Антоний великий и современный экуменизм

БИТВА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

«БИТВА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ» – так мы озаглавили издание подборки статей известного греческого священника, богослова и публициста, протопресвитера Феодора Зисиса, посвященных исключительно актуальной сегодня теме: сохранению чистоты Святого Православия и противодействию тлетворной ереси экуменизма.

СОДЕРЖАНИЕ

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ
И СОВРЕМЕННЫЙ ЭКУМЕНИЗМ

1. Живая связь времен. Схожесть ситуации в области межконфессиональных и межхристианских отношений

2. Учители бездействия и лицемерия. Всезнающие и смиренные

3. Отношение преподобного Антония к еретикам как пример для подражания сегодня

4. Поразительное видение преподобному Антонию относительно еретиков. Бессловесные животные вокруг Святого Престола

Послесловие

Примечания

«ПАПИЗМ НЕ ЕРЕСЬ И НЕ СХИЗМА», –
заявляют филокатолики

1. Велики ли различия между нами и насколько существенно то, что нас разделяет?

2. Латиняне - еретики, потому что искажают вероучение

3. «Латиняне - не еретики, не раскольники, но братья, придерживающиеся иного вероучения»

4. Клевета и гонения на подвижников

Заключение

Примечания

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ВСТРЕЧИ:
Отвержение Евангелия и оскорбление Святых мучеников

1. От света Вифлеема и Иордана ко тьме Ассизи

2. Христос есть полнота Истины и Жизни - полнота, не оставляющая места для других истин

3. Верят ли представители разных религий в одного и того же Бога и имеют ли общие нравственные ценности?

а) Безгласные идолы и Святые мученики

б) Ложный бог иудеев и мусульман

в) От иудаизма отъяты благодать и благословение Божие. Ислам как криптоиудаизм

4. Диалог Святых отцов и новомучеников с исламом

а) Святой Максим Исповедник

б) Святой Иоанн Дамаскин

в) Святые Кирилл Солунский, Андрей, Христа ради юродивый, Григорий Декаполит, Евстафий Солунский

г) Все Святые, не исключая находившихся в плену и порабощении, были противниками ислама

д) Святитель Григорий Палама

е) Иосиф Вриенний и Геннадий Схоларий

ж) Святые новомученики

Примечания

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Послесловие

Вот уже многие десятилетия гнев Божий бичует Церковь. Папизм и экуменизм торжествуют. В те времена Афанасий Великий и другие Отцы осознали опасность, на которую указывало видение преподобного Антония. А ныне на наших глазах оскверняются храмы и алтари совместными молитвами и литургиями с «бессловесными» еретиками. И мы, поддерживая и одобряя это сквернодействие, «лягаемся» вместе с ними во Святая Святых. Происходящее во время совместных экуменических молений – то, что творилось, например, в Канберре на Ассамблее Всемирного Совета «Церквей»[15], или сослужение со «священниками»-гомосексуалистами, дерзающими брать в руки священные сосуды, с женщинами-«епископами» и «священницами», и прочая подобная мерзость – все сие являет собой зрелище еще более ужасное, чем то, которое предстало некогда духовным очам Великого Антония. Церковь сможет обрести свою былую красоту только в одном случае – если будет неукоснительно следовать завету Преподобного: «Не оскверняйте только себя с арианами», – если мы не замараем себя общением с папизмом и экуменизмом, с филокатоликами и «православными» экуменистами. Из-за того, что до сих пор мы не проявляли здесь должной самоотверженности и решительности, Бог продолжает изливать на нас Свой гнев – продолжается пленение православных всеересью экуменизма. До каких пор все мы, епископы, иереи, монахи и миряне, будем позволять «бессловесным животным» – еретикам – лягать и осквернять святыни Православия? Пока мы бездействуем и находим себе оправдания, мерзость запустения будет стоять на святом месте[16].

Примечания:

[1] Антоний Великий (ок. 250-356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества, святой Православной Церкви. День памяти – 17/30 января. – Прим. ред.

[2] Афанасий Великий (293-373) – архиепископ Александрийский, святой, Отец Церкви, известен борьбой с арианством и твердой непоколебимой верой. Дни памяти – 18/31 января и 2/15 мая. – Прим. ред.

[3] См.: Мф. 4:16. – Прим. перев.

[4] См.: Ин. 4:6. – Прим. перев.

