Искаженное понимание повиновения
Искаженное понимание силы многими мужчинами может проявляться в том, как они понимают повиновение. В Послании к Ефесянам говорится о том, чего не достает многим людям, а именно: “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви’’(Ефесянам 5:22,23).
Давайте поговорим о слове “повиновение”.Слово “повиноваться”означает “добровольно жертвовать своими интересами ради другого”. Повиновение не имеет ничего общего с принуждением или давлением. Это - добровольное желание. Повиновение - это выборчеловека, а не подчинение командам другого человека. Иначе говоря, вы не сможете повиноваться, если сами не будете хотеть того, и никто не сможет заставить вас повиноваться, если вы сами этого не захотите.
Всякий мужчина, которому приходиться заставлять женщину повиноваться, не достоин того, чтобы ему повиновались. Он превратился в надсмотрщика за рабами. Вы знаете, что делает рабов рабами? Сила и страх. Это те вещи, которые господствуют во многих домах. Библия говорит: “Совершенная любовь изгоняет всякий страх” (1-е Иоанна 4:18). Если мужчине требуется запугивать женщину, чтобы она сделала что-то для него, то он не знает, что такое любовь.
В Писании говорится: “Жены, повинуйтесь мужьям, как Господу” (Ефесянам 5:22; выделено автором). Пока мужчина поступает подобно Господу, женщина должна повиноваться ему. Я никогда не видел, чтобы Иисус бил кого-то из Своих детей. Я никогда не видел, чтобы Иисус кричал или ругал Свой народ. Независимо от того, как мы поступаем с Иисусом, Он готов нас простить. Именно так мужья должны обращаться со своими женами.
Однако, возможно, половина из нас, мужчин, не заслуживают повиновения своих жен. Иисус сказал Своей церкви, Своей невесте: “Не оставлю тебя и не покину тебя” (Евреям 13:5). Но некоторые мужчины не приходят домой на ночь, а когда возвращаются, хотят, чтобы их жены готовили им еду. Они оставляют своих жен и детей духовно, эмоционально, лишают финансового обеспечения и в то же время требуют от них повиновения. Это грех. Такие мужчины не заслуживают, чтобы им повиновались. Повиновение не зависит от того, что вы говорите. Оно зависит от того, как вы живете.
Вы верите в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя? Хорошо. Прежде чем вы были спасены, приходил ли к вам когда-нибудь Иисус и, прижав к стенке за воротник, говорил: “Если ты в Меня не поверишь, Я отправлю тебя прямо в ад”? Он так не поступал. В действительности, Он, вероятно, долго ждал вас. В то время как вы вели глупый образ жизни, Он не заставлял вас принимать Его. Он не вламывался в вашу дверь. Он очень вежлив. Он спокойно убеждает людей. Он не подавляет нас. Он просто являет нам Свою любовь.
Поэтому однажды вы поняли: “Эта любовь огромна” - и приняли Его любовь. Вы захотели следовать за Иисусом. Мне нравится в Иисусе то, что Он зовет нас за Собой. Он не набрасывает нам на шею веревку и не тянет нас. Он ведет нас за Собой, а мы идем следом. Если мы добровольно идем за кем-то, то это не противоречит нашему желанию.
Были ли вы когда-нибудь на экскурсии в какой-нибудь пещере? Экскурсовод ведет вас по туннелям, а вы следуете за ним. Вы повинуетесь его власти, потому что он знает дорогу по темному лабиринту. Конечно, вы можете развернутся в любое время и пойти назад, однако у вас есть шанс наткнуться на стену и поранить ногу или расцарапать колено, потому что вы не знаете этой пещеры. Несмотря на это, вы можете опять возвратиться, если захотите. Именно это пытается сказать нам Бог.
Иисус не заставляет нас повиноваться Ему. Своим ученикам Он говорит одно: “Следуйте за Мной”. Именно это должны мужья говорить своим женам. “Любимая, следуй за мной”. И это будет настоящим повиновением. Жена может сказать: “Я не хочу идти туда, куда ты меня ведешь”. Вы можете стремиться заработать деньги и добиваться успеха, не обращая внимания на Бога и свою семью. Вы можете разрушать свое здоровье наркотиками и алкоголем. Вы можете убивать себя разгулом и бездельем. В таком случае ваша жена не захочет следовать за вами, и вам не следует ожидать от нее этого.
