Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола
И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
Потом берёт Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их,
И говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Матфея 4:1-11
Каждый раз, читая этот отрывок, я задавался вопросом, для чего понадобился сорокадневный пост Иисуса, и почему дьявол искушал Его в конце этого поста?
Когда я обсуждал эту тему с другими верующими, то обычно слышал подобные ответы: «Пост привел Иисуса в состояние наибольшей уязвимости. И даже находясь в таком уязвимом состоянии, Иисус не поддался искушению и тем самым показал превосходство Его силы над дьяволом».
Но в действительности все как раз таки наоборот. Иисус постился сорок дней, чтобы подготовиться к встрече с дьяволом. Почему? Потому что Он знал, что пост усмиряет плоть и укрепляет, а не ослабляет нас в борьбе с дьяволом.
Почему Дух повел Иисуса в пустыню для искушения от дьявола? Потому что Иисус как наш Заместитель претерпел искушение вместо нас. Затем после победы над сатаной, Он мог дать нам абсолютное преимущество, которое завоевал, одержав верх над сатаной в искушении плоти. Поэтому в Луки 10:19 Иисус имел полное право сказать:
Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и НИЧТО не повредит вам.
Следовательно, на нашу плоть пост оказывает такое же влияние, как и на плоть Иисуса: он дает нам защиту против искушений дьявола и помогает умертвить плоть, приводя в действие победу, которую Иисус уже одержал для нас.
Чтобы понять, насколько абсолютной и могущественной является власть над плотью, которую дал нам Иисус, нам необходимо знать, с чем пришлось столкнуться Иисусу ради её завоевания. Дело в том, что ничего нельзя объявить совершенным без проверки на совершенство. Это значит, что победа над плотью и дьяволом, которую дал нам Иисус, может называться совершенной, если только она устояла против самых изощренных искушений и коварных замыслов дьявола.
Иисус должен был подвергнуться самым безжалостным искушениям дьявола: самым жестоким страданиям, страхам, стрессам и заботам, самым сильным искушениям похоти и богатства. Поэтому Иисус был отправлен в пустыню. Как наш Заместитель Он выполнял поручение Бога завоевать абсолютную власть над плотью, и теперь это является частью нашего искупления.
Теперь мы можем входить в Божье присутствие, снаряженные полученной от Него благодатью, не по нашим заслугам, а благодаря тому, что сделал Иисус:
Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха, Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Евреям 4:15,16
Здесь, перед троном Бога, мы можем обрести благодать для благовременной помощи — помощи во время искушений, испытаний и проверок.
Чтобы дать нам эту власть, Иисусу пришлось противостоять сатане на трех уровнях: дух, душа и тело. Это противостояние имело место не в сфере божественности Иисуса, а в сфере Его человеческой природы. Поэтому Иисус сказал: «Не хлебом одним будет жить человек (указывая на Свою человеческую природу), но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мат. 4:4).
Просто невозможно описать стрессы, страдания, одиночество и страх, обрушенные дьяволом на Иисуса. Это можно сравнить разве что с чувством страха, которое испытывает человек, оказавшись в изоляторе психиатрической больницы, где содержат людей, чей дух полностью одержим бесами. Иисус столкнулся с такой демонической атакой, которая рождает нездоровую страсть к власти и деньгам, какой были заражены Адольф Гитлер и Нацизм, в результате чего в своем стремлении к мировому господству одна культура пыталась полностью уничтожить другую
Как видите, Иисусу пришлось противостоять злейшим нападкам сатаны. Ему предстояло одержать победу не над каким-то второсортным, не представляющим ценности бесом, способным лишь причинять боль и мучить. Иисус встретился не с начальством или мироправителем тьмы. Иисус встретился лицом к лицу с самим сатаной. И в этом противостоянии одержал победу на всех трех уровнях: в духе, душе и теле!
Во-первых, Иисус победил сатану в сфере тела Сатана искушал Иисуса восполнить потребности своего физического тела, но только способом сатаны:
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Матфея 4:3
Сатана пытался оказать давление на Иисуса с помощью невыносимых физических страданий — угрозы смерти в результате невосполненных жизненно важных потребностей организма. Но эта попытка не удалась.
Во-вторых, Иисус победил сатану в сфере души, когда тот искушал Его совершить самоубийство.
Сатана поставил Иисуса на крыло храма в Святом городе и стал давить на Его эмоции, убеждая совершить самоубийство, прыгнув вниз: