Вретище времен воздыханных, имже земле наша одеяся, раздери, Господи, и веселием препояши ю и венцем лета благости Твоея украси.

2 ноября 1989 г.

Дело католиков - суетиться у подножия ис­тины, указывать людям на красоту ее вершины, умиляться, ломать руки и плакать, не зная внут­реннего чувства высоты истины, не представляя себе вида, который открывается с ее вершины. Дело православных - непоколебимо стоять на самой вершине, в этом ощущать всем существом своим необходимость для жизни, незаменимость ничем этого места. Созерцать величие истины, беззаветно хранить ее и не отступать от нее «даже до смерти».

«... Легче умствовать, чем молиться или вни­мать себе».

Епископ Феофан.

28 ноября 1989 г.

Нам должно совершенствоваться в познании. Но в познании чего? Величия Божия и своих несовершенств и немощей.

Мы не можем вместить величия дара - Боже­ственной литургии, но мы можем вместить чувство собственного недостоинства, предстоя этому страш­ному таинству.

Так поступают и Ангелы. Закрывая лицо свое крылами от света Божественной славы, они испо­ведуют свое недостоинство и несовершенство.

* * *

«Священное молчание, наводимое на ум во вре­мя молитвы ощущением величия Божия, вещает о Боге возвышеннее и сильнее всякого слова». Епископ Игнатий.

«Христос ради послушания пришел в мир», о. Нектарий.

«Душа не может примириться с миром и уте­шается лишь молитвою», о. Нектарий.

Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, а не он ей. Епископ Феофан.

* * *

О молитве.

В душе пробудите жажду спасения и уверен­ность, что кроме Господа неоткуда ожидать нам спасения.

Плод молитвы – главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.

Достижение христианского совершенства без стяжания умной молитвы невозможно.

Трезвиться - значит, не прелагать сердца сво­его ни к чему, кроме Бога.

Самолюбие и есть живущий в нас грех...

Страшный змий влагает в нас мудрость побеж­дать словом тех, кто хочет нас исправить; и оттого грех умножается в нас, не имея противоборника себе.

Ефрем Сирии.

5 января 1990 г.

Постриг в рясофор с наречением имени Васи­лия, в честь учителя Вселенскаго, святителя Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

«Храни зрение больше, нежели чрево»

«Убойся дурных привычек более, нежели бе­сов». Исаак Сирии.

«Келья - пристанище и убежище от мыслен­ных и сердечных бурь». Свт. Игнатий.

От ничтожного по наружности обстоятельства может для монаха возникнуть величайшее искушение и самое падение.

Молитва есть мать добродетелей.

Дерзость есть мать всех страстей, то есть, воль­ность, свобода в обращении.

Истинное христианство и истинное монашество заключаются в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность.

Монах - тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время, руководствуется единственно Божиими заповедями и Божиим словом.

9 января 1990 г.

Господи, Господи, еще мало потерпи чад наших, святии старцы вопияше; солнца не помрачи тьмою, луны кровию не обагри. Содержи, Владыко, силы небесные, покрый землю милостию Твоею, да не ужаснутся звезд падающих и стихий горящих, ими-же обличение в день гнева миру возвестится.

Предста Царица Сыну Своему, егда воссташе Господь судити миру, руце в мольбе простерши за ны, яко голубица крыле свои за птенцы своя и ничесоже глаголяще, токмо слезы смиренно иму­ще; и, о, чудо, ангелов устрашающее! возмутися духом вселенной Господь, Бог Всеведущий про-слезися, Силы Небесные вспять возвратишася, суд о земле на милость приложися, еще мир миру даровася, яко возвеличим Богородицу пречудную.

Кому от земных глаголеши, Господи, яко при­скорбна есть душа Твоя до смерти? Кий да подне­бесный обымет сие? Кое естество человечо сие вместит? Но расшири сердца наша, Господи, яко грядем в след печали Твоей ко Кресту Твоему и воскресению.

* * *

И не мог (!!!) совершить там никакого чуда;
только на немногих больных возложив руки, исце­лил их.

И дивился неверию (!) их. Мк. (6; 5-6)

Гнев Христа

1) Мк. (3; 5) ... И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их.

О фарисеях, когда они молчали на вопрос Христа, должно ли делать добро в субботу.

2) Мк. (10; 14) Увидев то, Иисус вознегодовал. Об учениках, не допускавших ко Христу принося­щих своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним.

3) Ин.(2; 15) И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы их опрокинул.

Скорбь Христа

1) Ин. (11; 33 - 36) - Воскрешение Лазаря

Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и
пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился.

И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

Иисус прослезился

2) Ин. (12; 27 - 28) - Греки захотели видеть
Иисуса.

Душа моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с не­бес глас: и прославил и еще прославлю.

3) Ин. (13; 20 - 21) - После омовения ног.

Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимащий Меня принимает Пославшего Меня.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засви­детельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Мир, похищая у Бога чин подателя благ, при­сваивает его горделиво себе, и наделяя нас ими как бы милостиво, присовокупляет и возлагает на нас заботу об их хранении и страх их потери.

