Ст. 11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Когда сии рабы Божьи пройдут все состояния, о которых говорилось выше, и претерпят всевозмож­ные гонения, тогда дана будет им новая жизнь и бе­лые одежды невинности. Их души очистились от всех зол — я имею в виду живых, а не мертвых — и никакое гонение уже не может причинить им огор­чения. Однако они еще не отмщены. Им предстоит успокоиться на малое время, и подождать, пока и сотрудники их, и братья их присоединятся к ним, то есть претерпят те же гонения и пройдут через те же состояния. Как только это совершится, сразу же по­следует отмщение.

В целом же этот отрывок говорит о том, что хрис­тиане должны претерпеть великое и ужасное угнете­ние. Славой и бессмертием они облекутся не сразу — прежде их будут почитать достойными наказания. Души, достигшие такого состояния и получившие белые одежды, начинают познавать истину, которая уже открывается им в полной мере.

Ст. 12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясе­ние, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь...

Ст. 13. ...И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои...

Бог через Св. Иоанна весьма убедительно пока­зывает нам Свой промысел в отношении рабов Сво­их. Не менее убедительно Он открывает нам и то наказание, которое постигнет их гонителей. Этот отрывок говорит о многом. Во-первых, здесь упоми­нается о том, что произойдет при кончине мира. Во- вторых, здесь говорится об отмщении, которое Бог уготовал гонителям Своих святых служителей. В- третьих, здесь описываются некоторые состояния, испытываемые душами, которые по благости и ми­лосердию Божьему должны исполнить Его правду.

Что касается первого, тут невозможно что-либо комментировать. В отношении второго аспекта

можно сказать, что Бог поразит ужасным страхом всех тех, кто гнал рабов Его. Они увидят зло, ими со­деянное, и сознают свою вину. Солнце их разума по­мрачится тьмою, а память, символом которой является луна, будет воспроизводить в их сознании кровавые дела. Невинная кровь, пролитая ими, бу­дет преследовать их. Авель от начала мира был обра­зом душ внутренних, от всего отрешившихся, имеющих чистую любовь. Каин же, напротив, есть воплощение самолюбия, корысти и ненависти. Авель принес чистую, угодную Богу, жертву. Он от­дал Ему самое ценное, что имел, потому Бог и при­нял ее с благоволением. Каин же принес с сожалением худшее из того, что имел. Он возненави­дел и умертвил Авеля. То же самое происходит и се­годня. Но невинная кровь вопиет непрестанно и судит тех, кто ее пролил. Они делаются скотоподоб­ными. Звезды небесные пали на землю. Это говорит о том, что сии гонители утратили все человеческое и превратились в скотов.

Эти слова относятся к душам, над которыми Бо­гу благоугодно еще в этой жизни исполнить Свое правосудие. Солнце правды, столь чудно освещав­шее их, скрывается от них, и наступает тьма. Луна делается как кровь. Это образ смерти.

Ст. 14. ...И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гори и остров двинулись с мест своих...

Ст. 15. ...И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор...

Ст. 16. ...И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца...

Ст. 17. ...Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Придерживаясь двоякого объяснения, по сущес­тву данного отрывка можно сказать, что, во-первых, всякая помощь и надежда будет отнята у гонителей. Небо скрылось, свившись как свиток. Это указыва­ет на то, что надежда, отнятая от них, останется на небесах, но не будет им доступна. Милосердие не может быть побеждено грехом. Часто гонимые про­изводят обращение своих гонителей, в результате чего последние ужасно мучаются от чувства вины. Им кажется, что Бог никогда не помилует их. Пото­му они и вопиют к горам: Падите на нас и сокройте нас. Они ищут убежища и не обретают его, разве что по истечении долгого времени, пройдя через страда­ния и муки совести.

Те, кто по неизреченному милосердию Божьему чувствуют жесточайшие строгости Его правды, ис­пытывают почти то же, хотя совершенно иным об­разом. Небо скрылось, свившись, как свиток. Они утратили всякую надежду и находятся в состоянии озлобления. Они нигде не могут обрести убежища. Им кажется, что дух их поколебался. Если они и находят какую-нибудь гору, чтобы за ней укрыться, другими словами, если они и обретают утешение в людях, превосходяших по дарам и силе, то сие со­провождается страданиями и болезнями. И эти бо­лезни усиливаются до такой степени, что эти бедные люди вопиют: «Увы! Почему горы не разда­вят нас!» Малейшее стремление облегчить свою участь оборачивается еще большими страданиями, потому что они видят Бога гневающимся на них. И сей гнев Божий, повсюду их преследующий, являет­ся для них мучительной казнью.