[5] См.: Ин. 8:12. – Прим. перев.

[6] Максимиан (240-313) – римский Император в 286-305 и 307-310 гг.; соправитель Диоклетиана (до 305 г.); поддерживал его реформы. – Прим. ред.

[7] Константин I Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, ок. 285-337) – римский Император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь. В 324-330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византии. Почитается как Святой в лике равноапостольных. Память совершается 21 мая/3 июня. – Прим. ред.

[8] Ср.: 1 Фес. 4:9. – Прим. перев.

[9] Арианство – течение в христианстве в IV-VI вв. Его зачинатель – священник Арий († 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из догматов христианской Церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына. По учению Ария, Христос как творение Бога Отца – Существо, ниже Его стоящее. Арианство осуждено как ересь Церковными Соборами 325 и 381 гг. – Прим. ред.

[10] Папизм – течение, пропагандирующее установление политической власти папы Римского. – Прим. ред.

[11] Экуменическое движение – движение, возникшее первоначально в протестантстве, за объединение всех христианских Церквей. Руководящий орган – Совет Церквей (с 1948 г.). – Прим. ред.

[12] Мелетиане – сторонники Мелетия, епископа г. Ликополя († 326), который отказался признать служение священников, «не выдержавших испытания» во время гонения христиан. Мелетинское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев. – Прим. ред.

[13] Манихеи – сторонники манихейства – религиозного учения, основанного в III в. Мани, который по преданию проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства – дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тысячелетии н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в. – господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси. – Прим. ред.

[14] Фанар – греческий квартал в северо-западной части Константинополя, на берегу Золотого Рога. Здесь находится резиденция Вселенского патриарха и патриарший соборный Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия. – Прим. перев.

[15] VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей проходила в Канберре 7-20 февраля 1991 г. под девизом: «Прииди, Дух Святый, обнови все творение». – Прим. ред.

[16] Ср.: Мф. 24:15; Мк. 13:14; Дан. 9:27. – Прим. перев.

«ПАПИЗМ НЕ ЕРЕСЬ И НЕ СХИЗМА», –
заявляют филокатолики

1. Велики ли различия между нами
и насколько существенно то, что нас разделяет?

В «Воспоминаниях» Сильвестра Сиропула[1] – наиболее авторитетном и достоверном отчете о происходившем на «объединительном» Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439 гг.)[2] – сохранилось свидетельство об одном эпизоде, участниками которого были представители филокатоликов и святой Марк Ефесский[3]. Рассматривая его в свете нынешнего времени – времени распростертых объятий и богословских уступок папизму, – можно заключить, что современные филопаписты продвинулись по пути апостасии и предательства веры куда дальше, чем их предшественники – Виссарион Никейский, Исидор Киевский[4] и др.

В ходе заседаний собора среди его православных участников сформировалась сильная пролатинская партия, убедившая самого императора подписать соборное постановление об унии. Единственным, кто проявлял неколебимую твердость и не шел ни на какие уступки, был святой Марк Евгеник, митрополит Ефесский, который настаивал на том, чтобы латиняне сначала признали свои еретические заблуждения и согласились с истинами некогда общего для Востока и Запада учения, основывающегося на Священном Писании и святоотеческом Предании. И лишь потом, по его мнению, мог быть подписан акт об объединении, ибо только в этом случае мир и единство будут истинными и прочными, а не формальными и ненадежными. Ведь как могут соединиться истина и заблуждение, Православие и ересь?

Сиропул пишет, что православные, симпатизировавшие католикам, закрывая глаза на догматические расхождения, всячески превозносили и ставили во главу угла «мир и согласие», как это делают современные экуменисты, которые вводят в заблуждение непросвещенный в истинах веры народ громкими словами о любви, как будто они любвеобильнее и человеколюбивее, чем Христос, Апостолы и Святые, строго осуждающие заблуждение и ересь, лжепророков и лжеучителей. Итак, после тайной договоренности с католиками они подготовили договор об объединении, не поставив в известность всех членов православной делегации, чтобы избежать противодействия с их стороны[5]. Когда же митрополит Ираклийский пожелал взять в руки подготовленный Виссарионом и его единомышленниками документ об унии, чтобы более внимательно с ним ознакомиться, потому что, по его словам, трудно сделать о нем заключение, только прослушав его, было сделано строгое и исполненное сарказма замечание, что должно быть стыдно тем, которые заявляют о неспособности удержать в памяти прочитанное. С такой поспешностью, коварством и легкомыслием разбирались при подготовке унии вопросы веры! «Сим и ограничилось изучение и обсуждение вопросов, имеющих отношение к вероучению»[6].

