С пояснениями и размышлениями, наставляющими к духовной жизни.

«Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Псалом 12:6).

Глава 1

Ст. 1. Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну...

Сокровенные и глубокие таинства, содержащие­ся в книге Откровение Иоанна Богослова или, как ее еще называют, Апокалипсис, выражены весьма загадочно. Иисус Христос предлагает Своим рабам больше вкушать эти таинства, нежели задумываться над их истолкованием. Однако он не оставляет их в неведении и позволяет почувствовать сладостный вкус Своих откровений. Невозможно человечески­ми понятиями и словами описать столь глубокие ду­ховные откровения, но Повелевающий писать поможет человеческому сердцу постигнуть их.

Святой Иоанн говорит, что книга сия описывает события, которым надлежит быть вскоре. Это пред­полагает, что, во-первых, для Бога век суть один день, во-вторых, что они должны начаться в скором времени. О, Время, достигшее апогея, открывающее новую эпоху, вмещающую в себя все другие времена! Время таинств и страха, когда Бог удерживает Свою тайну, дабы в конце всех веков явить людям Свое мо­гущество, недоступное человеческому разумению. О,

Боже вечный! О, Божье Слово! Агнец закланный! Это день славы Твоей, Твоего торжества. Это день, когда змей будет временно связан. И в то же время это день самой жестокой борьбы и гонений на рабов Твоих.

Змей делает последние нападки. Но Ты победишь, Господи Иисусе! Ты станешь Победителем! Аминь!

Св. Иоанн говорит, что все сии тайны открыты ему через посланного Ангела. Но это не касается его Евангелия. Это означает, что Бог открывается рабам Своим по-разному. Во-первых, Он открыва­ет Себя в них и для них, после чего они сами могут открывать Его людям. Во-вторых, Бог дает откро­вения относительно Своей Церкви и Своего наро­да^ также относительно какого-то события, и это

последнее откровение дается через Ангелов. Первое откровение является глубоким и не имеющим ясно­го истолкования. Душа, скорее, познает, что она об­ладает сим сокровищем, нежели постигает, каким образом оно досталось ей.

Сии глубокие тайны открываются в лобзании уст (Песн.П. 1:1). Таково было откровение Святому Иоанну о вечном рождении Слова в лоне Отчем и о Его воплощении. В этом брачном лобзании со свя­щенным Женихом Апостол познал и другие лобза­ния. Во-первых, плодотворное лобзание Отца и Сына, производящее рождение Святого Духа. Он познал, что сие лобзание дает плодотворную жизнь и ему. Ему было дано познать и лобзание Слова с ес­теством человеческим, сочетавшее их нерушимым браком. Кроме того, он познал болезненное лобза­ние Иисуса со Своей Церковью, стоившее Ему жиз­ни. Через это лобзание Иисус рождает всех христиан. Оно является источником милосердия и спасения. Еще ему было открыто лобзание Иисуса Христа и ду­ши. И, наконец, он увидел вечный брак Агнца на не­бесах. Убиенный и закланный, Он наслаждается там славой Своей жертвы. Все сие было показано Св. Ио­анну в этом священном лобзании.

Что касается образов, относящихся к водительст­ву и Царству Иисуса Христа, к разрушению влады­чества дьявола, то они были открыты Св. Иоанну в словесной и видимой форме, и, следовательно, че­рез посредство Ангелов.

Таким образом Бог общается с душами, достиг­шими высокой степени духовности. Таков Святой Иосиф. Чтобы открыть ему, как следует относить­ся к Марии и Иисусу, Бог употребил Ангелов, о чем мы читаем в Евангелии. Но великое таинство рождения Слова и способ Его воплощения Он от­крыл ему в неисповедимом лобзании и в опреде­ленное Им Самим время.

Теперь мы можем понять различие между этими двумя откровениями. Одни люди имеют откровения посредственные, другие — непосредственные, более совершенные, а третьим Бог дает и те, и другие, и сие есть совершение всех откровений.

Ст. 2. ...Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Здесь Св. Иоанн говорит о себе самом. Его слова указывают на Иисуса Христа. Во-первых, он говорит о Его слове, возвещая то, чему Иисус учил, и пока­зывая, что Он Сам есть Слово. Во-вторых, Св. Иоанн свидетельствует о Его чудесах.

Мы также можем свидетельствовать о Его словах, в которые мы верим, которые исповедуем и кото­рым повинуемся. Кроме того, мы можем свидетель­ствовать и о Его делах. Мы подражаем Ему в том, в чем и должны подражать.

Ст. 3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

Весьма блаженны читающие и слышащие сие сло­во Иисуса Христа и Евангелия Его. Также блаженны и те, кто принимают Его добродетели за образец, ибо все, написанное о Нем, служит к нашему наставле­нию. Блаженны те, кто обращают эти слова в пользу себе, храня их в своем сердце и применяя в жизни, ибо время исполнения этих откровений близко. И это касается как всей Церкви в целом, так и любой души, если она достигла блаженства.

Ст. 4. Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его...

Иоанн обращается к конкретным церквам, но его слова имеют отношение и к нам. Апостол желает христианам мира и тишины душевной. Без них они так же не могут преуспевать, как не могут обходить­ся без благодати. Итак, он желает церквам мира и благодати Иисуса Христа, вечного Слова, Который есть, и был, и грядет. И хотя Иисус Христос был преж­де всех веков. Он рождается и сегодня по слову Писа­ния (Пс. 2:7), и так будет продолжаться бесконечно

То же самое должно происходить и в нас. О, как блажен тот, о ком можно сказать: в нем Он был! Но тот, в ком Он есть, более блажен! Бесконечно же блаженнее та душа, в которой Он пребудет вовек!

Кто такие семь духов, находящиеся пред престо­лом Его? По ними не нужно подразумевать первых семь Ангелов, наслаждающихся блаженством по­стоянного присутствия пред престолом Божьим и занимающих высокое положение. Это образ того, что всякая, любящая Бога, душа имеет семь даров Святого Духа. Также это можно истолковать как обитание Иисуса Христа в Своей Церкви, в которой Он был, есть и пребудет до скончания века. Он даро­вал ей семь даров Св. Духа, которые ее ни на минуту не оставляют и хранят ее в истине. Это и есть семь Ангелов, семь ее хранителей и блюстителей.

Когда Иисус Христос воцаряется в душе, тогда она наслаждается всеми этими преимуществами.

Ст.5. ...И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и влады­ка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омыв­шему нас от грехов наших Кровию Своею,

Ст. 6. Исоделавшему нас царями и священни­ками Богу и Отцу Своему, слава и держава во ве­ки веков! Аминь.

Иисус Христос есть начало всему. О, Иисус! Я люблю тебя всей душой! Ты есть свидетель верный, и свидетельство Свое Ты запечатлел Кровию Своей. Но что это за свидетельство? Свидетельство прими­рения Бога и человека, которое Ты пришел совер­шить, свидетельство завета, который Ты заключил с естеством человеческим. Если бы не было этого сви­детельства, то и наша вера в то, что Ты принял плоть человеческую, подверженную страданиям и смер­ти, не имела бы оснований. Ты был верным свиде­телем той любви, которую Ты имеешь к людям. Ты

был также и залогом этой любви, отдав себя им как на кресте, так и в евхаристии. Ты засвидетельство­вал людям, Кто Ты есть, и хранишь все Свои Твои обетования. О, Свидетель безукоризненный! Мож­но ли сомневаться в Твоих обетованиях?!

Ты есть Первый, Кто родился в недрах смерти и обрел во гробе семя нетления, Кому гроб стал колы­белью жизни, никогда не прекращающейся. И этом новом рождении Ты сообщаешь жизнь и нетление всем тем, кто имеет счастье следовать за Тобой. Ты есть первенец из мертвых, то есть из тех, кто был умерщвлен грехом. Имея жизнь в Себе, Ты даешь ее людям и таким образом избавляешь их- от смерти. Ты один имеешь право оправдывать. Ты есть Царь царей и Князь князей земных. Тобою и в Тебе все они царствуют, и всякое владычество содержится в Тебе едином. А потому и должны они признавать Твое владычество, покоряться ему и допускать над собой такую же власть, какую они желают иметь над своими подданными. Та нас возлюбил, о, Иисус! И Твоя любовь так велика, что она принудила Тебя предаться смерти, дабы воскресить мертвых и изба­вить их от смерти вечной. И так как эти люди были исполнены мерзостей и смрада от грехов своих, То Ты омыл их Кровию Своею. Ты соделал из Крови Своей купель, баню настолько изобильную, что в ней можно не только омыть всех грешников мира, но и потопить все их грехи.

Но ко всем этим бесконечным щедротам Ты при­совокупил еще и другие милости: Ты сотворил нас царями, заслужив нам Царствие. Ибо по мере рас­пространения Твоего кроткого владычества над на­ми и при условии нашей покорности Тебе Ты позволяешь нам царствовать в нем, делая нас царя­ми над самими собою и над всеми тварями.

Поистине справедливо сказано, что служение рав­носильно царствованию. О, Любовь! Царствовать — значит быть совершенно преданным Тебе. Ты нас сотворил иереями, обязав непрестанно приносить в жертву самих себя и всех подвластных Тебе тварей, и, дабы мы могли непрерывно совершать эго боже­ственное священство, Ты нам постоянно указыва­ешь на то, что мы должны принести в жертву.

Более того, Ты дал нам власть постоянно прино­сить Самого Тебя в жертву и сие заклание обращать на пользу себе. Иереи есть иереи Бога Отца, потому что они приносят Ему ту же жертву, какую Сын при­нес Отцу, ибо Он, будучи Великим Иереем по чину Мельхиседека, освятил все жертвы.

Ему слава за все, поскольку Он есть Творец и Со­здатель всякой твари, в том числе и человека! Да не воспротивятся Ему люди, но добровольно покорят­ся, приняв Его владычество. Аминь.

Ст. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возры­дают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.

О, Любовь! О, Иисус! Ты всегда готов прийти, и Св. Писание справедливо гласит: се, грядет, и эти слова указывают на Его приближение. О, человек! Он грядет и стучит в твое сердце, но ты не хочешь при­нять Его! О, блаженное время! О, век благополучный! Ты приближаешься, и в тебе грядет Жених душ на­ших. Поистине Он грядет, и ничего нет достовернее этого. И как Ты грядешь, о, Боже! На облаках, в свя­щенном мраке веры. Всякое око, то есть всякий ум Его познает и узрит чудесным образом в этих мрач­ных облаках. Ибо приближается время, когда почти все люди станут верующими, обратятся, уверуют в Него, поклонятся Ему в духе и истине, и даже те, ко­торые пронзили Его. Это касается всех — грешников, погубивших благодать крещения, но покаявшихся и обратившихся, уверовавших иудеев, язычников и еретиков. Всякое око узрит Его, все уверуют в Него, все поклонятся Ему и покорятся. И дьявол, связан­ный на некоторое время, не будет сопротивляться владычеству Его. Это будет продолжаться до тех пор, пока он, желая отомстить, не возведет антихриста, чтобы погубить как можно больше людей, живущих на земле. Но Агнец закланный будет им защитою. И когда Он явится таким образом, все колена земные без исключения вознесут клич радости, удивятся и восхитятся, сподобившись этого блаженства. Нет истины, более достоверной. О, время блаженное и благополучное! Ты гораздо ближе, чем мы думаем.

Но, чтобы оно настало, детям Божьим надлежит пе­ренести столько гонений, столько страданий и опу­стошений! Ты это знаешь, Господи Иисусе!

Ст. 8. Я есмь Атьфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.

Слово есть начало и конец. «От начал-а сущий» — так Иисус Сам говорит о Себе (Иоанн. 8:25). Он есть начало всего, ибо все чрез Него начало быть (Иоанн. 1:3). Он хочет и в нас быть началом всех деяний, что и станет реальностью в то блаженное, столь близ­кое, время. И тогда все люди, признающие Его тако­вым, будут одушевлены Им.

Церковь имеет три возраста, как и душа, водимая Богом, имеет три состояния. Первый 1зозраст Церкви наступил тогда, когда Иисус Христос был Путем. То­гда Его последователи ходили за Н им. Это был век му­чеников, следовавших по стезям Своего Учителя и принимавших мученическую смерть. Апостол Петр умер на кресте, как и его Учитель. Во втором возрасте Церкви Иисус Христос был Истиной, и сей век мож­но назвать веком исповедников. Они не были муче­никами, но утверждали истину всеми своими силами. Первому возрасту сопротивлялись язычники и иудеи, особенно иудеи, второму — христиане неправовер­ные. Третий возраст Церкви настанет в ближайшее время, и тогда Иисус Христос будет Жизнью. Он придет оживить всех людей, сделать их духовными, имеющими животворящее начало, дать им жизнь Своей жизнью. И этот возраст будет длиться до скон­чания мира, то есть, до пришествия антихриста. И то­гда Иисус Христос будет и начатом, и концом.