О, Боже! Какое страшное наказание для такой души! Если бы ад мог раскрыть свои недра, она низверг­лась бы в него живая, предпочтя его гневу Божьему. Она растерзала бы себя на части, если бы это было возможно. Все, что она ни делает, раздражает, но от­нюдь не умилостивляет Бога. Вначале она предпри­нимает некоторые попытки изменить ситуацию, но, видя усилия свои бесполезными, вынуждена тер­петь ужасные муки от невозможности умилостивить Бога и освободиться от Его гнева. Нет состояния ужаснее сего, и оно предназначено для душ, креп­ких в Боге. Таково было состояние Иисуса Христа в Гефсиманском саду, когда Он взял на Себя грехи всего человечества. Он сносил гнев Своего Отца — настолько великий, что мог бы истребить миллионы людей — соразмерно Своим Божественным свой­ствам. Сие-то тяжкое бремя и было причиной кро­вавого пота, и гнев сей продолжался до мгновения Его смерти. Ах! Кто может устоять в столь ужасном состоянии! Необходимо, чтобы Бог облек душу кре­постью сверхчеловеческою, чтобы по воскресении совершилось таинственное вочеловечение и чтобы душа получила силу переносить состояние Иисуса Христа.

Глава 7

Ст. 1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих че­тыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на зем­лю, ни на море, ни на какое дерево.

Ст. 2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Анге­лам, которым дано вредить земле и морю, говоря: Ст. 3. Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах ра­бов Бога нашего.

Когда Бог хочет наказать гонителей рабов Своих или исполнить правду Свою над преданными душа­ми, тогда Он исключает всякое влияние на них, ка­кой бы характер оно ни мело и от кого бы ни исходило. Отнимается всякое подкрепление, всякое утешение и всякое возбуждение Святого Духа. Ког­да Бог хочет наказать грешника, Он останавливает всякое вдохновение и всякую благодать. А для чего?

Не для того, чтобы воспрепятствовать этому греш­нику обратиться, а для того, чтобы он не употребил эти вдохновение и благодать во зло.

Но, прежде чем гнев Божий произведет такое действие над виновными, Бог запечатлевает рабов Своих, дабы они не были причислены к грешни­кам и дьявол не имел над ними никакой власти. После многих сражений, которые силою Божьей душа перенесла, сила дьявола как бы притупляет­ся. Эти души Бог берег под Свое покровительство, хранит их и запечатлевает Своей печатью. И тогда никакие искушения дьявола и греха не могут им повредить, потому что души сии обновлены, и ри­зы их омыты кровью Агнца. Они будут избавлены от всеобщего наказания, которое Бог пошлет на землю в день общего суда или в день, определен­ный для мщения.

Ст. 4. И я слышал число запечатленных: за­печатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

Сия печать есть знак отличия внутренних душ, которые не были виновны во всеобщем развраще­нии, а потому не будут подвержены и наказанию. Удивительная вещь: чем больше человеческое раз­вращение, когда, кажется, злоба людей достигает предела, тем больше возвышаются в святости рабы Божьи и тем многочисленнее они становятся. Бог благоволит действием Своего милосердия уравно­вешивать строгость правды Своей.

Если Бог так действует во всем мире, то Он сие делает и в человеке, к которому наиболее благово­лит. Когда человек предается гнусным делам, когда возмущаются его чувства и страсти, тогда Бог запе­чатлевает Своею печатью высшую часть его души, дабы она не повредилась. В результате этого она ос­тается невозмутимой, в то время как низшая часть находится в величайшем волнении.

Нет такой страны и такого народа, где бы ни бы­ло служителей Божьих, душ внутренних, поклоняю­щихся Отцу в духе и истине. Сии-то души и запечатлены Божественной печатью. О, Любовь! Число душ внутренних, запечатленный Твоею печа­тью, известно будет только в вечности. Это — дети Израиля, которые не будут истреблены.

Ст. 9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог пере­честь, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.

Ст. 10. И восклицали громким голосом, гово­ря: спасение Богу нашему, сидящему на престо­ле, и Агнцу!

Кроме святых, запечатленных особым знамением внутреннего состояния, есть великое множество лю­дей, не столь выдающихся. О, Боже! Не будет на зем­ле народа, которому Ты не явишь Своего милосердия.