Филокатолики заявляли также, что различия, разделяющие нас с латинянами, не существенны, и если православные захотят объединиться, они легко могут быть устранены. На возражения святителя Марка, считавшего эти различия большими, ему ответили, что латиняне – не еретики, и он не может называть их еретиками, потому что никогда в прошлом никто из ученых мужей и Святых не называл латинство ересью. «Нет, – сказал святитель, – это – ересь, и именно так относились к латинству наши предшественники. Они просто не хотели открыто обличать латинян в ереси, потому что с надеждой ожидали их возвращения и желали сохранить с ними дружбу. А в доказательство того, что они считали их еретиками, я могу, если пожелаете, представить вам письменные свидетельства»[7].

Заключение

Запугать епископов и священников, подвизающихся за Православие, и изолировать их не удастся. К чему привело отсечение честной главы Иоанна Предтечи, каков был результат гонений и мучений, которым безбожники и еретики подвергли верующих? Совсем не тот, какого они ожидали, ибо «для слова Божия нет уз»[29]. Пусть нас отправят в изоляцию люди, лишь бы не отсек нас от Себя Бог и не отвергли Святые за попрание их подвига и наследия. Предпочтительнее быть со Святыми, «со всеми Святыми», чем наслаждаться дружбой с еретиками и теми выгодами, которые дает принадлежность к партии латинствующих и экуменистов.

Святитель Марк был убежден в том, что чем более он удалялся от патриарха Митрофана и других латиномудрствующих, тем более приближался к Богу и ко всем Святым, и что, отделяясь от заблуждающихся, он соединялся с Истиной и Святыми отцами: «Я глубоко убежден, что чем более я удаляюсь от него и приверженцев его, тем более я сближаюсь с Богом и с праведными и Святыми отцами. Удаление от них есть соединение с Истиною и со Святыми отцами и богословами Церкви»[30].

Примечания:

[1] Диакон Сильвестр Сиропул – великий Екклисиарх и Дикеофилакс Константинопольской Церкви, участник и автор мемуаров о Ферраро-Флорентийском соборе. – Прим. перев.

[2] На Соборе была сделана попытка воссоединения Церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы по инициативе Иоанна VIII Палеолога и папы Евгения IV. В 1437 г. Собор для обсуждения унии был собран в Ферраре. На нем присутствовал папа, Император Иоанн, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от Восточных патриархов и несколько греческих епископов. На Соборе присутствовали и митрополит Киевский Исидор, епископ Суздальский Авраамий и около 100 духовных и светских лиц. Из государей Запада на Собор не приехал никто. Из-за чумы в 1439 г. Собор был перенесен во Флоренцию. После долгих споров о «филиокве» был подписан акт о латинском чтении Символа Веры, но его не подписал пользовавшийся огромным авторитетом Марк Эфесский. Возвратившись в Константинополь, Император столкнулся с сильной оппозицией унии, объединившейся вокруг Марка Эфесского. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский тоже были против унии. На Руси сторонников унии тоже не приняли. – Прим. ред.

[3] Марк Евгеник (1392-23.06.1444) – митрополит Эфесский, православный богослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, единственный не принявший унию. В 1734 г. канонизирован в лике святителей. Память совершается 19 января/1 февраля. – Прим. ред.

[4] Виссарион, архиепископ Никейский, и Исидор, митрополит Киевский и всея Руси (впоследствии поставлен в католические кардиналы) – одни из главных участников Ферраро-Флорентийского собора и сторонников унии. – Прим. перев.

[5] Подобным образом и сегодня оставляют в неведении верующий народ, который не замечает, что уния уже внедряется шаг за шагом – совместными молитвами, сослужением литургии и взаимным признанием Церквей, так что, когда официально будет заявлено о евхаристическом общении, это будет лишь утверждением и ратификацией уже состоявшегося объединения. Не причащаются ли и ныне некоторые православные из общей евхаристической чаши вместе с монофизитами в Антиохии, Америке и других местах, а в отдельных случаях – и вместе с латинянами? – Прим. авт.