Он есть и начало, и конец наших действий; и все делается как через Него, так и для Него. Желание Иисуса Христа в том и заключается сегодня, чтобы быть началом и концом всех творений. Поскольку Слову надлежит быть таковым, Отец дал Ему всякую власть и предал все в Его руки. Потому Он и должен одушевлять всякое творение. Он есть начало и конец, и если мир сотворен Им, то Им должен и закончить­ся. Церковь, получившая свое рождение от Него, най­дет в Нем и свой последний приют. То же самое относится и к духовной жизни. Она начинается Иису­сом Христом и заканчивается Им же, ибо после того, как душа сокрывается с Ним в Боге, Он рождается, живет и действует в ней до тех пор, пока она не погру­зится в Божьи недра. Он — Господь, Который есть и будет всегда и Который входит в нас совершенно осо­бым образом. Он есть Вседержитель, ибо Ему дана всякая власть на небе и на земле, и Его действия пре­выше всякого человеческого понимания.

Cm 9. Я Иоанн, брит ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Хрис­та, был на острове, называемом Патмос, за сло­во Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

Св. Иоанн, адресовавший этот Апокалипсис всем верующим и всей Церкви, — первый из брать­ев, кому Бог открыл Свои тайны. Из всех апостолов он имел самое глубокое духовное познание, ибо он был наиболее приближен к Иисусу. Он был соуча­стником Иисуса Христа в скорби и печали, когда сопровождал Его на Голгофу с непоколебимою вер­ностью. Он был соучастником в царствии, которое дал ему Иисус. Он был соучастником в Его терпе­нии как при перенесении гонений, так и в обхожде­нии с грешниками, к которым относился с кротостью и любовью. Нет сомнения, что сей вели­кий Апостол был преисполнен любви, поскольку почерпнул ее в глубине сердца своего Учителя. О сердце, отверзшееся пред очами Св. Иоанна! Какой огонь и какой пламень излило ты в сердце этого ве­ликого Святого! Ты наполнило его совершенной любовью, ибо терпение есть главнейший плод любви. Св. Иоанн был гоним, по его собственному свидетельству, за слово Христово и за исповедание Его. Мы не должны удивляться, когда нас гонят. На­против, мы должны почитать себя блаженными.

Ст. 10. Я был в духе в день воскресный и слы­шал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний;

Ст. 11. То, что видишь, напиши в книгу и по­шли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикикг.

Ст. 12. Я обратился, чтобы увидеть, чей го­лос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников...

Св. Иоанн был восхищен в духе, чтобы никакой внешний предмет не мог отвлечь его внимание от ве­ликих откровений, которые Богу было благоугодно открыть ему для блага Церкви Своей. Он описывает все обстоятельства сего происшествия, имевшего место вдень воскресный, предназначенный для от­дыха и покоя, в день тишины и мира. Св. Иоанн слышал позади себя голос громкий, как бы труб­ный. Он был таким громким, что Апостол не мог не узнать его. Это был глас Сына Божьего.

Глас сей повелел Св. Иоанну написать то, что он видел, поскольку все это должно было остаться для потомства непреложным знаком будущих событий в мире и в Церкви.

Азия — одна из величайших частей света. В семь ее городов и должен был послать свою книгу Св. Иоанн.

И, обратившись, Св. Иоанн увидел, откуда до­носился этот глас. Это означает, что увиденное им не было плодом его воображения. Он увидел семь светильников золотых.

Это есть не что иное, как семь даров Святого Ду­ха, которые Он дал Церкви.

Ст. 13. ...И. посреди семи светильни­ков,подобному Сыну Человеческому, облеченного в поддир и по персям опоясанного золотым по­ясом...

Иисус Христос всегда пребывает посреди семи даров Святого Духа; и где Он присутствует, там и об­ретаются эти семь даров. Поддир или длинная риза символизирует Его чистоту и непорочность, а золо­той пояс — Его любовь.

Ст. 14. ...Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный...

Белизна Его головы означает абсолютную непо­рочность. Белые волосы символизируют во-первых, чистоту и простоту Его помыслов, а во-вторых, Его божественную сущность. Он пришел из вечно­сти, хотя и воплотился во времени, восприняв смертное тело. Очи Его — как пламень. Поскольку Он, будучи Словом, обладал всеведением Отчим, можно сказать, что Он — Его око. Но любовь заста­вила Его принять человеческие тело и душу, подоб­ные нашим. Его огненные очи указывают на то, что Он есть свет и пламень. А это значит, что Он может не только просвещать нас, но и согревать. Очи Его также указывают на Его божественную природу.

