Разменивая Божью славу на ничтожные идолы
По Божьему замыслу творения мы являемся носителями Его славы. Грехопадение не изменило нашего статуса. Однако по причине грехопадения мы действуем наперекор нашей природе. Человеческая раса функционирует неправильно со времен Едема. Грех запятнал и исказил Божий образ в нас и послужил причиной разрыва наших взаимоотношений с Ним. В результате этого мы забыли, кто мы и кто есть Бог.
Одно из наиболее очевидных подтверждений тому - бесчисленные и бесплодные попытки людей на протяжении всей истории удовлетворить свою духовную жажду. Когда мы больше не знаем, кто такой Бог, мы начинаем поклоняться всему, что вообще не имеет ничего общего с Ним: мы создаем образы из дерева, камня, металла, придаем им форму козлов, кошек, быков или чего-то еще. Столетиями люди поклонялись творению, вместо того, чтобы поклоняться Творцу.
Идол - это все, чему мы придаем большую важность или выказываем большую преданность, чем Богу. Это могут быть материальные ценности, спорт, деньги, работа, человек - все, что в нашей жизни занимает больше места, чем Бог. Всякий раз, поклоняясь идолам, мы подчиняем нашу славу и славу Бога в нас ничтожным кумирам. Плохо, когда человеческая раса в целом отвергает истинного Бога в пользу ложных богов, но еще хуже, когда те, кто считается Божьим народом, поступают так же! Ничто не доставляет Богу больше горя и не гневит Его так, как это. Например, израильтяне постоянно
отворачивались от Бога и обращались к ложным богам. И это несмотря на все то, что Бог по Своей любви сделал для них, освободив из египетского рабства и приведя в обетованную землю! В результате этого «Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лицо Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности; они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня...» (Второзаконие 32:19-21).
Псалом 105 описывает подобную ситуацию, произошедшую, когда израильтяне находились в пустыне. Моисей был с Богом на горе и принимал от Него десять заповедей, а в это же время его соплеменники «сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву» (Псалом 105:19,20).
Израильтяне обратились к суетным идолам и "променяли славу свою" - образ, характер и свойства Бога в них - на "изображение вола". Они променяли славу Бога и взаимоотношения с Ним на правах Его особенного народа на золотую статую тельца, одного из низших животных. И лишь непосредственное ходатайство Моисея удержало Бога от истребления народа за их огромный грех (см. Исход 32:7-14).
Одна из причин, почему Бог ненавидит идолопоклонство, заключается в том, что это противоречит Его природе. Поклонение идолам преступает и первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход 20:3), и вторую: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли...» (Исход 20:4). По сути, Бог этим сказал: «Вы носители Моего образа. Я не поклоняюсь никому. Никогда не преклоняйте Мой образ перед идолом из дерева, камня или металла! Даже не смейте!»
И все же, это именно то, что сделали израильтяне. В книге пророка Иеремии Бог обвиняет их в непослушании и отречении от Него. Можно услышать оттенок скептицизма в Его голосе.
Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились... Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар, и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
Иеремия 2:5,10,11
Другая причина, по которой Бог ненавидит идолопоклонство, заключается в том, что оно противоречит нашей подлинной природе, которой мы были наделены от сотворения.
Всякий раз, поклоняясь идолу, мы склоняемся перед чем-то не только недостойным Бога, но и недостойным нас самих. Среди всего творения не существует более высшего существа, чем человек. Лишь мы были созданы по образу Божьему. Зачем же тогда нам преклоняться перед существом низшего порядка или неодушевленным предметом, или даже перед ангелом, позоря этим не только нашу собственную славу, но и Божью?
«Не дам славы Моей иному»
Нам очень сложно выражать Божью славу и свою собственную, потому что многих из нас учили с самого начала, что у нас нет славы. Наверное, вы не раз слышали: «Брат, оставайся смиренным. Не бери себе славу». Этим обычно хотят сказать, что неважно, насколько вы развиваете свой дар или талант для Бога, вам не следует говорить, что это сделали вы. Скажите вместо этого, что это был Господь. Неважно, насколько хорошо вы играете на фортепиано, пишете картины, проектируете дома или же что-то производите, никогда не говорите, что это сделали вы. Иначе, вы крадете у Бога Его славу.
Смешно, не правда ли? Конечно же, это сделали вы! Бог дал вам талант, но никто иной, как вы сели за клавиши и написали чудесную музыку. Именно вы перенесли на холст картину, зародившуюся в вашем воображении. Это вы спроектировали тот новый дом, который строится на этой улице. Смирение играет важную роль, и мы никогда не должны приписывать себе того, что сделал Бог, но признавать данные нам Богом дары и упражняться в них без стыда и извинений не значит красть Божью славу. Наоборот, это способ воздать Ему славу. Мы почитаем Бога, развивая и используя черты, свойства, дары и способности, которыми Он наделил нас, во славу Ему, следя за тем, чтобы всегда признавать Его, как источник всего этого.