[6] См.: Les «Memoires» du Grande Ecclesiarque de l'Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438-1439) τοῦ V. Laurent, Paris 1971, σελ. 144 (βιβλ. 9, 10). – Прим. авт.

[7] Там же.

[8] λατινοφρονες – «латинофроны», «латиномудрствующие», или «латинствующие», т. е. представители пролатинской партии в Православии, филокатолики. – Прим. перев.

[9] См.: Ι. Καρμιρη, Τα Δογματικα και Συμβολικα Μνημεια της 'Ορθοδοξου Καθολικης 'Εκκλησιας, τομ. 1, σελ. 423 ε. – Прим. авт.

[10] Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379) – Отец Церкви, епископ г. Кесарии (Малая Азия). Брат Григория Нисского. Выступал против арианства. В «Шестодневе» изложил принципы христианской космологии. – Прим. ред.

[11] См.: Το κειμενο εν PG 32, 665 και εν Πηδαλιον, 'Αγαπιου 'Ιερομοναχου και Νικοδημου Μοωαχου, 'Αθηναι, 1990, σελ. 587. – Прим. авт.

[12] 'Εγκυκλιος, εν 'Ι. Καρμιρη, αυτοθι, σελ. 423-425. – Прим. авт.

[13] Серафим (Тикос) – архиепископ Афинский и всея Эллады, бывший предстоятель Элладской Церкви в 1973-1998 гг. – Прим. перев.

[14] Пятая песнь Канона Пасхальной утрени. – Прим. перев.

[15] См. заявление Константинопольского патриарха Афинагора: «Нельзя, молясь в храмах „о соединении всех”, уклоняться от этого соединения. Одно из двух – либо мы искренне молимся о соединении Церквей, либо лицемерим. Богословы должны найти решение. Что касается „филиокве”, то оно, на мой взгляд, не является препятствием» («'Ορθοδοξος Τυπος» φυλ. 121 (10.06.1970) σελ. 5) и архимандрита Спиридона (Билалиса) ('Αρχιμανδριτου Σπυριδωνος Μπιλαλη, 'Η Αιρεσις του filioque, τομος Α', 'Ιστορικη και κριτικη θεωρησις του filioque, 'Αθηναι, 1972, σελ. 11). – Прим. авт.

[16] Теологумен – богословская мысль, высказанная одним или несколькими Отцами Церкви, однако не получившая соборной санкции. – Прим. перев.

[17] См.: 'Αρχιμανδριτου Βασιλειου Στεφανιδου, 'Εκκλησιαστικη 'Ιστορια, απ' αρχης μεχρι σημερον, 'Αθηναι 1959, σελ. 34411. На с. 344 этой книги читаем: «В отношениях между Западной и Восточной Церквами данное учение осталось теологуменом – т. е. вопросом, который может обсуждаться». – Прим. авт.

[18] Святитель Фотий I (ок. 810 или ок. 820-890) – святой, патриарх Константинопольский в 858-867, 877-886 гг. Происходил из семьи ревностных христиан; его отец скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с Императорским Домом, занимал должность первого государственного секретаря в Сенате. У него обучались наукам юный наследник Престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Способствовал распространению влияния Византийской Церкви в Болгарии, Моравии, на Руси, что привело к конфликту с папством. Обличал римских пап за властолюбие; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу Веры слов «и от Сына» (filioque). Знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений, писем. Память совершается 6/19 февраля. – Прим. ред.

[19] См.: 'Αρχιμανδριτου Βασιλειου Στεφανιδου, 'Εκκλησιαστικη 'Ιστορια, απ' αρχης μεχρι σημερον, 'Αθηναι 1959, σελ. 354. – Прим. авт.

[20] Синкретизм – некритическое соединение разнородных вероучительных и культовых положений. – Прим. ред.

[21] Схизма (др.-греч. σχισμα – расщепление, раскол, распря) – раскол в Церкви. – Прим. ред.

[22] В 1993 г. было подписано Баламандское соглашение с католиками, в котором Католическая Церковь признавалась «церковью-сестрой», а все ее таинства действительными. Со стороны РПЦ соглашение было подписано даже не епископом, а лишь игуменом Нестором (Жиляевым), а также некоторыми епископами Поместных Церквей. – Прим. ред.