Когда же дает Бог, то Он и заботится о даре своем, и потеря его не возмущает сердец наших.

Ин. (14; 27) Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам. Да не смущает­ся сердце ваше и да не устрашается.

4) Мф. (26; 38) Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодр­ствуйте со Мною.

5)Лк. (19;41)И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем ...

* * *

...новоначальный инок никак не может при­менить книги к своему положению, но непремен­но увлекается направлением книги. Свт. Игнатий

Падший ангел старается и обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая не свойст­венные им, возвышеннейшие добродетели. Свт. Игнатий

Иметь заповедь и стараться сохранить ее - в сем заключается повиновение и память Божия.

Ответ 77.

Никакая добродетель не может быть совер­шенна без смиренномудрия.

Не приписывай никому то, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная.

Ответ 5.

Вменять себя ни во что, значит ни с кем не сравнивать себя и не говорщъ о своем добром деле.

Ответ 21.

Если действие не согласно с сознанием, то оно не есть истинно, но поругание демонское.

Ответ 24.

Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может обольстить иначе, как только под видом добродетели.

(113)

Всякий грех происходит

или от 1) сластолюбия

или от 2) сребролюбия

или от 3) славолюбия,

как и ложь бывает от сих трех причин.

Человек лжет,

чтобы 1) не укорить себя и не смириться

или для того чтобы 2) исполнить желание свое,

или 3) ради приобретения.

* * *

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соеди­нить ее с волею Божиею, освятить этим соединением.

Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.

Необходимо благоговеть перед непостижимыми для нас судьбами Божиими во всех попущениях Божиих, как частных, так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных.

Отчего дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих?

Оттого, что мы не почтили Бога как Бога.

* * *

Иные иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться ча­стым и продолжительным недоумениям и погреш­ностям.

Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.

* * *

О скорбях.

Господь зиждет души верующих в Него скор-бями. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение.

Паче солнца возгореся стыд мой предо мною, поникше долу очи мои от блистаний его, уязвися сердце мое от лучей его пламенных; Госпо­ди, наведи покров Твой облачный на восстав­шее в памяти нечестие мое и низведи дождь на землю души моея, да омыет ея милостью Твоею и слезами покаянными.

* * *

Дабы не начать пути благочестия, заповеди Божий называем навязшими в зубах нравоучениями, то есть указываем гордостью на нашу спо­собность к большему, а те требования, которые ведут к совершенству, - невыполнимыми уста­новлениями, ссылаясь на нашу слабость.

* * *

Что за чудо зрю в себе бесплодном? Душа окамененная рассекается, очи пустые слезы источают. Се бо благодать коснуся души моея и сотвори мя чудом своим, яко да имею в себе свидетельство об истине превечной и обличение недостоинства своего.

* * *

Моисей Разделил море. Испросил манну небесную. Извел от камня источник. Землетрясение: наказание Дафана и Авирона. Христос Прошел по водам. Насытил 5 тысяч 5 хлебами. Претворил воду в вино. Укротил бурю  

29 февраля 1990 г. Начало Великого Поста.

Слезы бысть питием мне, хлебом же уродися мне дух сокрушения и насытися до пресыщения плоть моя сею трапезою покаяния.

20 марта 1990 г.
Иисусова молитва - это исповедь.
Непрестанная Иисусова молитва это непре­станная исповедь.

23 нарта 1990 г.

Всюду зрю тя, Господи, Боже мой, но не вижу тя, Владыко, в сердце моем затворенном. Что за место сие презренное? Что за темница сия отвер­женная? Ты же, Господи, тьму адову об листав­ший сошествием Своим, сойди во мрачные бездны сердца моего, да не будет местом смертным душа моя, но селением славы и царствия Твоего, Гос­поди.

Лучами солнечными начало времен написавши и луну в знамение ночи утвердивый, сошествием безвременным во гроб времена упразднил еси и воскресения блистанием тьму всяческую потре­бил еси, Господи, слава Тебе.

Како земля удержит солнце восходящее? Како гроб сокрыет Бога восстающаго? Кия облака зат­мят день грядущий? Кия печати утаят Христово воскресение? Безмолвствуют зде силы небесныя, в ничтоже вменяя усердие земное. Слава, Госпо­ди, воскресению Твоему.

1 апреля 1990 г.

И деже течеши ты, Иордане, слез покаянных? Не слышу шума вод твоих в пустыне души моея. Посреди гор тщеславия моего не вижду тя. Вос-шуми, Иордане, гласом велиим да гряду ко стру­ям твоим животворным.

Заутро умыю слезами лице мое, яко ночь оп-ленши мя сном жестоким. Помрачены очи мои, сердце мое скованно. Господи, изведи из темни­цы сей душу мою исповедатися имени Твоему.

Како возыменую себе по достоянию? Разбой­ником ли? Но сей рая достигл иногда. Блудным ли сыном? Но сей грехов оставление прият. Аз же кто, окаянный? Имени не имам по делом моим. Но Сам, Господи, нареци мене, рождая от Духа и слез покаянных.

Наши рекомендации