Монастыри – как центры духовного учительства Руси. Их культурно- просветительское значение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.

2. Монастыри – как центры духовного учительства Руси. Их культурно- просветительское значение.

3. Религиозно-философская мысль Киевской Руси: провиденциализм митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати».

4. Дар Кирилла и Мефодия – основание русской письменности. Особенности древнерусской церковной литературы.

5. Особенности русского зодчество. Крестово-купольная храмовая архитектура.

6. Духовно-эстетическое значение русской иконописи. Понятие иконографического канона.

7. Жизненное дело преподобного Сергия Радонежского. Расцвет русского монашества: «Серверная Фиваида».

8. Развитие московоцентризма в Российском государстве (ХVIв.) идеологема «Москва – Третий Рим».

9. Церковно-историческая литература ХVI века: «Великие Четьи-Минеи», «Домострой».

10. Национальный шатровый стиль русского зодчества ХVI век.

11. Особенности Московской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.

12. Идеология старообрядчества. Влияние религиозного раскола ХVII в. на русский культурный архетип.

13. Традиции реализма в русском в русском иконописном творчестве.

14. Московское барокко – светские мотивы в русском церковном зодчестве.

15. Влияние идей «Просвещения» на церковно-общественную мысль России.

16. Тенденции к духовному возрождению преподобные Паисий Величковский, Тихон Задонский.

17. Триединая формула государственной идеологии «Православие - самодержавие - народность».

18. Идеи русских религиозных философов конца ХIХ – начала ХХ в.

19. Культурно-религиозное наследии римо-католической церкви в России.

20. Культурные и духовные ценности традиционных конфессий России как основа единства народов многонациональной России.

21. Особенности мировоззрения иудеев и их отражении в литературном творчестве.

22. Иудейская культовая архитектура в России.

23. Культовая архитектура ислама.

24. Религиозные идеи ислама и их отражение в литературном творчестве мусульманского народа.

25. Сотрудничество традиционных конфессий России в сфере образования на современном этапе.

1. Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.

Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ

1. Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.

2. Монастыри – как центры духовного учительства Руси. Их культурно- просветительское значение.

3. Религиозно-философская мысль Киевской Руси: провиденциализм митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати».

4. Дар Кирилла и Мефодия – основание русской письменности. Особенности древнерусской церковной литературы.

5. Особенности русского зодчество. Крестово-купольная храмовая архитектура.

6. Духовно-эстетическое значение русской иконописи. Понятие иконографического канона.

7. Жизненное дело преподобного Сергия Радонежского. Расцвет русского монашества: «Серверная Фиваида».

8. Развитие московоцентризма в Российском государстве (ХVIв.) идеологема «Москва – Третий Рим».

9. Церковно-историческая литература ХVI века: «Великие Четьи-Минеи», «Домострой».

10. Национальный шатровый стиль русского зодчества ХVI век.

11. Особенности Московской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.

12. Идеология старообрядчества. Влияние религиозного раскола ХVII в. на русский культурный архетип.

13. Традиции реализма в русском в русском иконописном творчестве.

14. Московское барокко – светские мотивы в русском церковном зодчестве.

15. Влияние идей «Просвещения» на церковно-общественную мысль России.

16. Тенденции к духовному возрождению преподобные Паисий Величковский, Тихон Задонский.

17. Триединая формула государственной идеологии «Православие - самодержавие - народность».

18. Идеи русских религиозных философов конца ХIХ – начала ХХ в.

19. Культурно-религиозное наследии римо-католической церкви в России.

20. Культурные и духовные ценности традиционных конфессий России как основа единства народов многонациональной России.

21. Особенности мировоззрения иудеев и их отражении в литературном творчестве.

22. Иудейская культовая архитектура в России.

23. Культовая архитектура ислама.

24. Религиозные идеи ислама и их отражение в литературном творчестве мусульманского народа.

25. Сотрудничество традиционных конфессий России в сфере образования на современном этапе.

1. Культурно-цивилизационное значение принятия христианства для Киевской Руси.

Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Монастыри – как центры духовного учительства Руси. Их культурно- просветительское значение.

Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей. На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею. Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной. До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание. На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами. Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв.

Наши рекомендации