Ст. 15. ...И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его — как шум вод многих...

Ноги Его являются символом человечества, подоб­ного меди звенящей, звон которой можно сравнить с воплями грехов всего мира. Как раскаленные в печи, они служат олицетворением Его исключительной любви ко всему человечеству, которое, будучи вверг­нутым в печь Его Божества, превратилось в огонь и пламень. Помимо этого, ноги Его олицетворяют лю­бовь. Сколько верст прошел Божественный Спаси­тель, благодетельствуя, движимый этой любовью! Голос Его — как шум вод многих. По Его слову ниспо­сылаются самые сильные дары благодати. Глас Его — как река, орошающая и наводняющая каждую душу, делающая ее плодовитою.

Ст. 16. ...Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сто­рон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.

Семь звезд — это семь таинств, через которые Он раздает людям Свои благодатные дары. Они также означают связь Его с душами людей. Все, что Он держит в руках Своих, служит ко благу их. Меч есть глагол Его. Он обоюдоостр и отсекает грех и все то, что противится Его действию. Его десница прикаса­ется и к самому грешнику, ибо только отсечением души от жизни Адамовой Божественный Спаситель водворяется в этой душе. Лице Его изображает сла­ву, которой наслаждается Его прекрасная душа.

Ст. 17. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десни­цу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний...

Когда Ты являешься, о, Божественный Спаси­тель, человек должен пасть к ногам Твоим, как мер­твый. Это значит, что все, унаследованное от Адама, должно исчезнуть, умереть, погибнуть, дабы усту­пить место новому Адаму. Но не нужно бояться, ибо Он, касаясь десницею Своею, подкрепляет всякую душу. Готовая погибнуть, умереть и вовсе исчез­нуть, она в своей смерти находит спасение, жизнь и надежное подкрепление. «Не бойся, — говорит Он сей душе, — ибо Я есть первый и последний. Меня ты обретаешь, когда ступаешь на духовный путь, и когда заканчиваешь этот путь. Душа должна поте­рять Меня надолго из виду в познании и чувствах, дабы обрести вновь во Втором пришествии. Тогда это открытие покажется ей чрезвычайным и устра­шит ее, потому что Мое Вторе пришествие весьма отличается от Первого, хотя кажется, что они имеют много сходства. Итак, Я есть начало и конец, первый и последний. Я — первый и последний из Святых, потому что вся их святость начинается во Мне и во Мне заканчивается.

Ст. 18. ... И живый; и был мертв, се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

О, Слово Божье, Божий Сын! Ты есть начало вся­кого бытия, и каждое существо сотворено Тобой! Ты имеешь жизнь в Себе Самом, и все живое получает жизнь от Тебя. Однако, хотя Ты и есть, по сути, са­ма жизнь, и цель Твоего прихода в мир — дать её другим, Ты благоволил претерпеть смерть. Будучи бессмертным по существу, Ты по любви и исключи­тельному человеколюбию изволил принять тело смертное, дабы разрушить смерть, подвергнув ей Самого Себя. Итак, Ты был мертв, о Жизнь совер­шенная, потому что любовь заставила Тебя добро­вольно подвергнуться смерти, дабы освободить человечество от ее плена. Ты был мертв, но воскрес из мертвых, чтобы уже не умирать, и вступил во все права Свои. Ты разрушил смерть самой смертью Своей. Ты упразднил ее, вселил в недра её жизнь. В результате смерть произвела жизнь, а сама умерла. О, смерть Твоя! Ты исполнена жизни! Итак, Спаси­тель мой имеет в руках Своих ключи ада и смерти.

О, любовь! Если ты затворишь дверь, кто может открыть ее? И если ты откроешь, кто может закрыть? Отверзай и закрывай по своей воле! Но я скажу, что душа, уповающая на Тебя, имеет особое преимущест­во, ибо ты никогда не откроешь для нее двери ада. Кто предался твоим объятиям с совершенным упованием, не может войти в ад. Ты затворяешь пред ними дверь ада, хотя они и почитают себя заслуживающими оного, и открываешь им свои недра, хотя они и признают себя недостойными этого.

Ст. 19. Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

Ст. 20. Тайна семи звезд, которые Ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

Таким образом, Св. Иоанну повелевается напи­сать все, что он видел. Апокалипсис — самая замеча­тельная книга, которую по праву можно поставить в один ряд с Евангелиями, поскольку в ней говорится о том, что делал и говорил Иисус Христос по воскре­сении Своем. Св. Иоанн пишет не только о том, че­му надлежит быть, но и о том, что есть суть увиденного им.

