Научите их обращать свою боль в силу

Боль нелицеприятна. Она настигает каждого из нас. Она приходит и к молодым, и к старым. Она наносит уда­ры и богатым, и бедным. Ни один народ не избежал ее без­жалостных когтей. Ее щупальцы захватывают и именитых людей, и людей без имени. И все же боль можно обратить на пользу.

Если бы наши физические тела не знали боли, мы бы никогда не сумели понять, что зашли в своем безрассуд­стве слишком далеко. Мы быстро довели бы себя до такого состояния, когда восстановление стало бы невозможным, ибо боль не предупредила нас вовремя о том, что мы на­несли удар по пальцу или руке. Да, боль приносит страда­ния, но в ней есть позитивный элемент.

Бог дает нам почувствовать боль не потому, что Ему нравится, когда мы страдаем. Боль дает нам понять, что нужно что-то изменить. Молитва позволяет определить, что именно нужно поменять в жизни. Во время молитвы Бог, наш Целитель, анализирует и предлагает нам на вы­бор разные варианты. Мы можем либо исцеляться, либо продолжать страдать в результате своего мятежного пове­дения.

Есть два вида боли, на которых я хотел бы коротко ос­тановиться. В одном случае боль бросает нам вызов. Если бы бегун прекратил свой бег сразу же, как только почув­ствует дискомфорт, он никогда не стал бы победителем. Если бы атлет не заставлял себя тренироваться до изнемо­жения, он никогда не одержал бы победу.

Любой спортсмен подтвердит, что есть боль, к которой следует относиться уважительно. Да, конечно, есть боль, которая раздражает тело. Она словно бы говорит: «Ты за­шел слишком далеко. Пора остановиться и отдохнуть».

Эту боль игнорировать нельзя.

Давид сказал: «От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягае­мую» (Пс. 60:2). Он хотел сказать, что в моменты, когда об­стоятельства приводили его в уныние, а сердце было охва­чено болью, он возносился в молитве к Богу.

Боль часто становится горючим, которое укрепляет наши молитвы. Представьте себе, что посреди разных

обид и неудач у вас внезапно заболел ребенок. Вы немед­ленно встанете на колени и будете просить Бога помочь вам. Ваши дети — нежные побеги, которые могут вырасти даже из омертвевшего брачного союза. Но для этого нуж­но научить детей молиться.

«Как научить?» — спросите вы. Этому можно научить, объяснив детям, что их родители несовершенны и в силу своей немощи в любой момент могут подвести. Но есть та­кие взаимоотношения, которые не подведут никогда. Это взаимоотношения с Господом.

Пожалуйста, вставайте на колени вместе с детьми, и пусть они услышат, как вы молитесь, не обвиняя и не осуж­дая других людей, но обращаясь к Богу с просьбой про­стить вас, какую бы роль вы ни сыграли в своих неудачах, даже если вы и согрешили в том, что не были достаточно осторожны в выборе своего брачного партнера. Возлагай­те на детей руки. Обнимайте их и ведите к Скале, которая никогда не подведет.

Я сам свидетель того, что по ночам Он шепотом скажет вашим детям намного больше того, что вы сможете ска­зать им днем. Все мы для Него — маленькие дети, которым нужен покой. Покой только в Нем.

Он знает все наши недостатки, даже самые страшные. Но хорошо то, что Он любит нас «в любом случае». Мой совет всем Его маленьким и всем Его большим детям прост, но глубок по смыслу: обретите в Нем покой.

На следующее утро

Научите их обращать свою боль в силу - student2.ru

Не всегда страдания в неполных семьях происходят по причине разводов. Бывает, что трагедия одиночества ро­дителей возникает по другим причинам. Многих детей после выписки из роддомов не принимали крепкие мужс­кие руки. Молодые мамы со взмокшими волосами, в муках родовой боли через разорванную завесу своей истекаю­щей кровью плоти производили на свет плоды легкомыс­ленно проведенных выходных или нарушенного обеща­ния возлюбленного. В остекленевших глазах молодой ма­тери застыла боль, а лицо покрыто крупными каплями пота. Как ни странно, но она выглядит так же, как во время зачатия ребенка. Но тогда ее уста исторгали звуки востор­га и плотского удовлетворения. Ее лицо было влажным от страстных объятий и напряжения момента, момента, ко­торый казался счастливым и насыщающим, момента, ког­да разочарования казались далекими, а все существо пере­полняло животное исступление. Все ее тело тогда извива­лось в сладострастной отдаче. Она полностью отдалась тому моменту.

Сияли звезды, светила луна и весь воздух был напоен ароматом романтики. Атмосферу дополняли тихие звуки далекой музыки. Нежные ласки истомленных рук и слова признательности, произнесенные шепотом, говорили ей то, что ей хотелось услышать. Как все это напоминает то, что она делает сейчас!

Но пот и страдальческий стон, исторгающийся из изму­ченной женщины, теперь превращаются в жалобные зву­ки, заполняющие наступивший новый день. Это острая боль рожающей женщины, чрево которой заполнено ре­бенком, но рядом с ней нет никого, кто мог бы облегчить эту боль. Она одна.

Экстаз закончился, и страсти утихли. Осталась рвущая­ся наружу ответственность, которая прорывается на белый свет с требовательным криком и плачем, — и эти звуки с новой болью отзываются в разбитом сердце брошенной женщины, которая осталась с ребенком одна. Наступает траурное отрезвление «следующего утра». Медленная боль пульсирует и наполняет все тело. Эта тупая боль напоми­нает о том, что все могло быть иначе. Эту тупую боль не в состоянии прочувствовать даже самые близкие люди. Да, конечно, у молодой мамы могут быть близкие друзья, ко­торые будут ждать ее с малышом после выписки. В воздухе витает едва слышный запах принесенных друзьями и род­ными цветов. И все же она одна. Позже, тем же вечером, она подойдет к прозрачной стенке, отделяющей детское отделение, и взглянет через нее на ребенка. Рядом она за­метит гордую пару молодых родителей, которые перешеп­тываются и смотрят на своего малыша через стекло. Она не может не помнить о том, что рядом с ней никого нет, что никто не поможет ей, не прижмет к себе и не успоко­ит. Да, она одна. Уставшая, она тяжело бредет в свою пала­ту и ложится в постель в окружении членов семьи и дру­зей, которые громко разговаривают, чтобы заглушить бо­лезненную тишину.

Ночью она лежит в холодной стерильной больнице, и в тишине раздаются ее рыдания. Тихие рыдания, которые может услышать только Бог. И знаете, Он действительно слышит. Наконец она засыпает, а ее тело все еще приходит в себя после родов. Перед сном ей чудится, что ее нежно гладят сильные и любящие руки. Но нет, ей показалось. Это просто нахлынули грустные воспоминания. Но вот милость нисходит на нее вместе со сном и дает ей отдох­нуть. Утром ей нужно встретить малыша и отправиться до­мой — в одиночество.

Дома, возможно, она испытает радость. Ребенок такой хорошенький и кажется умным и способным. Но иногда ее радость омрачают тяжелые мысли. Она начинает беспоко­иться о финансах, о том, кто будет заботиться о малыше, когда она пойдет на работу. Ее терзает ощущение смещения приоритетов. Ей хотелось бы остаться со своим ребенком и воспитывать его, но она понимает, что ей придется пору­чить его заботам посторонних людей, а самой отправиться на заработки. Она пытается представить, что было бы, обернись все иначе. Но для этого нет времени. Она есть то, что есть, и она имеет то, что имеет. «Господи, помоги», — шепчет она. Бог ее слышит, но ничего не говорит в ответ.

Вам приходилось когда-нибудь проходить через болез­ненные переживания, в то время как Бог ничего не гово­рил вам в ответ на ваши молитвы? Вам так нужна была Его

поддержка, но Он молчал. Бывают ситуации, когда Он хра­нит молчание, но Он всегда слышит. Он слышит самый слабый крик разбитого сердца, скрывающего свою боль за бравадой и показной решимостью. Он слышит, как вы тя­жело вздыхаете в семь часов вечера, когда открываете дверь квартиры своим ключом, а в усталых руках несете продукты и ребенка. Он слышит крик натруженных ног и усталой спины женщины, у которой не хватает времени на себя. Он слышит, Он все слышит, но иногда Он ничего не говорит в ответ.