В вечности обнаружатся все милости Твои, которых перечесть невозможно. Все эти святые стоят, что ука­зывает на их твердость и постоянство.

Они облачены в одежды белые — одежды невинно­сти. Они просвещены истиной, ибо все описанные здесь состояния служили тому, чтобы открыть ее. И что есть сия истина, запечатленная, сокровенная и не­ведомая? То, что спасение принадлежит единому Богу.

Как утверждают эти святые, один Он может совершать его в душах людей. «Он один, — вопиют они, — спас нас по Своей благости. Мы не видим в себе никакой заслу­ги, которая могла бы оказать нам столь великое благо.

Ему одному принадлежит вся слава». Истина заключа­ется в том, что спасение души находится в Боге, и если бы Бог захотел отлучить спасаемую душу от Себя, то и величайший из святых соделался бы демоном. Спасение принадлежит Богу. Творение же ничего не имеет ни в себе, ни для себя, кроме бедности и греха. Святые на небесах не видят в себе ничего, что бы утверждало и обеспечивало им спасение. Сие-то и будет причиной их благодарения вечного, и они будут непрестанно вос­певать хвалу Спасителю. О, Боже! Возможно ли, чтобы небесные истины, составляющие блаженство и ра­дость святых, почитались на земле за ложь и фантазию!

Ст. 11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред пре­столом на лица свои, и поклонились Богу,

Ст. 12. Говоря: аминь! Благословение и сла­ва, и премудрость и благодарение, и честь и си­ла и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

Люди имеют пред Ангелами то преимущество, что могут страдать ради Бога. Преимущество же Ан­гелов пред людьми заключается в том, что они не могут грешить. Это преимущество вытекает из того, что они постоянно пребывают в состоянии глубо­чайшего смирения. Когда человек достигает такого состояния, он становится причастным блаженству Ангелов. Сие-то и хотел подчеркнуть Св. Иоанн словами: и пали пред престолом на лица свои. Они стояли, что означает их непогрешимость, и они па­ли, что указывает за их смирение.

Люди, причастные блаженству Ангелов, стоят, по­тому что они некоторым образом утверждены в бла­годати. Но они и падают и повергаются, потому что смирились.

Ангелы в начале мира вышли из состояния сми­рения и восстали против Бога. Это и послужило при­чиной их греха и низвергло их в ад. Если бы Ангел на небе вышел из состояния уничижения и смирения, то он бы вышел и из состояния непогрешимости. Ес­ли бы человек, каким бы святым он ни был, хотя бы на минуту перестал быть смиренным, то эта минута оказалась бы для него источником греха и причиной падения. И как утрата смирения бывает причиной падения, так и восстановление его возвращает благо­дать и заглаживает грехи. Если же утрата смирения долговременна, то и грехи имеют продолжительный и тяжелый характер. И если душа, утратившая сми­рение, вновь не вернется в это состояние, то она ни­когда не избавится от греха и будет все больше и больше погружаться в бездну.

В Св. Писании мы находим три ярких иллюстра­ции такого падения. Первая — падение Ангела, вто­рая — Адама, третья — Давида и Саула. Ангел восстал против Бога, утвердившись в своей гордыне, и, по­скольку это был добровольный акт, он навсегда утра­тил свое положение без всякой возможности вернуть его. Если же человек умирает для себя, умерщвляет свое «я», то он вновь обретает благодать. Что же мы читаем о Давиде, об этом праведном муже, который был по сердцу Богу? Что же с ним случилось? Он со­грешил, потому что вышел из состояния смирения. А это пробуждает страсти. Но что он сказал о себе, ког­да восстановился в благодати? Что он вновь уничи­жился и смирился, и это утешило его. Как только человек смиряется, он тотчас возвращается в присут­ствие Божье. Давид сказал о себе: Как скот я был пред Тобою (Пс. 72:22); и в другом месте: И возрадуются все уповающие на Тебя (Пс. 5:12). Саул же, напротив, не смирился, не возвратился в состояние уничиже­ния, почему и остался навсегда в грехе своем.

Человек, умерший для себя, не может грешить, потому и сказано: ...суета всякий человек живущий (Пс. 38:6). То есть жизнь всякого человека, не умер­шего для себя и, следовательно, не смирившегося, есть одна суета и грех. Но смирение не делает ниче­го такого, что было бы противно Богу, потому что оно не противится никакому Его изволению. Сми­рение, совершенно исключающее грех, воздает Богу величайшую славу. И никто не может истинно по­клоняться Богу без смирения, потому что оно поко­ряет человеческую природу верховной природе Бога. Поэтому-то человек, молясь, повергается на землю, дабы через это внешнее положение тела по­казать смирение духа. Не сказано ли о трех волхвах, что они падши поклонились Иисусу Христу (Матф. 2:11)? Сия благодать смирения была дарована им при Вифлеемских яслях. Путь к Младенцу, проде­ланный ими, символизирует путь, который необхо­димо пройти, дабы достигнуть Иисуса Христа. По достижении Его душа получает благодать смирения, которое есть истинное поклонение. Иисус Христос, явивший образец молитвы, по обыкновению мо­лился на коленях. Тем самым Он показал нам то со­стояние, которое должна принимать душа при поклонении и молитве. В этом состоянии самоуни­чижения она воздает Богу ту славу, которую творе­ние должно воздавать своему Творцу.

Поэтому-то ангелы и восклицают: Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и си­ла и крепость Богу нашему во веки веков! Смирение совершает все эти дела признательности и почитания верховного владычества Бога, и только в таком состо­янии человек может делать их искренне. Во-первых, он воздает Ему благословение, то есть всякое воз­можное хваление. Во-вторых, он воздает Ему славу столь великую, какую только возможно воздать и ка­кая соответствует Единому Верховному Существу, Которого возможно почтить только смирением пред Ним. Тот, кто гордится собой, похоже, вступает в со­стязание с Богом; тот же, кто пребывает в смирении, признает Его верховную власть. О сем-то Бог весьма ревнует. Далее, смирение воздает Ему хвалу и благо­дарение, ибо, пребывая в своем уничижении, оно признает, что все принадлежит Богу, что все проис­ходит от Него, что никто не должен приписывать се­бе заслуг Божьих. Таким образом оно воздает Богу всякое благодарение за все то, что Он творит. Оно воздает Ему честь, почитая Его как Бога. Все призна­тельные слова, которые мы произносим в адрес Бо­га, означают, что мы Его почитаем, как творения — Творца. Почему Иисус Христос, желая научить нас почитать Бога как Бога, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:7)? Таким образом Он воздал Богу почтение, какое только возможно Ему воздать. Через смирение душа исполняет любое Его изволение и ни в чем Ему не сопротивляется. На сем ничтожестве Он творит Свои великие дела, и тогда- то творится Его воля на земле, как на небе. Бог, со­творивший мир из ничего, использует смирение для реализации величайших замыслов. И пока человек не придет в это состояние. Он его не употребит.

Наконец, из всего этого следует, что вся крепость пребывает в Боге, ибо смирившаяся душа приводит­ся в крайнюю немощь. О, Боже! Ни одно творение не может почтить Тебя как Бога каким-то иным об­разом. Единственный способ сделать это — сми­риться пред Тобою!

Ст. 13. И, начав речь, один из старцев спро­сил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли ?

Ст. 14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои кровию Агнца...

Душа, смирившись, сразу же облекается в белую одежду невинности. Дабы она соделалась новою тва­рью в Иисусе Христе, она должна уничижиться. Без этого она всегда будет привязана к ветхому человеку со всеми его сквернами и слабостями. Но когда Бог посылает Духа Своего, уничижающего сию душу, тогда она созидается вновь. Тогда Бог делает из нее новую тварь в Иисусе Христе. Он облекает ее в бе­лую одежду невинности. Но, увы! Этого состояния можно достигнуть только путем глубочайшего сми­рения и уничижения, а они бывают следствием ве­личайших скорбей. Мученики, отдавшие жизнь свою, избавились от этих скорбей. Их жесточайшие мучения были кратковременными в сравнении с тем, что должно претерпеть человеку, чтобы сми­риться. Бог не щадит ни тела, ни души. О, Боже! Сколько средств имеешь Ты для смирения душ, со­вершенно Тебе предавшихся! Испытав все эти сред­ства, они возвращается в состояние первозданной невинности. Сие-то^ Иисус Христос называет вто­рым рождением.