[23] В своем «Исповедании веры», изложенном на Ферраро-Флорентийском соборе, святой Марк цитирует святителя Василия Великого, который говорит, что находящихся в общении с инакомыслящими надлежит не только иметь отлученными, «но даже и братией не называть». И далее пишет: «Все Учители Церкви, все Соборы и все Божественныя Писания увещевают нас бежать от инакомыслящих и отступить от общения с ними» (εν 'Ι. Καρμιρη, αυτοθι, σελ. 425.). – Прим. авт.

[24] V. Laurent. Les Memoires du Sylvestre Syropulos, ενθ' ανωτ., σελ. 444-446. – Прим. авт.

[25] Речь идет о предшественнике нынешнего Предстоятеля Элладской Церкви – Архиепископе Христодуле (Параскеваидисе, 1939-2008). – Прим. перев.

[26] Так он назвал во время своей недавней поездки на о. Тинос «тех, которые коснеют в самоослеплении, не желая поддержать инициативу нашей Православной Церкви по урегулированию и гуманизации отношений с иными христианскими вероисповеданиями и религиями» (Δελτιο Τυπου της 'Ιερας Συνοδου. 3.10.2006). – Прим. авт.

[27] Косма Этолийский († 1779) – иеромонах, равноапостольный, священномученик. Оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем человечества. – Прим. ред.

[28] Βλ. Κοσμα του Αιτωλου, Διδαχες (και βιογραφια), 'Αθηναι 1979, σελ. 142-143 (Διδαχη 1, 37-38) και επισκοπου Αυγουστινου Καντιωτου, ενθ' ανωτ., σελ. 38. – Прим. авт.

[29] 2 Тим. 2:9. – Прим. авт.

[30] Απολογια προ της τελευτης αυτου, PG 160, 536. В «Послании к иеромонаху Феофану» Святитель пишет также следующее: «Я узнал, что был рукоположен латинствующими в митрополита Афинского некий монах из Монемвасии, который там служит вместе с латинянами и незаконно рукополагает кого бы только ни нашел. Поэтому прошу твою Святыню, чтобы, восприяв ревность о Бозе, как человек Божий и друг Истины и святого Исидора подлинный ученик, ты советовал священникам Божиим всеми способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать его не архиереем, но волком и наемником, и вообще не служить в латинских церквах, дабы не пришел и на нас гнев Божий, пришедший на Константинополь, по причине совершающихся там беззаконий» (Τω οσιωτατω εν 'Ιερομοναχοις και πνευματικοις και εμοι εν Χριστω ποθεινοτατω και σεβασμιωτατω δεσποτη και αδελφω κυρ Θεοφανη εις τον Ευριπον, Patrologia Orientalis 17, 481). – Прим. авт.

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ВСТРЕЧИ:
Отвержение Евангелия и оскорбление Святых мучеников

Ж) Святые новомученики

Пришло время сказать и о Новомучениках периода турецкого ига, принесших новую славу Церкви, засвидетельствовавших о ее преемственной связи с раннехристианской Церковью, о том, что это одна Православная Церковь Христова, в которой рождаются новые Святые, угождающие Богу своим исповедничеством и мученичеством и сияющие чудесами по действию через них Божественной благодати. Рамки настоящей работы, к сожалению, не позволяют процитировать здесь все размышления о них преподобного Никодима Святогорца[150], который в предисловии к своему «Новому мартирологию» пишет об этом новом чуде: Новомучениках Христовых, процветших среди зимы неверия как весенние цветы и розы, глубокой ночью воссиявших как день и солнце, в непроглядной тьме явивших ярчайший свет, во время плена – свободу, в годину болезни и бессилия – сверхъестественную силу.

Почти все Новомученики, представ перед турецкими вельможами и судьями, должны были отвечать на задаваемые им вопросы относительно Корана и Магомета и объяснять, почему они не становятся мусульманами или не хотят оставаться ими (если речь шла об отрекшихся от Христа, но впоследствии раскаявшихся в своем богоотступничестве). Здесь мы имеем подлинные межрелигиозные диалоги – диалоги, в которых воссиял пример Первомученика Христа, свидетельствовавшего об Истине и казненного при Понтийском Пилате, первого Мученика из простых смертных, архидиакона Стефана[151], святых Апостолов, раннехристианских мучеников, Святых отцов и всех исповедников веры.