Это призыв поклоняться Богу в тишине. Недостаточно общаться с Ним тогда, когда Он отвечает. В Его молчании слышится призыв продолжать доверять Ему и тогда, когда Он молчит. Почему молчание так волнует и беспокоит наш дух? Во время перелетов на самолетах я слышал, как люди, нервничая, обращались к своим соседям, в то время как те молчали. Похоже, люди воспринимают тишину как величайшее оскорбление в адрес человечества, и поэтому кто-нибудь обязательно начинает говорить.

Я видел людей, которые считали себя обязанными что-нибудь сказать, чтобы нарушить тишину и услышать в от­вет вздох или какой-то иной звук. Почему молчание зас­тавляет сердца людей тревожиться? Так или иначе, бывают моменты, когда одинокий родитель начинает взывать: «Боже, где же Ты? Если Ты не поможешь мне разобраться с моими проблемами... Мне просто нужно, чтобы Ты сказал мне что-нибудь».

Они думают: «Может быть, Он наказывает меня за мои грехи?» Они вздыхают: «Может быть, Он наказывает меня за нечестивую страсть?» Такие вопросы возникают у тех из нас, кто считает, что им не повезло в их недоброй и не­справедливой жизни. Измученные и уставшие, даже самые лучшие из нас взывают о помощи. Судьба многих родителей кажется им более тяжелой, потому что они считают, что все могло бы сложиться иначе. Страшно подумать, ка­ким тяжелым судом судит себя одинокая мама, которая могла бы избежать своей несчастной доли.

Нет, многие не жалеют о том, что произвели на свет ре­бенка. Они любят своего малыша. Многие считают, что ре­бенок — это единственное, что осталось от ушедшей люб­ви. Неважно, как был зачат ребенок, он мой. Моя ошибка превратилась в чудо, говорит сердце матери, у которой не осталось никого, кого она могла бы любить.

Нет, жалеют не о ребенке, который появился на свет. Сожаление и боль вызывают обстоятельства, сопутство­вавшие рождению ребенка. Одинокий родитель оказался в тяжелом и бедственном положении. Финансовая ситуация тоже оставляет желать лучшего. Тяжко жить вдовцу или вдове. Тем более тяжело родителю ребенка, рожденного вне брака. Люди почему-то намного благосклоннее реаги­руют на мать и даже на ребенка, если обстоятельства его рождения менее порочны. Люди просто не догадываются о том, что даже потускневшее серебро можно восстано­вить, и оно будет сиять и сверкать не менее прежнего.

Нам нужно попытаться понять дискомфорт родителя ребенка, который родился вне брака. Ему постоянно при­ходится объяснять отсутствие отца или матери, независи­мо от того, почему они отсутствуют. Приходится в одино­честве ходить на родительские собрания и на встречи с преподавателем. Всегда и везде встречаются холодные и бесчувственные люди, готовые осудить и выразить свое презрение, а дети повторяют то, что они услышали от взрослых. И церковь, которая должна была бы стать Божь­ей пристанью для израненных, часто, вместо того чтобы обеспечить атмосферу принятия и любви, судит и осужда­ет оступившихся или пострадавших людей. Какой-нибудь ханжа приглашает одинокого родителя в церковь, а потом вместе с другими фарисеями осуждает его, смакуя и пере­бирая его прошлое (хотя именно прошлое и стало причи­ной обращения грешника к Богу и церкви).

Вы можете быть сильными, и вам нужно стать сильны­ми. Вы не сможете изменить прошлое, но можете выстро­ить будущее. Для вас и вашего ребенка есть надежда.

Как правило, в трудное положение одинокого родителя попадает именно мама. Очень редко мужчина остается с ребенком, если мама уходит из семьи. Это случается, но не так часто. Обычно маму бросает мужчина, которому были нужны ее любовь и внимание, но ребенок не был нужен. Обычно молодая мать испытывает на следующее утро ле­денящее душу отрезвление.

Поскольку она охвачена сожалением об ошибках и лю­бовью к своему ребенку, к которому не может остаться равнодушной, она начинает взывать. Вы когда-нибудь из­ливали свою душу перед Богом? Иногда становится так больно, что начинаешь задумываться над тем, стоит ли продолжать жить.

В истории человечества однажды была женщина, кото­рая точно так же осталась одна и без помощи. Ее выкину­ли из жизни, к которой она привыкла и на которую рас­считывала. Сначала она стала объектом внимания Авра­ама. Несомненно, она удовлетворяла его страсть в течение многих ночей. Однако обстоятельства в любой момент могут принять печальный оборот. И вот теперь ее выбра­сывают, как отработавший свое холодильник, ставший со­вершенно бесполезным.

И сказала [Сарра. — Примеч. автора] Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком (Быт. 21:10).

Она была его наложницей. Но и это было для нее боль­шой честью. В каком-то смысле она чувствовала себя осо­бенной. И вот теперь это эйфорическое чувство необыч­ности и избранности исчезло и наступили дни суровой действительности. Теперь она была просто женщиной с ребенком. Женщиной, чья девичья фигура стала бабьей, а финансы истощились. Ее выкинули, как порванную тряпку. К великому сожалению, общество того времени никак не обеспечивало поддержку подобных женщин. Ее звали Агарь. Ее имя означало «странница», «чужая». Как ни пе­чально, она и превратилась в отчужденную странницу для семьи, которая стала ей родной. Ее отлучили от того слу­жения, ради которого ее приобрел Авраам, — от обслужи­вания его жены и ее госпожи — Сарры. Она стала презрен­ной женщиной с воспоминаниями о той жизни, на кото­рую у нее больше не было никаких прав. Она была его тайной любовью и радостью его очей. Но теперь она стала причиной неудобств и была исторгнута из его жизни, не имея собственной. Она ничем не могла помочь себе. Она была одинока — или, по крайней мере, она так думала.

У Бога есть милость к одинокой матери, чей ребенок родился вне брака и, как может показаться, вне воли Божь­ей. Ребенок может быть зачат вне Божьего порядка и рас­порядка, но не вне Его провидения и предвидения. В Сво­ем провидении Бог хранит и поддерживает и ребенка, и его мать.

История Агари повествует нам о ее проблемах и путях избавления от них. Я верю, что эта история может стать ободряющим примером для женщин, которым неоткуда получить поддержку, для женщин, чьи взаимоотношения с мужчинами нельзя назвать непорочными. Даже для та­ких женщин в Писаниях есть пример и утешение. Агарь может стать примером для каждой матери, имя ребенка которой покрыто темными тучами. Агарь стала символом женщины, которой пришлось позаботиться о ребенке, которого отец отпустил всего лишь со скудным завтра­ком. То, что он дал, не могло обеспечить его дальнейшее существование.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отро­ка, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии (Быт. 21:14).

Такой поддержки для ребенка было недостаточно. То, что он дал, помогло им продержаться лишь некоторое время. Это была помощь мужчины, охваченного чувством вины, мужчины, для которого изгнанная им женщина пе­рестала быть необходимой. Сочувствовал ли он ей? Впол­не возможно. Любил ли он сына от нее? Конечно. Просто его жена решила, что всему этому нужно положить конец, и все. Ему пришлось сделать трудный выбор. И это был правильный выбор. Однако для кого правильный? Для Ага­ри? Нет. Правильный для Сарры. Правильный для него. Но дело в том, что когда что-то делается неправильно, страда­ет даже правильное.

Он отпустил ее с символическим пожертвованием — одним завтраком. В нашей стране имеется огромное коли­чество матерей, которые, как Агарь, были отправлены в пу­стыню с ребенком и завтраком. Иногда отцу действитель­но было нечего дать. Но в случае с Авраамом это была убо­гая и скудная попытка облегчить собственное чувство вины. Авраам был очень богатым человеком. Женщины, играющие с богатыми мужчинами, им не принадлежащи­ми, заканчивают ребенком и скудным завтраком. Некото­рые из вас на деньги, выделенные на завтрак, пытались купить все необходимое — и памперсы, и физкультурную форму, и одежду, и многое другое.

Я не знаю, отчего встревожилась Агарь. Может быть, по­тому, что Авраам отказался от нее, или из-за того, что им не на что было надеяться. Так или иначе, она оказалась в пустыне тревог, и там им обоим грозила неминуемая смерть.

Я хочу ободрить женщин, которых предали и изгнали. Тех, которые чувствуют себя оскорбленными и забытыми. Их отослали прочь и выкинули из памяти. Такая женщина идет сквозь джунгли жизни, где ей придется начинать все сначала, через осуждение общества за грехи и даже за то, что любила мужа другой. Она пытается как-то исправить положение и проживает деньги, выданные на завтрак. И она не может не беспокоиться.

Прежде чем вы начнете замышлять способы мести, вспомните, что дело далеко не в деньгах, хотя деньги тоже не помешают. Одинокая женщина потеряла больше, чем просто деньги. Она потеряла уровень самооценки и на­правление в жизни. Она потеряла цель и свою индивиду­альность. Все ее планы рухнули и превратились в ничто. И вот теперь она просыпается, чтобы встретить отрезвляю­щее утро.

Ей так больно, что она может отдалиться даже от ребен­ка. Вы знаете о том, что стресс и напряжение трудной жиз­ни могут отдалить вас от того, ради которого вы живете и работаете? Но одинокая женщина настолько отчаялась в своих обидах, что эти обиды и боль отдалили ее от ни в чем неповинного малыша. Вам не кажется, что вы стали раздраженной и угрюмой, вспыльчивой и отчаявшейся? Вы отдалились от ребенка, потому что постоянно сталки­ваетесь с неразрешимыми и тяжелейшими проблемами? Так было и с Агарью!

И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом (Быт. 21:15).

Она оставила ребенка. Она не убила его, она просто ос­тавила. Боже мой, посмотрите, что она делает с ребенком! Она сделала с ним то же, что сделали с ней другие люди. Вы обращаетесь с ним так же, как обращались с вами! Вы кричите на ребенка, потому что на вас кричали? Иногда очень трудно отдать другим то, чего мы сами прежде не получили. Брошенная женщина теперь бросает ребенка. Она начинает повторять цикл разорванных взаимоотно­шений.

По всей стране можно встретить множество Агарей, ко­торые бросили своих детей перед телевизорами или оста­вили на улицах своих микрорайонов. Это дети, спрятав­шиеся от взглядов измученных и озабоченных родителей, которые чувствуют себя совершенно опустошенными и не могут ничего вложить в своих детей. И дело не в том, что они не любят своих детей и не беспокоятся о них, просто многие чувствуют себя опустошенными, измученными и усталыми.

И все же есть нужда, игнорировать которую нельзя. Ре­бенок Агари кричал, пытаясь привлечь ее внимание. Иног­да крик бывает беззвучным. А иногда он подобен грому. Я хочу, чтобы вы поняли, что жизнь в отрицании не раз­решит ваши проблемы. На самом деле много лет спустя эта проблема опять встанет на вашем пути, но она вырас­тет во много раз.

В противоположность свидетельствам средств массо­вой информации, эта проблема присуща не только пред­ставителям неимущих классов. Даже богатые оставляют своих детей, хотя кусты, под которыми их бросают, выгля­дят более престижно. Некоторые родители оставили своих детей в модных школах, другие бросают их на нянек и гу­вернеров, которые тем не менее напоить этих детей в пус­тыне не смогут.

Все эти кусты, если они становятся местом сокрытия острых проблем и нездоровых отношений, можно назвать отрицательным явлением. Они только прикрывают про­блемы, но не помогают их разрешить. Я очень хорошо знаю, как трудно регулировать время между делом, своими обязанностями и вниманием к своей семье. Но если мы не будем уделять семье достаточного времени и будем пола­гаться только на кусты, даже если это привилегированная спортивная лига или богатая школа, то все мы пострадаем от очень серьезных последствий.

