Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих

Помните, что вы люди, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете это сделать, перед нами будет открыт путь в рай; если нет, то ждать нечего, кроме всеобщей смерти. Определенную долю исторической вины за все про­исходящее на планете должен нести каждый взрослый человек независимо от пола, расы, нации, религии, общественного положения, политических взглядов и т. д. Людям не дано объединиться в общем деле, не достигнув хоть какого-то гума­нистического согласия. Философское учение о ценностях и их природе называется аксио­логией Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами теории цен­ностей были: что есть благо? что есть справедливость? Они же явля­лись и главными критериями истинного бытия. В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и но­вых общественных отношений во многом определяет и основной под­ход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. И. Кант впер­вые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Пред­посылкой аксиологии у него является разделение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных фак­торов для личности. Г. Гегель особое внимание уделяет разграниче­нию ценностей на экономические (утилитарные) и духовные.

Исторически под гуманиз­мом чаще всего понимали систему ценностных установок, направлен­ных на удовлетворение потребностей человека. О гуманизме говорят для обозна­чения любого направления мысли, которое утверждает ценность и до­стоинство человека и ориентировано на выяснение его подлинной природы. Благо человека, созда­ние достойных условий материальной и духовной жизни должно быть главной целью,и достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоззренческие различия.

32. Понятие и сущность религии

Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему. С внешней стороны, религия представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога.Сам термин имеет латинское происхождение: (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Цицерон считал, что он является производным от латинского глагола relegere что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видил в благоговении перед высшими силами, Божеством. Лактанций считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с БогомАвгустин считал что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и БогомРусский философ и филолог А.Ф. Лосев: «Религия всегда есть то или иное самоутверждение личности к вечности».Религия – это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в Откровении знание; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии.

Иными словами говоря, любая религия характеризуется сочетанием трех характеристик: 1) наличием религиозного учения; 2) наличием религиозной практики (культа); 3) наличием религиозной организации.Культ – это совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными.Термин,являющийся синонимом религии-вера.Вера – личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию.

Наши рекомендации