Знаете ли вы, почему мы продолжаем следовать за Иисусом? Потому что Он знает, куда идет. Он знает дорогу. Он - единственный Путь, и нам нравится то, куда Он идет. Более того, Его любовь притягивает нас к Нему. Мы любим Иисуса так сильно, что готовы сделать все, о чем Он просит. Почему мы Его любим? Не потому, что Он угрожает нам большим молотком, говоря: “Если согрешишь, Я убью тебя”. Он так не говорит. Иисус говорит: “Если ты согрешишь, Я, будучи верен и праведен, прощу тебя” (1-е Иоанна 1:9). Разве это не чудесно следовать за такой Личностью?! Каждый раз, когда вы поскользнетесь, Он поднимет и отряхнет вас. Он никогда не говорит о вашем прошлом. Мы повинуемся Ему потому, что любим Его.
Поэтому, в сущности, Библия говорит: “Жены, повинуйтесь мужьям, когда они поступают так же, как Господь”. Многие жены, равно как и мужья, не понимают этой истины. Предположим, муж, пришедши домой пьяным, подходит к жене и говорит: “Я хочу выпить еще! Пойди и купи мне”. Она - скромная христианка и поэтому отвечает: “Я не думаю, что тебе еще...”. Он перебивает ее: “Замолчи! Я - глава в этом доме. Библия говорит...” И он процитирует Писание: “Библия говорит, что ты должна повиноваться. Так что пойди и купи мне выпить”. Не понимая истинного значения повиновения, жене становится страшно, и она идет покупать водку, чтобы муж и дальше разрушал свое здоровье.
В подобном случае ей необходимо посмотреть ему в лицо и сказать: “Любимый, Библия говорит, чтобы я повиновалась тебе только тогда, когда ты поступаешь как Христос. Господь никогда не просил меня купить что-то, что ему повредит. Я хочу, чтобы ты жил”. И она, конечно же, убежит, сказав такое! Однако мужчина должен это услышать.
У людей, которые живут с неверующими мужьями или женами, могут возникать затруднительные ситуации, однако Библия говорит, как нам поступать в таких случаях. В Первом послании к Коринфянам, глава 7, сказано, что если жена поступает по Слову Божьему, а неверующий муж согласен жить с ней, то она “не должна оставлять его” (стих 13). Однако если он не может жить с ее убеждениями, то Библия говорит: “Пусть разводится” (стих 15). Другими словами, если мужчина не может жить с женщиной, которая вверила себя Господу, Библия говорит: “Пусть разводится”. Не идите на компромисс, даже ради своего мужа.
Некоторые женщины позволяют своим мужьям бить их до полусмерти и думают, что в этом и заключается повиновение. Я консультировал многих женщин, которые так думали. Они приходили в мой офис избитыми и спрашивали: “Что мне делать?” Я отвечал: “Уйдите из дома”. - “Но Библия же говорит нам повиноваться”. - “Да, но не побоям. Вы должны повиноваться Господу. Пока вы не увидите, что в вашем доме царствует Господь, уйдите из него. Нельзя быть глупой настолько, чтобы продолжать подвергать себя опасностям”.
“Ну, Библия же говорит, что мы должны страдать за Иисуса”. - “Дорогая моя, ваш муж приходит домой пьяным до беспамятства и бьет вас, а вы говорите о страданиях за Иисуса? В Библии нигде не сказано, что вы должны просто стоять и терпеть унижения. В Слове Божьем говориться, что истинным страданием является страдание за Евангелие (1-е Петра 2:19,20). Однако если вы страдаете из-за своего греха и глупости, то это не в счет. Глупо позволять кому-то избивать вас до синяков, а затем повернуться и сказать: “Терплю ради Иисуса”. Это не является повиновением”.
Я хочу сказать мужчинам: не цитируйте Библию женщинам, если сами не ведете себя подобно Иисусу. Когда вы начнете вести себя, как Иисус, вам не придется требовать, чтобы жена повиновалась вам. Когда вы будете любить ее так, как любит ее Иисус, когда вы начнете прощать ее так, как прощает ее Иисус, когда вы начнете благословлять ее так, как благословляет ее Иисус, когда вы начнете ухаживать за ней и слушать ее, как Иисус, тогда она сделает для вас все, потому что хочет иметь такого мужа, как Иисус в своем доме.