Выход из этих проблем очень прост, как и способность настоять на том, чтобы вся семья время от времени соби­ралась на совместный и неторопливый обед для того, что­бы пообщаться друг с другом. Иногда мы можем провести совместное время в самых обычных занятиях, как, напри­мер, посещение спортивных мероприятий, вступление в клуб здоровья или членство в одной церкви. Эффектив­ность этих занятий не измеряется деньгами. Так вы сможе­те сэкономить время и установить более родственные вза­имоотношения друг с другом. Можно также организовать совместный завтрак в субботу утром или совместную мой­ку машины во дворе. Главное — вместе.

Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без внима­ния, если он по-прежнему томится от жажды. Занимаясь временными делами, мы забываем о более важных вещах и принимаем временные решения, которые не удовлетво­ряют жажду человеческого сердца. Нам всем нужна лю­бовь, и мы все нуждаемся друг в друге. Многие в семьях с одним родителем не обедают вместе и не занимаются дру­гими делами вместе потому, что не считают себя семьей.

Может быть, это действительно нетрадиционная семья, но все же семья. Обязательно включите в свою жизнь какие- то семейные традиции. Важны не сами традиции, но то, что с их помощью вы констатируете очень важный факт, что вы — семья.

Примите важное решение. Подумайте, а не бросили ли вы ребенка под кустом, как Агарь? Очень важно, чтобы вы не чувствовали себя виноватым, иначе это чувство приве­дет вас к депрессии и ничем не поможет. Вам нужно поду­мать над тем, как организовать свое время, и при помощи семейных традиций сосредоточиться на каких-то делах, которые вы в любом случае должны делать вместе. По­звольте вашим детям жить одной с вами жизнью. Вы може­те организовать какую-то компанию. В конце концов, нет ничего интереснее, чем созидание взаимоотношений с тем, с кем мы уже связаны какими-то узами. Мы сможем утолить жажду наших детей только тогда, когда переста­нем оставлять их.

Нельзя допустить, чтобы наши дети росли сами по себе, иначе торговцы наркотиками, лидеры культов и других человеконенавистнических организаций возьмут над ними верх. Я обратил внимание на то, что даже в церквях некоторые из служителей воскресных и детских школ не имеют истинного видения. Если у нас есть детс­кое служение, мы должны быть уверены в том, что утоля­ем жажду наших детей, а не просто занимаем время их пребывания в церкви.

Церкви без детского служения тоже должны задуматься над этим важным вопросом. Иначе наши дети будут сидеть на скамье, как балласт, и слушать проповеди на взрослые темы о том, как следует расплачиваться по счетам, как ис­целять браки, как разрешать критические жизненные проблемы. Все эти чудесные темы не имеют к ним никакого практического отношения.

Догадываюсь, что вы можете сказать: хорошо уже то, что они ходят в церковь. Да, это правда. Но я говорю о дру­гом. Дает ли им церковь то, в чем они нуждаются? Да, там есть тень, в которой можно укрыться от палящего солнца, но есть ли там вода? Многие дети укрыты в тени, но не на­кормлены. Если вы хотите быть хорошими родителями, то должны быть готовы противостать тому, в чем плоть ни­когда не захочет признаться. Мы часто не поливаем своих детей живой водой. Нам нужно пересмотреть каждый ас­пект своей жизни, который соприкасается с детьми. Если мы просто прикрываем их от жаркого солнца, но не даем воды, нам нужно изменить это положение.

Очень часто одинокие родители ошибочно считают, что они обеспечили детям укрытие от солнца, и этого дос­таточно. Но, дорогие друзья, им нужна та же вода, которая удовлетворяет и вашу жажду. Им нужна любовь и уверен­ность в том, что они вам необходимы, и потому вам обяза­тельно следует проводить с ними время. Может быть, не­реально мечтать о том, чтобы проводить с ними много времени, но с ними обязательно нужно общаться и с пользой проводить то время, которое вы можете им уде­лить. Общение и есть вода взаимоотношений. Неважно, какие у вас с детьми взаимоотношения, но если между вами нет общения, они засохнут.