Их не прельщали предлагаемые им почести, богатства и наслаждения, в отличие от участников современных диалогов, во время которых происходит пусть неявное отречение от веры, но сокрытие истины и уравнивание ее с заблуждением, что, по сути, равнозначно вероотступничеству. Если же заблуждение и истина, свет и тьма, Христос, Магомет, и идолы – одно и тоже, тогда зачем распялся Иисус, для чего пострадали Апостолы и Мученики, древние и новые? Не являются ли современные межконфессиональные диалоги с их сокрытием истины и уравниванием Христа с лжепророками оскорблением памяти Святых мучеников и отвержением их мировоззрения. Они «безумцы и фундаменталисты» в глазах современных «прогрессивных» клириков и богословов, не способных ни понять их позиции, ни повторить их исповеднический подвиг. Преподобный Никодим в предисловии к уже упомянутой нами книге о Новомучениках указывает пять причин, «по которым благоволил Бог явиться сим Святым мученикам в нынешнее время: чтобы было возрождение всей Православной веры; чтобы иноверцы остались безответными в день Суда; чтобы доставить Восточной Церкви славу и похвалу, иноверным же – обличение и посрамление; чтобы показать пример терпения всем православным христианам, страдающим под тяжелым гнетом неволи; и, наконец, чтобы воодушевить христиан дерзновенно следовать их стопами, взыскуя мученического венца».

На фоне истинных межрелигиозных диалогов Новомучеников современные межрелигиозные диалоги – это холод среди зимы, тьма во тьме, плен во время свободы, болезнь и бессилие при полноте сил. Они ведут не к возрождению, а к разрушению Православной веры, они не оставляют иноверцев безответными, не доставляют славу Церкви, ибо уравнивают ее с иноверческими сообществами, не утверждают православных христиан в терпении и стойкости, и тем более не воодушевляют их следовать стопами Святых, взыскуя мученической кончины. А посему они суть псевдодиалоги, являющие апостасию и трусость.

Из всего сказанного Новомучениками приведем в качестве примера несколько цитат, ясно показывающих нерушимое единство, последовательность и преемственность в исповедании и отстаивании Истины (даже ценой жизни), неразрывную цепь веры, протянувшуюся из глубины веков и соединяющую Господа нашего Иисуса Христа, Апостолов, Мучеников, Святых отцов и Новомучеников.

Новомученик Константин Идрийский[152] († 14 ноября 1800 г.) на предложение мусульманского правителя отречься от Христа и уверовать в Магомета ответил: «Лучше ты, правитель, уверуй во Христа и исповедуй Его Богом истинным, чтобы Он просветил тебя и ты увидел истинный свет, ибо ныне ты слеп и омрачен нечестием». Через три дня святой Константин дал мусульманину, продолжавшему настаивать на своем, еще более дерзновенный ответ: «Уверуй, как я уже сказал тебе, во Христа, ибо ваша вера – мерзкая, гнусная и ложная. Вы поверили лжецу, который ни чуда никакого в этом мире не совершил, ни вас не наставил ни на какую истину и ни на какое добро, но только учил вас басням, и по его заповедям вы совершаете блуд, мужеложство и прочее зло, почитая его, по своей слепоте, за пророка. А потому пойдете с ним на вечную муку, в огонь кромешный, чтобы гореть там нескончаемо вместе с братьями вашими – демонами. Не хочешь сего – стань христианином, и будешь вечно радоваться в раю со Христом»[153].

Преподобномученик Никодим[154], который подвизался в афонском скиту Святой Анны[155] и принял мученическую кончину в Белграде (11 июля 1722 г.). Отрекшийся от Христа, но затем покаявшийся, он, недоумевая, говорит: «Увы мне, окаянному и несчастному! По какой причине я ослеп, неразумный; как мог настолько помрачиться умом? Как свету предпочел тьму? Как удалился от славы Христовой? Как добровольно лишил себя почетного права именоваться христианином, как все живущие в благочестии, став пленником и рабом вселукавого дьявола?» Молясь Пресвятой Богородице и прося Ее удостоить его мученического венца, Святой сподобился следующего видения: «Когда Никодим задремал, ему было видение: Ангел Божий показал блаженному всех мучащихся в аду и, прежде всего, начальника агарянского зловерия – лжепророка Магомета. Скованный раскаленными цепями, он жестоко страдал в пламени геенны, а вместе с ним подвергались мукам множество других нечестивцев, как его последователей, так и приверженцев прочих богохульных учений и ересей»[156].

