Происхождение христианства: социально-экономические причины и идейные источники

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Заметное влияние на основы христианского учения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э.-50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (4 г. до н.э. – 65 г н.э.) Филон Александрийский дал личностное понимание Бога. Филон использует античное понятие Логоса, интерпретируя его как мировой порядок, но это в первую очередь божественный разум, сотворенный Богом дух. В представлении Филона недоставало лишь отождествления логоса с мессией-Христом.

Сенека утверждал, что человек должен стремится к самоусовершенствованию, и что умершие праведники возносятся на небеса и ведут там блаженное существование. Основа человеческой мудрости – покорность судьбе. Проповедовал взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу какждого человека о себе подобных, независимо от социального положения. Провозгласил «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше». Имеет три основных направления:Православие ,Католичество, Протестантизм

48. Христианская каноническая литература. Библия, ее содержание и структура

Би́блия— собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом и для иудеев.
Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке — койне.Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.Евреи свои священные книги обозначали названиями: «Писания», «Священные Писания», «Завет», «книги Завета», «Закон и Пророки». Христиане новозаветные писания обозначали названиями «Евангелие» и «Апостол».
Библия писалась разными авторами на протяжении многих веков. Есть мнение, что большинство текстов и книг Библии были написаны анонимно. С другой стороны, в церковной традиции считается, что у них известны конкретные авторы.
Авторство книг Ветхого и Нового заветов часто написано в названии книг (например «Притчи царя Соломона», «Евангелие от Иоанна»). Православная церквовь утверждает, что хранит предание о подлинности книг Священного писания, которое основано на святоотеческом наследии: святые мужи первых веков, которые могли слышать проповедь Евангелия или от самих Апостолов или от их ближайших учеников, составили канон книг, которые можно было именовать Священным писанием (в отличии от предания и апокрифов). Подлинность книг определяется православной церковью по соответствию содержания книг апостольской вере.
Однако большинство учёных считает иначе. По причине того, что большинство книг были сильно отредактировано и изменено, восстановить содержание оригинала в наше время невозможно. Библия состоит из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет.

Наши рекомендации