История отечественного и зарубежного религиоведения
Религия как объект научного исследования. Религия как феномен культуры. Проблема определения религии. Методы изучения религии. Междисциплинарные исследования. Понимание, интерпретация, редукционизм. Религиозное мировоззрение и религиозный этнос. Проблема соотношения мифа, символа и ритуала. Становление науки о религии. Философия религии и религиоведение. Проблема происхождения мифов и ритуалов в античной философии религии. Христианство и другие религии в сознании человека средневековой Европы. Эпоха Возрождения и проблема "религиозного плюрализма". Великие географические открытия и наука о религии. XVII век: становление сравнительного изучения религий. Понятие "естественная религия". Философия Просвещения и наука о религии.
Формирование отечественной науки о религии. М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев о мифологии славян. М.И. Попов, М.И. Чулков, А.С. Кайсаров, ГА. Глинка - первые отечественные историки религии. Диссертация Д.С. Аничкова и ее значение для развития отечественного религиоведения. Сравнительно-историческое языкознание и натурическая школа в религиоведении. Лингвистическая концепция возникновения мифологии М. Мюллера. Солярный и лунарный символизм. Мифологическое направление в российской фольклористике. А.Н. Афанасьев. "Поэтические воззрения славян на природу". А.А. Потебня. "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий".
Классический эволюционизм о религии. Основной принцип классического антропологического религиоведения - эволюционное развитие человечества от дикости к цивилизации. Э. Тайлор. Первобытная культура и возникновение религии. Анимизм - "минимум религии". Метод "пережитков" как способ реконструкции прошлого. Э. Лэнг как критик Э. Тайлора. Прамонотеизм. Дж. Фрейзер. Соотношение мифа и ритуала. Аграрные календарные культы. Магия и религия. Г. Mappинет. Религии и эмоциональное состояние человека. Преанимизм. Становление антропологического религиоведения в России В.М Михайловский о шаманстве. Н.И. Харузин о тотемизме у народов Сибири. Л.Я. Штернберг. Методологические принципы науки о религии. Проблема эволюции религиозных верований. Избранничество в религии. Близнечные культы. Первобытная религия в свете этнографии. Е.В. Аничков. Проблема формирования обряда из хозяйственной потребности. В.Г. Богораз. Стадии развития шаманства.
Религия как объект феноменологических исследований. Описательная феноменология. К. Тилех основные принципы науки о религии (Religionswissenschaft). Наука о религии, понимаемая как философия религии, и сравнительное религиоведение. Морфология религии. Универсальная классификация религий П. Шантепи деля Соссе. Э. Леманн. "Наука о религии". Проблема соотношения теологии и истории религии. Н. Зёдерблом и сравнительное религиоведение. Э. Гуссерль и феноменологическое религиоведение.
Классическая феноменология. Р. Отто. "Священное". Г. Ван дер Леув. "Феноменология религии". Феноменология как пропедевтика теологии. Цели и задачи феноменологии религии.
Герменевтическая феноменология. И. Ван о науке о религии. Категория понимания. П. Тиллих о значении истории религии для систематической теологии. М. Элиаде: концепция "архаического человека" и "вечного возвращения". Иерофания как выражение священного. Функции мифа, символа и ритуала. Дж. Китагава о сравнительном религиоведении и феноменологическом методе.
Социально-психологическая интерпретация религии. Э. Дюркгейм: религия как символическое выражение социальной реальности. Сакральное и профанное. Религия и мораль. Религия как интегратор коллективных представлений. Религия как фактор социальной солидарности. Исследование религиозных феноменов М. Моссом. Л. Леви-Брюль, Особенности первобытного мышления (коллективное, пралогическое. мистическое). "Мистичность" и "сопричастность" как основные характеристики мышления. Общность религии дописьменных культур и ранних цивилизаций. Проблема первобытных классификаций.
Религия как фактор социального изменения. М. Вебер: значение учения об "идеальных типах" для религиоведения. Концепция отношения религии к другим культурным институтам. Проблема влияния мировых религий на экономическую и социальную сферу в различных культурах. "Расколдовывание мира". Религия как фактор социального изменения. Типы институализации религий. Проблема типологии религий.