Преподобный Никодим Святогорец восхищается исключительной смелостью юной девушки – святой новомученицы Акилины[157] из Загливери (пострадавшей за Христа 27 сентября 1764 г.), которая в ответ на предложение турецкого судьи сменить вероисповедание сказала: «Что в вашей вере может побудить меня отречься от моего Христа, какие чудеса веры вы мне можете показать, чтобы я поверила вам – источающим зловоние еще при жизни?» «О, мученическое дерзновение! – восклицает Преподобный. – О, мужество, достойное небесной похвалы! Ответ не слабой отроковицы, но некоего бесстрашного великана!»[158] Подобное восхищение выражает и составитель жития уже упоминавшегося святого новомученика Константина Идрийского: «Благо тебе, храбрый подвижник! Слава величию души твоей, достойной восхваления на небесах! Воистину, братия, на этом Святом исполнилось сказанное премудрым Соломоном: „праведник смел, как лев”[159] и пророком Давидом: „глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся”[160]»[161]. Подобным же образом прославляет Новомучеников в своих праздничных песнопениях Церковь, поклоняющаяся истинному Богу. Их величают все верующие, благодаря Бога за дарованную в их лице новую славу Церкви и скорбя о новых богоотступниках и христопродавцах, молясь о том, чтобы Бог просветил участников нынешних межрелигиозных диалогов, чтобы они образумились, покаялись и засвидетельствовали о Христе, как о единственном Пути ко спасению.

Примечания:

[1] 24 января 2002 г. в итальянском г. Ассизи состоялась беспрецедентная по своей представительности экуменическая встреча, так называемый «День молитвы о мире во всем мире». По приглашению возглавившего это собрание Римского папы Иоанна Павла II в Ассизи съехались более 200 религиозных деятелей – видные представители ислама, иудаизма и буддизма, а также сикхи, бахаи, конфуцианцы, индуисты, джайны, зороастрийцы, последователи японской религии тенрике и африканских языческих культов. Помимо Константинопольской, Антиохийской, Русской и Албанской на встрече в Ассизи были представлены Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская и Польская Православные Церкви. Элладская Церковь не прислала своих официальных представителей, учитывая крайне негативное отношение значительной части греческих клириков и мирян к подобного рода мероприятиям. – Прим. перев.

[2] Тропарь праздника Рождества Христова. – Прим. перев.

[3] Тропарь праздника Богоявления. – Прим. перев.

[4] Ин. 8:12. – Прим. авт.

[5] Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев († ок. 105) – один из 12-ти Апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех Посланий, вошедших в Новый Завет. – Прим. ред.

[6] Ин. 1:9. – Прим. авт.

[7] Ср. Мф. 4:16. – Прим. ред.

[8] Апостол Петр († ок. 64) – один из 12-ти Апостолов (учеников) Иисуса Христа. Первый провозгласивший Иисуса Мессией. – Прим. ред.

[9] Деян. 4:12. – Прим. авт.

[10] Из песнопений Божественной литургии. – Прим. перев.

[11] См.: Мф. 4:12-15. – Прим. перев.

[12] Нью-Эйдж (англ., букв, «новая эра») – глобальное, антихристианское по своей сути и направленности, религиозное движение, сформировавшееся в XX столетии, ориентирующееся, как заявляется, «на наступающую новую астрономическую эпоху – эру Водолея» и представляющее собой конгломерат различных мистических течений оккультного, эзотерического и синкретического характера. – Прим. перев.

[13] Мф. 4:12-16. – Прим. авт.

[14] Мф. 3:2; 4:17. – Прим. авт.

[15] Мф. 28:19. – Прим. авт.

[16] Православие и ислам: Критический взгляд на академический диалог в свете учения Святых отцов. Святая Гора Афон, 2000. С. 17. – Прим. авт.

[17] Там же, С. 10; мнение профессора А. Аргириоса, преподающего во Франции. – Прим. авт.

[18] Ср.: Ин. 16:13. – Прим. перев.

[19] Православие и ислам... С. 10. – Прим. авт.

[20] Еф. 1:21-23. – Прим. авт.

[21] Кол. 2:9-10. – Прим. авт.

[22] Ин. 10:10. – Прим. авт.

[23] Ин. 1:16-17. – Прим. авт.