Истинное смирение означает признание наших корней. Слова смирение и смиренный происходят от латинского слова humus, что в переводе означает "земля". Humus является органическим элементом почвы, частично состоящим из перегнившего растения или животного. Согласно теории сотворения мы все - дети земли в том смысле, что «...создал Господь... [нас] из праха земного, и вдунул в... [нас] дыхание жизни... « (Бытие 2:7). Наша слава земная, но Бог наделил нас божественной, Своей собственной природой.
Истинное смирение - это осознавать то, кем мы являемся на самом деле: духовные, божественные существа в земном теле. Отвержение даров и собственной славы является оскорблением для Бога. Это - форма ложного смиренномудрия, подавлявшего дух бесчисленного количества христиан на протяжении поколений, заставлявшего их чувствовать себя слабыми, бесполезными и незначительными.
Годами проповедники, пасторы и другие духовные лидеры и учителя взращивали это ложное понимание и передавали его в свои собрания, основываясь на неправильном понимании стиха из Писания в книге пророка Исаии, где Бог говорит: «Не дам славы Моей иному». Давайте рассмотрим контекст и более полное значение этого отрывка.
Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы. Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
Исаия 42:5-9
Эти стихи являются частью четырех "песен слуги" в книге Исаии, названных так, потому что они относятся к исполненному духом "слуге", которого Бог пошлет "возвестить народам суд" (Исаия 42:1). Новый Завет отождествляет этого слугу с Иисусом Христом (см. Матфея 12:15-21). Бог обращается к израильтянам, народу, из которого произойдет Христос. Он говорит о первоначальной цели отделения еврейской нации, чтобы они были "заветом для народов и светом для язычников, открывали глаза слепым, выводили узников из заключения и сидящих во тьме — из темницы". Поэтому израильтяне должны были любить Бога, поклоняться и служить Ему и только Ему.
Вместо этого народ постоянно отвергал Бога, отворачивался от Него, следуя ложным богам и впадая в отвратительное идолопоклонство и аморальность. Они склонялись перед образами из дерева, камня и металла и приносили им жертвы. Бог осудил Свой народ, отдав их в руки вавилонян на семьдесят лет. В книге Исаии 42:18-25 содержится пророчество об этом плене, предсказанное годами раньше и сбывшееся.
Бог хотел, чтобы Его народ, имея пророчества о слуге, которому надлежало прийти, и о предстоящем суде, не сомневался в том, что это Он, а не их идолы, единственный истинный Бог, и только у Него в руках власть над будущим и полномочия предсказывать его. В порыве праведного и святого гнева за их неверность Бог провозгласил: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Он не наблюдал пассивно за тем, как Его народ приписывал Его труд, славу, имя и характер дереву и металлическим пластинам. Бог не позволил отдать Свою славу рукодельным образам и предметам.
Здесь присутствует еще один фактор. Я верю, что, сказав "не дам славы Моей иному", Бог имел в виду, что Он не только не позволит, чтобы Его труды и характер приписывались идолам, но и чтобы Его народ, носитель Божьей славы, унижал Его образ. Из всех творений Божьих лишь один человек был создан по Его образу. Только нам Бог даровал часть Своей природы, Своих свойств и Своей славы. Он говорит нам: «Я дал Свою славу вам. Я не дал ее никакому другому творению. Зачем вам, тем, кто носит в себе Мою славу, склоняться перед подобием какого-нибудь существа, которое не имеет в себе ни Моего образа, ни Моей славы?»
В современном мире, по крайней мере, на Западе, единицы поклоняются идолам из дерева или камня. Да и не в этом суть. Проблема не в физическом положении тела, а духовном положении сердца. Всякий раз, позволяя кому-нибудь или чему-нибудь занять более высокое место в нашей жизни, чем занимает его Бог, мы становимся виновными в том, что "отдаем Его славу иному". В этом и заключается идолопоклонство, неважно, какую форму оно принимает. Мы были созданы хозяевами среды своего обитания, а не ее рабами.
Жизнь внутри "земного одеяния"
Один человек купил на блошином рынке за пару долларов картину. Придя домой и внимательно разглядев ее, он обнаружил, что холст оказался намного старше самой картины. Детальное изучение показало, что картина была написана поверх другой, более старой картины. Слой дешевой, нанесенной позднее краски аккуратно удалили. Экспертиза дала заключение, что древняя картина принадлежала перу великого европейского художника и была оценена в несколько миллионов долларов. Никто не знал о ее истинной ценности - той захороненной славы, пока не было удалено то, что скрывало ее.
Бог хочет, чтобы мы, как тот человек с блошиного рынка, которому было суждено открыть истинную славу купленного им полотна, разделяли с Ним Его славу и являли ее. Но слишком часто никто не видит ее в нашей жизни, потому что она похоронена под слоем страха и робости, за стенами разочарований, негативного отношения к чему-либо, негативных мыслей и мнений, годами возводимых нами в нашем разуме. Божья слава в нас не может сиять из-за всего "мусора" этого мира, которым мы завалили ее. Нам необходимо разгрести всю грязь нашего мрачного существования и откопать сокровище божественной славы. Нам нужно научиться превращать эти "глиняные сосуды", т.е. наши тела, в "кубки славы".