Проблема социокультурных функций религии. Религия в социальной динамике О. Конта. К. Маркс о религиозном отчуждении и социальных функциях религии Религия как идеолог": Историческая природа религии и ее будущее. Г. Зиммель. Религия как культурная форма, регулирующая процесс социального взаимодействия. Противоречия новых форм религиозности и традиционной религии как проявление "кризиса культуры". Б. Малиновский. Функциональная интерпретация религии. Религия как "институт культуры". Магия и религия. Влияние мифа на социально-религиозное поведение. A. Рэдклифф-Браун. Структурный функционализм и сравнительное изучение культур. Религия как способ контроля человеческого поведения. Э. Эванс-Причард. Проблема интерпретации и понимания других культур. Т. Парсонс. Религия как функциональная подсистема общества.
Психологические интерпретации религии. B. Вундт о генезисе мифологии. 3. Фрейд. Проблема бессознательного. Роль религии в культуре. Религия как иллюзорное замещение подавленных природных инстинктов. Религия и мораль. Будущее религии. Г. Рохейм. Психоаналитическое исследование первобытной религии. К.Г. Юнг. Учение о коллективном бессознательном. Архетипы как древнейшие универсальные идеи, отражающие общечеловеческий опыт в символической форме. Концепция мифологии. Анализ символов и догматов мировых религий. Религиозно-психологические аспекты алхимии. Э. Пойман. Анализ архетипа "Великая Мать". Дж. Кэмпбелл. Маски бога: миф - архетип - бессознательное. Э. Фромм. Проблема религиозных потребностей. Типология религий. В. Франкл. Религиошость как поиск смысла жизни. Логотерапия и религия.
Религия как объект структуралистских исследований. К. Леви-Стросс. Первобытная религия как универсальная модель струк-туры человеческого сознания. Логика мифологического мышления. Изоморфизм магии и науки. Противопоставление магии и религии. Тотемизм как вид символической классификации. Э. Лич. Критика исторических реконструкций. Первобытная религия как система "космологических" верований. Ритуал как воплощение мифо-космологических представлений. Э. Лич - критик М. Элиаде. Г. Пеннер. Лингвистика как необходимое основание для объяснения религии. Р. Барт. Культура как язык. Подлинные и неподлинные мифы.
Семантический анализ религии. Метафора и ее роль в создании языковой картины мира. Метафоризация и формирование мифологии. Имя как сущность. Тождество имени и его носителя. Апеллятивизация имени. Э. Кассирер. С. Лангер. Язык и мифологическая модель мира. Мифология и фольклор. Рекон-стркции мифологической семантики современными семиотическими методами. (О.М. Фрейденберг. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.П., Дьяконов И.М).
Проблема религиозного символизма в культурантропологических исследованиях. В. Тэрнер. Ритуальный символизм. Семантические параметры символа: экзегетический, опреационный, позиционный. Классифакационная структура ритуального процесса. Близнечные ритуалы. Ритуалы перехода. К. Гирц. Религия как символическая система. Иитерпретативная антропология как методология изучения религии.
Сравнительное религиоведение и социология религии: современный синтез. Ж. Дюмезиль. Структура индо-европейской мифологии и трехмастная структура древнего индо-европейского общества. Б. Вильсон. Социологическая методология в исторических исследованиях. Религия в социологической перспективе. П. Бергер. Феноменологическая социология религии. Религиозный опыт и социальная реальность. Религия как священная космизация общественного порядка. Функции религии. Секуляризация и "еретический" императив. Р. Белла. Эволюционная теория религии. Пять этапов эволюции. Дифференциация религиозных символов. Проблема секуляризации. Гражданская религия как система верований, символов и ритуалов, утверждающих общегосударственный ценности.
Новые тенденции в религиоведении. Изучение народной религиозности с позиций исторической антропологии и микроистории. Когнитивные теории религии. Эволюционная психология о происхождении религии. Когнитивная теория ритуальных действий (Е.Т. Лаусон и Р. Макколей). Проблема естественности религиозных идей (С.Э. Гатри). Когнитивный аспект религиозного символизма (П. Бойер). Этнологический и социобиолоический подходы к изучению религии. Влияние работ К. Лоренца. Теория ритуала как фактора канализации агрессивности и страха (И. Эйбл-Эйбесфельдт). В. Буркерт. "Происхождение священного: следы биологии в ранних религиях" (1996). Проблема биологических оснований жервоприношений, ритуалов избегания, инициации, гадательной практики. Изучение измененных состояний сознания Три направления изучения: первое, изучающее культурное и социальное значение ИСС в рамках традиционных или синкретических религий (Э. Бургниьон), второе -изучает влияние наркотических веществ-галлюциногенов на формирование анимистических представления и шаманизм (У. Ла Барре и Ж. Сискипд); третье тесно связано с изучением физиологии человека {Р. Принс).