[24] Мф. 11:13. – Прим. авт.

[25] Еккл. 1:10. – Прим. авт.

[26] «Точное изложение православной веры», кн. 3, гл. 1 (45) (ЕПЕ 1, 282). – Прим. авт.

ЕПЕ – аббревиатура многотомного издания святоотеческих трудов «'Ελληνες Πατερες της 'Εκκλησιας» («Греческие Отцы Церкви»), – Прим. перев.

[27] 1 Ин. 4:1-3. – Прим. авт.

[28] «Православие и ислам...», С. 11; автором приведенной выше цитаты является известный римско-католический богослов И. Кунг, рассуждения которого, наряду с прочими им подобными, представлены Г. Цананосом в журнале «По пути» Фессалоникийского союза богословов. (Сентябрь-декабрь 1992 г. С. 163, разд. «Тексты и мнения»). – Прим. авт.

[29] Откр. 1:8. – Прим. авт.

[30] Откр. 21:6. – Прим. авт.

[31] Деян. 1:11. – Прим. авт.

[32] Мф. 24:30. – Прим. авт.

[33] Ср.: 2 Тим. 3:13. – Прим. перев.

[34] «Городу и миру» (лат.), т. е. ко всеобщему сведению. – Прим. перев.

[35] См.: Постановления Второго Ватиканского Собора. Т. 7. Афины, Изд-во «Γραφειο Καλου Τυπου». С. 43-44. – Прим. авт.

[36] Иоанн Павел II (18.05.1920-02.04.2005) – папа Римский, предстоятель Римско-католической Церкви с 16 октября 1978 г. – Прим. ред.

[37] См.: Лемопулос Г. Всемирный Совет Церквей и межрелигиозный диалог. Информационная записка с подробным освещением вопроса взаимоотношений с исламом // По пути. 1992. Сентябрь-декабрь. Вып. 3. С. 43-57. – Прим. авт.

[38] Ин. 1:5, 11. – Прим. авт.

[39] С 19 по 22 октября 2009 г. в Ассизи проходило национальное совещание директоров епархиальных Отделов по социальным вопросам и труду на тему «Возвещение в области истины о любви Христовой». – Прим. ред.

[40] Рим. 1:2-23, 25. – Прим. авт.

[41] Пс. 113:12-16. – Прим. авт.

[42] Апостол Павел (Савл, Саул; 5/15(?)-64/67) – «Апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число 12-ти апостолов и участвовавший в юности в гонении христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привел его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Апостола общинам и отдельным лицам составляют значительную часть Нового Завета и являются одним из главных текстов христианского богословия. – Прим. ред.

[43] 1 Кор. 12:2. – Прим. авт.

[44] Деян. 17:29. – Прим. авт.

[45] Ср.: Деян. 17:30. – Прим. перев.

[46] Македоний – епископ Константинопольский (ок. 342 г.). Своей жестокостью он навлек на себя ненависть Императора Констанция. Строго-арианские епископы Евдоксий и Акакий, воспользовавшись этим, низложили его в 360 г. с Константинопольской кафедры, которую занял Евдоксий. Низверженный Македоний перешел на сторону противников Евдоксия и Акакия – полуариан и стал учить, что Сын подобен Богу Отцу. Из учения Ария о Сыне Божием, как творении, последовательно вытекало такое же учение и о Святом Духе. Македоний сделал этот вывод и стал учить, что Святой Дух не имеет участия в Божестве и славе Отца и Сына. Многие, особенно из строгих ариан, также присоединились к нему. По главным пунктам ереси Македония его последователи называются также духоборцами. Православное учение о Святом Духе против них защищали Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Ересь Македония осуждена на II Вселенском Соборе (381 г.). – Прим. ред.

[47] Исх. 20:2-3. – Прим. авт.

[48] Втор. 6:4. – Прим. авт.

[49] Ис. 43:10. – Прим. авт.

[50] Ин. 10:30. – Прим. авт.

[51] Ин. 10:33. – Прим. авт.

[52] Мф. 16:13, 16. – Прим. авт.

[53] Мф. 26:63. – Прим. авт.

[54] Ин. 14:9-10. – Прим. авт.

[55] Мф. 11:27. – Прим. авт.

[56] Ин. 9:39. – Прим. авт.

[57] Деян. 5:14. – Прим. авт.

[58]

Наши рекомендации