Итак, люди, облеченные в белые одежды, есть души смирившиеся. Одежда их была нечиста и оск­вернена грехом, покрыта прахом, очернена скорбя­ми, поношениями, нищетою и бедностью. Но через смерть своего «я» и смирение одежды их омылись кровию Агнца. О, сколь великое благо имеют такие души! Они прошли через грех прежде, нежели были восстановлены в своей невинности, и испытание их бедностью помогло им смириться. Бог превращает зло во благо, и благодать Его преизбыточествует там, где грех избыточествовал. О, кровь Агнца, Бо­жественного и непорочного! Ты очищаешь души и приводишь их в состояние удивительной чистоты! Как блаженны те, кого ты убеляешь, какую бы бед­ность они ни испытывали! Ты украшаешь их своим блеском. Они преисполнены радости. Те, кто не имеют ни кротости, ни чистоты, ни святости в самих себе, должны всецело отдаться Иисусу Христу, по­грузиться в море крови Агнчей, способной очистить любую нечистоту. О, как блажен тот, кто очищается этой кровью! О, чистота, превосходящая первоздан­ную невинность Адама! И сие есть действие искупле­ния Иисуса Христа, преизбыточно нам дарованного.

О, люди, надеющиеся собственными усилиями обе­лить свои одежды! Вы обманываетесь! Они еще больше будут оскверняться, ибо вы, будучи грешны­ми по природе, всегда оскверняете то, что имеете. Но если вы хотите убелить свои одежды, омойте их в чистоте Божественной.

Ст. 15. ...За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них;

Ст. 16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ника­кой зной...

Душа уничижившаяся всегда находится пред Бо­гом и с Богом; она сама есть престол Его. Она Ему служит день и ночь и творит Его волю. Бог не имеет нужды ни в каком творении, и поскольку Он совер­шенно независим, то какую службу душа может со­служить Ему? Угождать и исполнять Его волю. Это естественное состояние смиренной души. Не имея собственной воли, она творит волю Божью и таким образом служит Ему день и ночь. Не нужно думать, что совершаемое ею служение носит видимый, внешний, характер. Такое возможно, но только тог­да, когда Бог потребует этого. Воля человека слива­ется с волей Бога, а это и есть наиважнейшее и единственное служение, какое человек может вы­полнять. Такое служение нес Иисус Христос на зем­ле. О Нем сказано, что Он сотворил всю волю Отца Своего.

Но как души сии награждаются за свои подвиги? Что они получают? Сидящий на престоле начинает обитать в них. Он вселяется в них , как и обещал в святом Своем Евангелии. Иисус Христос сказал: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит Его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоанн. 14:23). Такие души не будут ни алкать, ни жаждать, и поскольку они не имеют уже собственной воли, то не имеют ни желаний, ни склонностей, ни стремлений. Их не палит солнце и никакой зной. Они наслаждаются прохладой. О, со­стояние, которого никто не может себе представить, не испытав! Душа, достигшая его, познает истину, ибо истина и есть смирение, точнее, смирение есть выражение истины. Душе для достижения истины необходимо смириться. Через уничижение она от­дает Богу все, что принадлежит Ему, а сама остается в своем ничтожестве. В результате она познает Бога, причем, познает не разумом, а сердцем. Разумом никто никогда не достигает истины.

Ст. 17. ...Ибо Агнец, Который среди престо­ла, будет пасти их и водить их на живые источ­ники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их.

В такое блаженное и высокое состояние приво­дятся души, пребывающие в глубочайшем уничиже­нии. Они всецело предали себя Иисусу Христу, Агнцу непорочному. Он пасет их, проводя через ужасные, сухие и безводные пустыни чистой веры, допуская им претерпевать всякого рода скорби и разделяя их с ними. Сей Божественный пастырь не хочет никакого жезла для управления Своими душа­ми, кроме креста. Таким образом, ведя их через пу­стыню страданий, где нет ни пищи, ни воды, Он вводит их в недра Самого Бога, Который есть источ­ник воды живой. Здесь Он Самим Собой утоляет их жажду, а потому они уже не жаждут. Он питает их Самим Собой и является для них хлебом животво­рящим. Он питает их Своею плотью и поит Своею кровью. Он отирает всякую слезу их. Нет больше скорби для них, а есть радость и мир о Святом Духе.

Глава 8

Ст. 1. И когда Он снял седьмую печать, сде­лалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

Ст. 2. Ия видел семь Ангелов, которые стоя­ли пред Богом; и дано им семь труб.

Ст. 3. И пришел иный Ангел и пал пред жерт­венником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвен­ник, который пред престолом.

Ст. 4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

Но даже после того, как душа полностью смири­лась и через это достигла истины, как было описано выше, осталась неснятой еще одна печать. Кажется, все уже сделано со стороны души. Она уже уничижи­лась и достигла истины, но истина еще не овладела ей. Итак, осталась еще одна печать. Что она означает? Посланническую миссию для явления истины дру­гим людям. Но прежде душа приводится в новое со­стояние — состояние безмолвия и абсолютного мира.

