Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
Помните, что вы люди, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете это сделать, перед нами будет открыт путь в рай; если нет, то ждать нечего, кроме всеобщей смерти. Определенную долю исторической вины за все происходящее на планете должен нести каждый взрослый человек независимо от пола, расы, нации, религии, общественного положения, политических взглядов и т. д. Людям не дано объединиться в общем деле, не достигнув хоть какого-то гуманистического согласия. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. В средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяет и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. И. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разделение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Г. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные.
Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. О гуманизме говорят для обозначения любого направления мысли, которое утверждает ценность и достоинство человека и ориентировано на выяснение его подлинной природы. Благо человека, создание достойных условий материальной и духовной жизни должно быть главной целью,и достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоззренческие различия.
32. Понятие и сущность религии
Религия имеет две стороны: внешнюю – как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему. С внешней стороны, религия представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога.Сам термин имеет латинское происхождение: (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Цицерон считал, что он является производным от латинского глагола relegere что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видил в благоговении перед высшими силами, Божеством. Лактанций считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с БогомАвгустин считал что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и БогомРусский философ и филолог А.Ф. Лосев: «Религия всегда есть то или иное самоутверждение личности к вечности».Религия – это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в Откровении знание; религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии.
Иными словами говоря, любая религия характеризуется сочетанием трех характеристик: 1) наличием религиозного учения; 2) наличием религиозной практики (культа); 3) наличием религиозной организации.Культ – это совокупность действий, являющихся для представителей данной религии священными.Термин,являющийся синонимом религии-вера.Вера – личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию.