Этап.Изучение разработчиком зарубежного и отечественного опыта разработки стандарта.

Научно-методические подходы к разработке стандартов в различных сферах деятельности широко используются в работах международных и национальных организаций по стандартизации, обзор которых приведен выше. Поэтому важное значение имеет международный и зарубежный опыт стандартизации услуг и его адаптация к российским условиям. В 1995 году вступило в силу «Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)» Всемирной торговой организации. Соглашение ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг. Второй документ – Генеральное соглашение по тарифам в торговле (ГАТТ) в отличие от ГАТС устанавливает нестандартные требования к услугам, а лишь обязывает стороны-участницы соглашения к тому, чтобы их стандарты не препятствовали качеству услуг и торговле ими. На Европейском уровне деятельность по стандартизации индустрии сервиса регламентирована и значительно актуализировалась в рамках Европейского союза. За последние десять лет Европейским комитетом по стандартизации, как отмечалось выше, создан ряд технических комитетов, задачей которых является изучение и стандартизация терминов и понятий в сфере услуг, определение круга требований, предъявляемых при их оказании.

Интеграция российской экономики с европейской и международной предполагает гармонизацию требований и методов контроля к услугам. В этой связи при подготовке предложений по разработке национальных стандартов необходимо изучить динамику и тенденции развития российских услуг и услуг за рубежом.

Экономические аспекты развития услуг за рубежом неизменно влияют на характер развития услуг в России. Международные стандарты в области электротехники, подготовленные Международной электротехнической комиссией (МЭК), практически полностью признаны в настоящее время в качестве российских национальных стандартов.

Стандарты становятся экономическими инструментами при реализации интеграционных процессов со странами СНГ. Основополагающие стандарты на ремонт и техническое обслуживание бытовой техники получили статус межгосударственных стандартов.

4 этап.Исследование границ обязательности и добровольности применения стандартов.

Учитывая, что действующее российской законодательство в области технического регулирования не определяет услуги как объекты, представляющие потенциальную опасность, вопрос о правовом применении требований безопасности остается открытым.

Исследования, проводимые рядом авторов, а также практика применения стандартов говорят о том, что ряд услуг представляют достаточно высокую степень риска для потребителей и могут нести практически все виды опасностей: биологическую, механическую, пожарную, термическую, химическую, экологическую, электрическую, электромагнитную. Действующие стандарты на услуги, содержат разделы, определяющие обязательные требования к услугам. То есть, опыт разработки стандартов прошлых лет показывает, что при оказании услуг существует значительная степень опасности.

В то же время достаточно большая часть требований к услугам характеризуют качество и являются добровольными при их достижении в условиях рынка. Эти требования характеризуют ценовые возможности услуги и тем самым определяют круг предприятий, способных войти на рынок в качестве конкурентов.

При исследовании степени обязательности объекта стандартизации важным становится анализ действующих законодательных актов, санитарных, строительных норм, изучение документов не национального уровня (низшего уровня: стандартов организаций, технических условий и др.) на наличие в них обязательных требований. Как правило, эти требования дают количественную и качественную оценку степени риска при оказании услуги.

Наши рекомендации