В отчаянии от обстоятельств Агарь отреклась от роди­тельства и ушла от разрешения вопроса. Вероятно, у вас тоже бывают ситуации с бюджетом или родительскими стрессами, и вы тоже готовы оставить своего ребенка под кустом. Будьте осторожны и не позволяйте отчаянию зас­тавить вас сдаться и бросить то, к чему вас призвал Бог. Да, это так, Бог призвал вас воспитать ребенка. Вам дано пору­чение заботиться об этом ребенке. И по Божьей милости вы можете справиться с этой задачей.

Пожалуйста, не впадайте в заблуждение и не думайте, что воспитание ребенка упирается в проблему с финанса­ми. Помню случаи, когда детей, живших в бедных домах с дырявой крышей и жесткими постелями, воспитывали с любовью и созидали, в их понимании, правильную систе­му ценностей. В воспитании ребенка главную роль играют не деньги. Политики пытаются убедить нас в том, что вос­питание детей — это проблема денег. Однако это не так. Воспитание — это взаимоотношения. Можете поговорить с кем-нибудь из старшего поколения, кто вырос во време­на Великой депрессии. Они были лишены многого, но те лишения обернулись для них благом. Так что дело не в «деньгах на завтрак», которые вам кто-то может дать.

Вы не должны зависеть от этих денег. Их не может быть достаточно для воспитания ребенка. Даже если бы денег было очень много, их все равно не хватило бы. Ваша по­требность заключается не в деньгах. Вам придется затра­чивать энергию, внимание и любовь, на которые не хвата­ет времени. И это нельзя купить ни за какие деньги. Но каждому человеку вполне достанет Божьей благодати. Ког­да вы исполните все, что в ваших силах, остальное станет делом молитвы. Доверьтесь Богу, Который может воспол­нить разницу между тем, что вы имеете, и тем, что Он мо­жет дать. Он есть alios parakleto, что по-гречески означает «тот, кто всегда готов помочь». Вам нужна помощь? Мы с женой воспитываем пятерых детей вместе, и все же я час­тенько взываю к Нему: «Господи, помоги!».

Я вырос в неполной семье. Я пережил трагедию развода, но я нашел цельного Бога, Который любит исцелять и вос­станавливать разбитые сердца. В чем бы вы ни нуждались, Он может восполнить разницу между деньгами на завтрак, которые выдал вам ваш Авраам, и колодцем, наполненным прохладной живой водой, которую может дать только Бог. Если вы посмотрите вверх, Он откроет для вас небесное обеспечение на каждую вашу нужду — эмоциональную, финансовую и духовную. Он знает, где находятся колодцы с живительной водой, и только Он может показать, откуда следует черпать в те моменты, когда ваше сердце нуждает­ся в поддержке.

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напо­ила отрока (Быт. 21:19).

Подумайте о милости Божьей, посмотрите вверх и от­кройте глаза для совершенного обеспечения, которое Бог приготовил для тех из нас, у кого обстоятельства несовер­шенны. Не нужно пытаться изменить ситуацию и старать­ся обеспечить себя человеческими силами. Просто подни­мите глаза, посмотрите и увидите, что Бог приготовил вы­ход из любой ситуации.

Прошу вас, еще раз вспомните некоторые сложные об­стоятельства в истории Агари и то, как они были разреше­ны. Ошибки можно исправить, если вовремя их обнару­жить. Посмотрите на Агарь и отметьте все случаи неспра­ведливости, выпавшие на ее долю. А потом посмотрите, как Бог служит этой одинокой маме, которая осталась одна с ребенком в неразрешимой ситуации.

Агарь представляет собой актуальный пример для всех времен. Мы можем извлечь из ее ситуации урок мудрости, который поможет нам действовать, чтобы стать более эф­фективными для Царства Божьего. Я хочу отметить не­сколько моментов, которые могут стать предметом ваших личных молитв и размышлений во время совместных се­мейных молитв.

Наши рекомендации