Таково Каиново «стенание» – Каин жалуется и в лицо лжет.

Бог Каина не карал, и к изгнанию, как толкуют иудеи, не присуждал. Но дальше больше… и до конца. Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия:

Вот изгоняешь меня днесь от лица земли (адамá), и от лица Твоего скроюсь, и буду – шатающийся и сетающий (LXX: стенающий и трясущийся) на земле (éрец), и будет: всякий встречающий меня убьет меня.

Быт. 4:14

«Всякий встречный убьет меня». ― Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу. Каина постиг его особенный страх – внутренняя шаткость и трясение плоти.

И сказал ему Господь: посему всякий, убивший Каина, всемеро отмстится [ему]. И положил Господь на Каина знамение, чтобы не поразил его всякий встречающий его.

Быт. 4:15

«Всемеро отмстится» (ему) — в LXX: «отмстительно расслаблен будет»[14]; речь идет именно о расслаблении (парализации). Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Может быть, в семи поколениях? Но это противоречит тому, что Бог «многомилостивый» не до седьмого колена воздает: Он «посещает вину (наказание) отцов на детях до третьего и четвертого» рода (Исх. 20:5; Числ. 14:18). Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если Каин – не только конкретный индивид, но духовный тип личности:

«Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности. Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию, то сама потерпит семикратное ослабление[15].

Почему сказано о мести: что убившему Каина всемеро отмстится? Еврейский глагол «отмщать»: накам נקם – в подавляющем большинстве случаев имеет действующим лицом Бога. Заповедь: «Возлюби ближнего твоего как себя» – начинается со слов: «Не мсти» (Лев. 19:18). «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19).

«Каин»отмщается от Бога.

Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить. Так Каин получил знамение для защиты: чтобы никто его не только не убивал, но и не бил (не поражал).

*

Открывается вопрос: если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать? Разве может человек скрыться от Бога?

И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод на восток от Едема.

Быт. 4:16

Писание сообщает нам имя земли Нод (которое нигде больше не встречается), чтобы мы догадались, что от Каина пошел обычай (дурной обычай, Писание его не одобряет) называть земли по имени человека. Имя земли Нод נוד происходит от глагола нуд נוד (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания «стенающий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»), а город, который он заложит на этой земле, он назовет по имени сына своего – «Енох» (Быт. 4:17).

Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78)[16].

Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад... Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога.

Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся. В Книге Иова говорится, что Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его (Иов 35:13, 36:12 LXX). Каин покинул отца Адама, оставил отца «позади» себя (на западе), повернулся спиной к отцу и к тому месту на земле, которое соответствовало Едему, и пошел дальше и дальше на Восток.

Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу – естеству нашему»[17] и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение.В мире христианских культур «Запад» и «Восток» суть два направления исторического развития.Поскольку в современном мире «Запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина.

Итак, Каин пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию. Каин повернулся спиной к отцу Человеку (Адаму) и пошел против Бога, чтобы Бог от него отвернулся. Это движение воли Каина – очень значительное, и его нужно осмыслить.

*

В истории грехопадения мы видели наказание первых людей. В истории Каина мы видим, что человек был проклят. Необходимо различать проклятие и наказание.

Наказание от Бога, в отличие от наказания человеческого, – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно (преступление) тебе дают другое (заключение, казнь, лишение в правах). В библейском мировоззрении:

сам грех и есть страдание; преступление и есть наказание[18].

От Бога – только так. И в языках это осталось. По-русски: «наказание» – это «указание на» что-то, это «наказ», что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано» – открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остается с тобой как акт милости Божьей. Такое глубокое понимание «наказания» – в языке, в национальном сознании – является источником и особого терпения, когда мы не смущаемся тем, что мало раскрыто преступлений, и – особого милостивного отношения в народе к осужденным. Преступники уже наказаны самим фактом своего преступления.

На греческом языке «наказывать»: παιδεύω значит «делать (положенное) с отроком». Что отец делает со своим отроком, чтобы его наказать? Он ведь не будет его карать, мучить, мстить.

В еврейском языке одно слово авонעון – это и «вина», и «наказание» за вину. Сам грех есть страдание. Если человек окончательно решается жить в грехе и, соответственно, страдать, он – «Каин», он проклят.

Наши рекомендации