Семь труб, данные семи Ангелам, стоящим перед Богом, означают возможность возвещать истину на земле. Потом душе дается возможность молиться и ходатайствовать за людей. Эти души приносят Богу молитвы за тех, кто еще не познал истину. Из этого отрывка наши заблуждающиеся браться должны увидеть, как Святые и Ангелы ходатайствуют за нас перед Богом и возносят Ему наши молитвы.

Это удивительные образы! Во-первых, золотая кадильница символизирует чистую волю. Сии мо­литвы, подогретые огнем любви, растопляются и изливаются пред Богом. Они сопровождаются жер­твами, которые, как фимиам, восходят к Богу по­добно жертве Ноя. О последней мы читаем, что ее благоухание было весьма приятно Богу.

В таком молитвенном и жертвенном состоянии находилась Невеста, когда ей было сказано: Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом...? (Песн. П. 3:6). Эти молитвы, хотя они и произносятся разны­ми людьми и в разных местах, собираются воедино Духами, находящимися пред престолом Божьим. Это есть общение верующих, чьи молитвы соединя­ются воедино. Сии молитвы приносятся на жерт­венник Его, потому что все они в Его воле. Они чисты и просты. Через них душа предает себя в ру­ки Бога, и тогда от Его любви в ней растопляется все, что осталось от плотской природы и препят­ствовало влиться в Бога. Как только это происхо­дит, душа восходит к Нему, как фимиам, и в Нем растворяется. Это и есть истинная молитва, твори­мая смирившимися и предавшимися Богу душами. Об этом-то и говорится в словах: И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Жертвоприношение и молитва, соединяясь воедино, возносят душу к Богу.

Ст. 5. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и про­изошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

Когда Бог хочет излить Свою чистую любовь на землю, Ангел, имеющий сие поручение, берет кадиль­ницу, то есть волю и сердце человека, очищает их, как золото в горниле, и наполняет огнем священной люб­ви. Где он берет этот огонь? На жертвеннике. И куда он изливает его? На землю, то есть в души людей.

Для понимания этого необходимо знать, что вся­кое благое действие, видение или милость творится посредством блаженных Духов. Но когда этот огонь возвращается туда, откуда он снизошел, тогда этот фимиам возносится над блаженными Духами, дер­жащими кадильницу, и соединяется с Богом без всякого посредничества

Но что происходит, когда эти блаженные Духи повергают на землю огонь, призванный разжечь пламя любви? Тогда гремят громы — происходят гонения надуши, в которые излилась благодать Бо­жья, и в которых возгорелся огонь любви. Кажется, что все погибло, и этого священного огня нужно опасаться. И душа, в которую сей огонь излился, в какой-то мере чувствует потрясение и опусто­шение, хотя основание ее исполнено радости.

Она опасается быть обманутой по причине голо­сов, повсюду раздающихся. Но, о, Божественный Спаситель! Не Тебе ли принадлежат слова: Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Всегда так бывает.

Шум, производимый творениями, свидетельст­вует о том, что этот огонь уже сошел на землю. О, Божественный огонь! Даже самые полноводные реки не могут тебя погасить! Пусть люди кричат и ругаются; надо соблюдать спокойствие и пре­дать себя на сожжение этому огню.

От. 6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Когда Бог посылает огонь Свой на землю, Он призывает апостольских мужей возвещать Его исти­ну. Это бывает с душами, избравшими жизнь сверх­человеческую. Но что произойдет тогда, когда сей Дух распространится по всей земле, когда Иисус Христос повелит сему огню воспламенить всех лю­дей? О, Боже! Каких смятений, каких бурь, какого грома ожидать следует! Природа человеческая опол­чится, чтобы этому воспрепятствовать. Она почув­ствует ужасный страх, ибо сие послужит к ее разрушению. Дьявол соединится с ней, чтобы про­извести страшные опустошения, ибо он знает, что если этот огонь сойдет на землю, то его владычество разрушится, и сам он будет связан. Сколько же вре­мени сей огонь будет гореть? Это тайна, нам неведо­мая. Огонь уже готов сойти, потому-то и слышен приближающийся шум. О, люди! Вы приобщаетесь к дьяволу и плоти, думая, что приобщаетесь к Богу. Сражаясь за себя, вы сражаетесь против себя. Вы разрушаете свое спокойствие и не обретете покоя, доколе сии два врага не будут истреблены.

Наши рекомендации