку невозможно постоянно поддерживать совершенное здоровье, мы должны следовать примеру Прабхупады, целиком занимая себя в сознании Кришны. С материальной точки зрения нам очень повезет, если мы сможем прожить столько же, сколько и он, сохраняя при этом активность. Что касается достижений, которых Прабхупаде удалось добиться в преклонные годы, то здесь нам за ним не угнаться. Мы можем просто поклоняться его примеру.
Попробуйте это…
В течение жизни каждый болеет, будь-то серьезная, хроническая болезнь или обычная простуда. В это время, когда тело испытывает дискомфорт, становится трудно совершать даже обычные действия. В следующий раз, когда вы заболеете, можете вспомнить о том, как вел себя Шрила Прабхупада, когда его тело причиняло ему беспокойства. Таким образом, попробуйте практиковать терпение с более глубоким осознанием. Постарайтесь глубже понять фундаментальный принцип: «Я – не тело». Это может быть хорошей практикой особенно для тех, кто находится на грани смерти.