Удивительны эти слова Апокалипсиса. Они по­казывают достоинство Епископов. Иисус Христос сравнивает их с Ангелами, которые в Деснице его — как звезды, освещающие и показывающие путь Его народу. Какое почтение мы должны воздавать Епи­скопам и как должны повиноваться им! Но, наряду с этим, какой пример они должны являть нам, ка­кую добродетель и какую премудрость показывать в делах своих! И если их сравнивать со звездами, то не должны ли они сиять в Церкви небесной! Если Епископы — суть звезды, то все христиане должны пребывать в совершенном единстве, чтобы пред­ставлять собой единый светильник из чистого золо­та. Да будут они, соединенные в любви, блистать огнем и светить.

Глава 2

Ст. I. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников:

Ст. 2. Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить разврат­ных, и испытал тех, которые называют себя Апос­толами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Ст. 3. Ты много переносил и имеешь терпе­ние, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Ст. 4. Но имею против тебя то, что ты ос­тавил первую любовь твою:

Данный отрывок указывает на верность Бога и на то, что такую же верность Он требует от Своего наро­да. Кроме того, чистота Бога здесь противопоставляет­ся нечистоте человека, которая открывается при Его свете. Пастыри могут увидеть суть своих обязанностей и меру ответственности за свое служение. Бог не тре­бует от них только строгого отчета в их личных добро­детелях. Он требует любви к своим овцам и пастырской ревности. Верность Божия весьма удивительным об­разом открывает людям, как через служителей, так и непосредственно, их грехи и побуждает давать точный отчет во всех добрых делах, к коим их побуждает Бог. Кроме того, будучи воплощением абсолютной чисто­ты и верности, Он требует их и от людей.

Кажется, не было Епископа добродетельнее сего, но Спаситель обличает его в том, что он ослабел в первой своей любви. О, любовь! Мне кажется, что нет ни одного христианина, монаха, Священника или Епископа, к которым не относилось бы это об­личение. Есть ли среди них такие, в ком сохранился жар первой любви? Где их найти? Их огонь веры превратился в тлеющий уголек. Эти жар и рвение, присутствующие в начале, не следует принимать за любовь и огонь веры. Они не от нас зависят и часто бывают несовершенными. Признаки истинной любви — быть верным в исполнении воли Божьей, чего бы Он ни потребовал, никогда не отступать от истинного пути, быть стойкими в скорбях и гонени­ях. Вот что значит не изнемогать.

Ст. 5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Вспомним то состояние, которое мы утратили, откуда ниспали. Какой монах сохранил жар и рев­ность первой своей любви? Какой верующий сохра­нил искренность своей веры? И так каждый должен покаяться, то есть исправиться, в зависимости от своего состояния. Что это за покаяние? Это не пока­яние грешника, который должен оставить свои гре­хи. Это покаяние человека, ослабевшего в вере, который должен вновь с бодростью приняться за то, что он делать перестал.

Иисус Христос показывает здесь, насколько Он любит тех, кто ненавидит еретиков, точнее, их дела, ибо, чем больше еретики отступают от истины и чем развратнее их нравы, тем больше мы должны лю­бить их и стремиться излечить, но не словопрением, а кротостью.

Ст. 7. Имеющий ухо да слышит, что Дух го­ворит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

О, Боже! Ты есть победа побеждающего, и ни один человек не может победить, если он не в Тебе! Ты, о, Иисус, — Агнец, победитель дьявола и плоти. Их победить можно только Тобою. Но кто окажется победителем через свою смерть, тот вкусит от древа жизни. Ты дашь ему сей плод. Но что это такое — древо жизни? Это Ты Сам, о, Иисус! Ты даешь вку­шать Себя душе, умершей для своего «я». Она прием­лет Тебя, как жизнь. По мере того, как она умирает для себя, Ты оживляешь ее и Сам становишься ее жизнью, ее пищей и силой. Ты есть древо жизни в раю Бога, потому что Ты имеешь жизнь в Себе, и все Святые живут только Твоей жизнью. Ты, о, Слово, укрепляешь и даешь жизнь Ангелам и Святым, как и Отец дает жизнь Тебе. И как Отец рождает Тебя, со­общая Тебе все Свои свойства, так и Ты делаешь живыми всех Блаженных. Они живут Твоей жиз­нью, как и Ты живешь жизнью Отца Своего. Но по­стигнуть это может только тот, кто имеет ухо и слышит глаголы Бога своего.

