Основоположники египетского монашества: преп. Антоний Великий и преп. Пахомий. (СМ. Начало вопр. 35)

[Асмус] «Добротолюбие» начинается с прп. Антония Великого. Прп. Антоний был учеником первого известного нам пустынника прп. Павла Фивейского. Прожил прп. Антоний очень долгую жизнь, умер он в 356 году в возрасте 105 лет. Его учитель прожил еще более долгую жизнь. Прп. Антоний являет образ жизни отшельнической, хотя он довольно рано привлек к себе внимание – вокруг него собралось много учеников. Но в истории монашества он, тем не менее, известен, как отшельник. Прп. Антония называют новозаветным пророком Илией; он земной Ангел, небесный человек, идеал монашеской жизни и монашеского подвига.

Главный источник биографии, и фактической, и духовной, это его Житие, написанное его современником, хорошо его знавшим и весьма почитавшим его, свт. Афанасием Великим, архиепископом Александрийским. Житие было написано сразу после кончины преподобного. Кроме этого источника, нужно еще назвать те источники, которые уже были названы: «Алфавитный патерик», «История египетских монахов» и др. источники подобного рода.

[*] Преподобный Антонин Великий (251-356 гг)

Преп. Антоний Великий происходил от благородных и бога­тых родителей из египетского селения Комы. Он получил строго христианское воспитание. После родителей он остался 18 лет сиротой. Благочестивая настроенность, вынесенная им из домаш­него воспитания определила его отношение к миру. Мирские удовольствия, которыми он мог пользоваться при своих средствах, не могли увлечь его. Ему представлялись картины иной жизни, посвященной Богу, вдали от суетного мира. Пример апостолов, оставивших все, чтобы идти вслед за Господом, особенно зани­мал его мысль. И промысел Божий действительно, указал ему другой жизненный путь. Во время богослужения в душу его осо­бенно глубоко запали слова Господа, сказанные богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение своё и раздай нищим (Мф. 19,21), и он решился исполнить это. Он раздал своё имение нищим, а сам поселился неподалеку от го­рода и под руководством одного старца-подвижника стал про­водить уединенную жизнь.

Почувствовав себя достаточно укрепленным для дальнейших подвигов, он поселился в одной пещере, служившей гробницей, и провел тут много лет, питаясь хлебом и водой. Великому под­вижнику пришлось вести борьбу с разного рода искушениями. С одной стороны, его соблазняли картины мирской жизни полной разных наслаждений и развлечений, а с другой – пред ним была жизнь, полная всякого рода лишений. Но только молитвами и постом он победил эти соблазны. Чувствуя себя полностью подготовленным для серьезных подвигов, он удалился совсем из обитаемых мест и поселился на развалинах одной крепости, где он подвизался 20 лет. Слава о святом подвижнике распространилась между хрис­тианами, многие пожелали вести под его руководством подвиж­ническую жизнь. Так около Антония собралось целое общество подвижников, поселившихся в соседних пещерах.

Великий подвижник сподобился дара чудотворения и прозре­ния. За советом и утешением к нему приходили люди разных клас­сов и состояний. Сам император Константин находился с ним в переписке. Но совершенно уединенная жизнь была идеалом под­вижника, она манила его. Последние годы он проводил большей частью в так называемой внутренней, пустыне на расстоянии трех дней пути к востоку от основанного им монастыря, и только по временам приходил к своей братии для ее руководства и нази­дания. Он только дважды появлялся в миру: в 311 г., когда он прибыл в Александрию в самый разгар гонения христиан при Максимине, и во второй раз он, уже ста лет от роду, появился в том же городе, когда тон в православии задавали ариане. И в обоих случаях его появление было весьма благотворно для верующих т.к. в его словах и наставлениях они почерпнули новые силы для борьбы со своими врагами. Многие еретики и язычники, под влиянием его бесед, обращались к Церкви.

Незадолго до своей смерти Антоний встретился с Павлом Фивейским. Трогательна была беседа двух великих старцев. На­ходясь более 80 лет в пустыне, Павел решительно не имел ни­каких сведений о мире. Он спрашивал Антония: В каком положении находится род человеческий? Какое в мире правление? Остаются ли еще идолопоклонники?» В скором времени Павел скончал­ся, и Антоний похоронил эго, причем явившиеся два льва выко­пали своими когтями глубокую могилу для святого подвижника. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости 106 лет от роду.

[Асмус] Некоторые источники сообщают о письмах, которые прп. Антоний адресовал монахам и другим лицам. Блж. Иероним, большой знаток христианской литературы, говорит в своей книге «О знаменитых мужах», что прп. Антоний написал разным монастырям в Египте семь посланий апостольского характера. Он писал на египетском языке, кроме того он написал «Слова», которые переведены на греческий язык. Между этими писаниями особенно замечательно «Послание к арсенаитам». Греческая рукописная традиция приписывает прп. Антонию и другие творения, подлинность которых подвергается сомнению современной наукой. Это «Послание Амону», «Послание монахам», «О доброй нравственности и о святой жизни». В арабском переводе есть корпус творений прп. Антония: «20 слов своим чадам монахам», «20 Посланий», «Правила и наставления», «Поучения», «Беседа о покаянии». В латинском переводе этот арабский корпус помещен в 40-м томе греческой Патрологии Миня.

Некоторые из высказываний прп. Антония. «Наибольшая дерзость из всех дерзостей – учить других делать то, что сами не исполняем». «Поставь грехи свои пред собою и сквозь них взирай на Бога». «От нашего ближнего – нам и жизнь, и смерть, ибо, если мы приобрели брата, мы обрели Бога, а если мы соблазняем брата, мы грешим против Христа». «Добродетели души делают нас достойными вечных благ, а самовольные грехи человеческие – причина вечных мук, потому что греховные страсти не дозволяют Богу воссиять в нас». Сказал авва Антоний: «Я уже больше не боюсь Бога, но люблю Его, а любовь полностью изгоняет страх» (известная цитата из Свщ. Писания, 1 Ин. 4:18). «Боговселение или жизнь в Боге и есть последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства». «Подвигом тело всячески навыкает всякому добру и изменяется, подчиняясь власти Духа Святого так, что, наконец, становится в какой-то мере причастным к тем свойствам духовного тела, которые будут обретены в Воскресении праведных». «Я молю Бога, чтобы и вы сподобились приять великий огонь Духа, который я сам получил. Если хотите получить Его, чтобы Он пребывал в вас, тогда богатейте телесным трудом и смирением сердца; возносите денно и нощно свои мысли к небу, ищите искренним сердцем дара Духа огненного и дастся вам. Так сподобились Его Илия Фесвитянин, Елисей и другие пророки. Кто совершит высшие подвиги, к тому приходит Дух навсегда и навеки. Усердствуйте в молитве и от всего сердца сокрушайтесь, ища Его, и дастся вам, ибо Дух сей обитает в праведных сердцем. Когда сподобитесь сего Духа, великие тайны откроются вам. Он отгонит от вас страх перед людьми и перед зверьми; небесная радость в вас будет денно и нощно. И в этом смертном теле будете как те, кто уже в Царстве небесном».

Наши рекомендации