Бог говорит мужчинам: “Не требуйте уважения. Не требуйте повиновения. Заслужите его”. Помните, Иисус никогда ни от кого не требовал следовать за Ним. Никогда. Он всегда просил, потому что знал, кем Он являлся и куда направлялся. Ему не приходилось требовать верности, чтобы чувствовать Себя кем-то важным. Иисус говорил: “Если вы любите Меня, то исполните Мои заповеди”. Основанием исполнения Его заповедей является наша любовь к Нему. Мы должны следовать этой схеме как в браке, так и в любых других взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Если мужчина хочет быть настоящим лидером, то должен узнать, кем он является в Боге, и стать тем, кто заслуживает уважения, - тем, кто любит, направляет и вдохновляет других, а не тем, кто заставляет людей делать то, что выгодно ему.
Равные и разные
Как только мужчины поймут истинную природу своей силы, они должны будут запомнить, что мужчины и женщины были сотворены равными и в то же время разными. И мужчины и женщины были наделены владычеством, потому что им было поручено одно и то же задание. Но так как мужчины и женщины имеют различное предназначение, качества и физическое строение, их власть проявляется и осуществляется по-разному.
Мужчина был сотворен первым, потому что должен был отвечать за все и за всех, кто появился на свет после него. Божий план не изменился. Бог не собирается “снимать” с мужчины ответственность за все. Женщине, сотворенной Богом, необходимо понять свое предназначение помощницы.
Мы не должны ходить, повторяя: “Ну, вы знаете, культура сегодня уже не та. Женщине уже не нужно уважать мужчину как главу семьи”. Не имеет значения, что муж менее образован или зарабатывает не так много, как его жена. Это не меняет Божьего предназначения. Единственный способ навести порядок в нашем запутавшемся обществе - это возвратиться к Божьему плану. Предназначение, а не социальные изменения, определяют занимаемое положение.
Женщина может сказать своему мужу: “Знаешь что? Я закончила колледж, а у тебя всего лишь среднее образование. Я зарабатываю больше, чем ты. Мне под силу самой содержать дом, поэтому я в тебе не нуждаюсь”. Я знаю, что некоторые женщины именно так и поступали до того как приняли спасение и узнали Бога. Такое поведение бесперспективно, и мы должны от него отказаться.
Некоторые люди могут сказать: “Вы, христиане, всегда говорите о прошлом, когда с женщиной обращались, как с тряпкой”. Вы не понимаете, о чем я говорю. Я говорю о предназначении и положении.
У большинства людей возникают проблемы с пониманием этого, так как они считают, что быть “другим” означает быть выше или ниже другого, - в основном ниже. Не путайте значение фразы “быть другим” с фразой “быть хуже”. "Другой” не означает “лучше” или “хуже”; “другой” - это просто “другой”. Женщина не хуже мужчины только потому, что она является женщиной, а мужчина не лучше женщины только потому, что он - мужчина. Разница между ними состоит в их предназначении.
Мне нравиться, как Павел сказал в Первом послании к Коринфянам: “Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа” (1 –е Коринфянам 11:7,8). Разве это не так? Безусловно. Бог усыпил мужчину и создал женщину из его ребра. “И не муж создан для жены, но жена для мужа” (стих 9). Так ли это? Да. Бог сказал: “Сотворим ему помощника соответственного ему” (Бытие 2:18). “Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов” (1-е Коринфянам 11:10). В Писании сказано “Посему”. Другими словами, это - Божий порядок сотворения, и поэтому мужчины и женщины должны жить согласно ему.
Несмотря на это, многие люди забывают, что “впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе” (стих 11). Фактически Бог говорит: “Мужчины и женщины нуждаются друг в друге. Они нуждаются в качествах друг друга”. “Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену” (стих 12). Мне это нравится. Пример, использованный Павлом, говорит о том, что мужчины нуждаются в женщинах, чтобы родиться, а женщинам необходимы мужчины, чтобы зачать. Безусловно, это не похоже на ситуацию, где кто-то лучше, а кто-то - хуже. Это касается предназначения. В Послании к Ефесянам, где говорится о повиновении жен мужьям, также сказано: Повинуйтесь друг другу в страхе Божьем” (стих 21; выделено автором). Повиновение друг другу является естественным процессом, без которого исполнение Божьего предназначения ставится под вопрос.