Ст. 8. И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

Ст. 9. Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, — впрочем ты богат, — и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское.

Ст. 10. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

Бог находит удовольствие каждый раз говорить, что Он есть Первый и Последний. Тем самым Он хочет убедить нас, что Он и наше начало, и наш конец. Вера в то, что мы произошли от Него, возбуждает в нас желание стремиться к Нему как к желанному финишу. Однако людей, стремящихся всеми силами к Богу и уповающих на Него, еретики считают обольщенными. О, Боже! Как суды Твои отличаются от судов человеческих, так и пути Твои отличаются от путей их.

Первый и Последний есть Богочеловек Иисус Христос. Будучи первым в лоне Отца Своего, Он стал последним из людей. Он Сам сказал о Себе че­рез Пророка: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7) Он был мертв, и се, жив. Таким образом, участвующие в Его смерти должны надеяться иметь участие и в Его жизни. О, люди, находящиеся в лютых скорбях, в смерти! Помните о том, что Он умер за вас, и не только умер, но и воскрес, чтобы вы жили в Нем.

Есть ли что более утешительное для бедной ду­ши, удрученной скорбью! Знаю твою скорбь, — го­ворит Бог. Не есть ли это величайшее утешение? Знаю твою...нищету, -впрочем, ты богат. Что озна­чают эти слова? Это значит, что самые большие бо­гатства обретаются в самой большой нищете. Человек, лишившийся всякого блага, не желает уже ничего и в лишении своем находит крайнее удовлет­ворение: оставленный без всякой опоры, он начи­нает уповать на своего Бога. Такой человек обладает бесценным сокровищем и богатством. Богач не мо­жет насытиться своим богатством; нищий же, буду­чи совершенно довольным, не имеет нужды ни в чем, и, следовательно, он богат. Но такие мирные и довольные люди пребывают в неизвестности, ибо Бог скрывает их в Своем святилище.

Он укрывает их от своих и от чужих глаз: свя­тость их станет явной только в вечности. Мир их ху­лит, осуждает и почитает несчастнейшими из всех людей на земле. Но кто их гонители? Те, кто назы­вают себя Иудеями, но к таковым не принадлежат, то есть люди религиозные, для которых религия сводится к исполнению внешних обрядов, и кото­рые считают своим долгом гнать людей смиренных и духовных.

Но вы, возлюбленные чада Авраама, чада веры! Не бойтесь ничего, что вам надлежит претерпеть; сие будет для вас приобретением! Вы будете гонимы даже святыми, которые видят свое служение в том, чтобы причинять вам страдания, ибо они обману­ты. Не бойтесь ничего, потому что владычество са­таны ничем так не разрушается, как трудом душ по приобретению Царства Божьего. Он возбуждает на эти души самые ужасные гонения. Некоторых из них — самых верных и послушных Богу — он может даже ввергнуть в темницу. Он может ослепить судей и служителей правосудия, представить преступни­ками абсолютно невиновных людей, врагами Церк­ви — самых преданных ей. Но не нужно всего этого бояться, ибо все сие есть только испытание.

И будете иметь скорбь дней десять. Эти десять дней означают время и формы гонений, кото­рые ожидают христиан. О, бедные христиане! Сколько вам предстоит перенести! Приближается время, когда принадлежность Богу будет почитаться за стыд и позор. Скорби ваши будут ужасными, но мужайтесь, будьте верны даже до смерти, претерпи­те, если нужно, ее за дело Божье, не утратьте своей веры и упования, и тогда смерть ваша увенчается вечной жизнью.

Ст. 11. Имеющий ухо да слышит, что Дух го­ворит церквам: побеждающий не потерпит вре­да от второй смерти.

Две смерти надлежит претерпеть христианину — таинственную и естественную. Никто не может одержать победы без таинственной смерти, посколь­ку только она позволяет Иисусу Христу побеждать в нас и через нас. Блажен, кто перенес ее: он не потер­пит вреда от второй смерти. Она, эта вторая смерть, для таковых является переходом в жизнь. Но чтобы понять эту истину, необходимо слышать и разуметь, что Дух говорит церквам.

Ст. 12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч:

Ст. 13. Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

Ст. 14. Но имею немного против тебя, пото­му что есть у тебя там держащиеся учения Ва­ала, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

Ст. 15. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

Людям, находящимся в страданиях и гонениях, Иисус Христос дает надежду на блаженную жизнь, говоря, что Он был мертв, и вот, Он жив. Но в данном случае Он говорит только о мече Своем, потому что сей меч Слова Божьего должен истреблять ересь. Знаю, говорит Он, что ты имеешь веру Мою. Ты со­хранил ее даже тогда, когда подвергался опасности погибнуть за нее. Однако это Меня не может удов­летворить, ибо ты, будучи Епископом, находишься на престоле сатанинском. То есть, ты миришься с тем, что сатана разделяет престол Церкви. О, Боже, коль велика ревность Твоя!

Ст. 16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих.

Ст. 17. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

О, Боже! Ты даешь побеждающим вкусить манны сокровенной. Что есть сие, если не Ты Сам? Ты есть сокровенная манна во святом Причастии. Это сим­вол внутреннего, тайного и невидимого обладания Тобою. Манна сия сокровенна в священном мраке веры. О, какое таинственное и глубокое изречение!

Ты даешь побеждающему камень белый. Это образ божественного состояния, когда душа утвер­ждается в совершеннейшей благодати — в чистоте и непорочности. Тогда дается душе новое имя, на­чертанное на белом камне. Камень подразумевает постоянство, а белизна — чистоту. Итак, новое имя означает новую жизнь в Боге. Это имя, много­кратно объясненное в Ветхом Завете, было дано Ав­рааму, Отцу верующих, и верою живущим Саре и Израилю. В Новом Завете мы также встречаемся с такой практикой: новые имена получили Петр и Па­вел. Но новое имя может дать только Бог, поскольку никто, кроме Него, не может привести человека в та­кое состояние. О, чудное и величественное состоя­ние, которого никто не знает, кроме того, кто получает!

Ст. 18. И Ангелу Фиатирской церкви напи­ши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

Ст. 19. Знаю твои дела, и любовь, и служе­ние, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

Боже мой! Какие удивительные слова! Мы уже говорили, что огонь, исходящий из очей, символи­зирует чрезвычайную любовь Сына Божьего к лю­дям. Ноги подобны халколивану или чистой меди.

Это образ любви народа Божьего, которая, соеди­нившись с любовью Божьей, произвела столь вели­кий огонь, что он способен воспламенить миллион миров. Но где те, кто хотел бы воспламениться от этого огня? Увы, итак немного!

Удивительно, как по-разному представляет Себя Иисус Христос разным людям. Когда Он обращает­ся к Епископу, то показывает ему Свою любовь, и Он делает это как для ободрения его К постоянному подражанию сей высокой добродетели, так и для то­го, чтобы тот мог оценить любовь Спасителя, на­много превосходящую любовь человеческую. Но за что Он хвалит этого Епископа? За то, что дела его одушевлены совершенной любовью и живой верой. Во-первых, Он хвалит его за веру, потому что мера веры определяет меру всех даров благодати и меру преуспевания внешнего и внутреннего. «По вере ва­шей будет вам», — сказал Иисус Христос (Матф. 9:29). Потом Он похвалил Епископа за любовь. Вера и любовь неразлучны: где много веры, там много и любви. Соответственно, где мало веры, там мало и любви. Не нужно выдавать за любовь некую горяч­ность и ревность, которые чаще бывают поверхно­стными, нежели внутренними. Вера — вот критерий любви.

У кого-то может возникнуть вопрос: каковы признаки такой веры? Преданность Богу, когда ни­какая скорбь, никакие несчастья не могут отвлечь нас от Него.

Бог хвалит Ангела сей церкви еще и за его терпе­ние в перенесении обид и зол, ибо от веры и любви рождается терпение. Он хвалит его за службу, то есть за его верность в служении пастве своей, за испол­нение звания истинного пастыря. Особой же похва­лы заслужило то обстоятельство, что последние его дела превзошли первые, и что он в конце имел боль­шую бдительность, нежели в начале. Где можно встретить таких пастырей? Ах, это большая ред­кость!

Ст. 20. Но имею немного против тебя, пото­му что ты попускаешь жене Иезавели , называ­ющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Ст. 21. Я дал ей время покаяться в любодея­нии ее, но она не покаялась.

Ст. 22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодей­ствующих с нею в великую скорбь, если не пока­ются в делах своих.

Ст. 23. И детей ее поражу смертью, и уразу­меют все церкви, что Я есмь испытующий серд­ца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам в<

Наши рекомендации