Глава одиннадцатая. пешер о воазе и иахине
Свитки Мертвого моря
Тщательное изучение истории еврейского народа, описанное в последних четырех главах, наконец подвело нас к периоду, непосредственно предшествовавшему событиям, которые дали толчок возникновению христианской церкви. Мы с головой погрузились в древнюю историю ессеев-назореев и многое узнали. Судя по тому, что нам удалось обнаружить, этот этап работы обещал стать самым интересным. До сих пор наша гипотеза о царствах, построенных на основе двух земных колонн с небесной перемычкой, или аркой, оставалась только догадкой. Оставалось надеяться, что вскоре обнаружится последнее, самое убедительное доказательство нашей правоты.
Мы считали, что самой важной из групп, составлявших народ Израиля периода рождения Христа, является Кумранская община, обитавшая в холмах у Мертвого моря. Хотя в эту общину никогда не входило более двух тысяч человек одновременно, она оказала огромное влияние на будущее человечества.
У нас были серьезные основания считать, что авторы свитков Мертвого моря, входившие в Кумранскую общину, были ессеями и что ессеи, назореи и первоначальная Иерусалимская церковь - одно и то же. Собранные нами доказательства получили поддержку многих ведущих экспертов, но у нас было сильное предчувствие, что “ключ Хирама” в конце концов позволит снять все вопросы.
Рабочая гипотеза, изложенная в четвертой и пятой главах (что масонство возникло именно из этой группы), теперь казалась весьма убедительной благодаря обнаруженной нами связи между масонами и древними египтянами, но сейчас требовалось доказать, что ессеи придерживались масонских правил и ритуалов. Если мы были правы и между масонством и религией кумранцев действительно существовала тесная связь, а сами кумранцы были первыми христианами, из этого следовало, что Христос и сам был масоном в широком смысле этого слова. Мы сознавали, что этот вывод приведет в ужас многих современных христиан, особенно сторонников Римской католической церкви, однако собранные нами свидетельства говорили сами за себя.
Мнение о том, что иерусалимские ессеи были в некотором роде протохристианами, высказывалось давно, но этой точке зрения не хватало доказательств. Все резко изменилось, когда в древнем поселении южнее Иерусалима случайно обнаружили несколько невзрачных рукописей. (История этой находки была описана нами в главе четвертой). Вскоре здесь начали раскопки Иорданская комиссия по античности, французская “Эколь аркеоложик” и Палестинский археологический музей. С 1951 по 1956 гг. здесь работало пять экспедиций под руководством Дж.Л.Хардинга и отца Р.де Во. То, что они обнаружили, с теологической точки зрения представляло собой пороховую бочку. Христианский мир взорвался бы, если бы все дело не велось с чрезвычайной осторожностью. Но как ни старалась христианская церковь предотвратить утечку взрывоопасной информации, шила в мешке не утаишь. Руководили раскопками люди, которым было нужно защитить веру и сохранить видимость. А независимым ученым, работавшим со свитками и видевшим в них историческое свидетельство, которое могло бы изменить точку зрения на Христа и Новый Завет, затыкали рот или дискредитировали.
На обвинения в заговоре молчания с целью скрыть правду отвечали контробвинениями в “чересчур богатом воображении” и “нездоровом стремлении к сенсациям”. Мало кому известно, что за сорок с лишним лет, прошедших после этого открытия, было опубликовано меньше половины из найденных 800 свитков. Академические круги возмутились беспрецедентной секретностью, которой окутали то, что должно было стать достоянием мировой науки, и после широкой компании протеста, которую организовала библиотека Хантингтона из города Сан-Марино, Калифорния, израильские власти в октябре 1991 г. сняли ограничения на доступ к свиткам.
Были обнаружены различные варианты библейских текстов, и все они были на тысячу с лишним лет старше древнейших из сохранившихся еврейских текстов, переписанных Аароном бен Моисеем бен Ашером в 1008 г. н.э. До открытия этих свитков иудейский и христианский мир не знал, насколько точны рукописи Ветхого Завета. Было известно одно: в христианскую эру любое малейшее искажение текста считалось смертным грехом. Теперь же благодаря огромному количеству конкурирующих между собой копий, бережно сохраненных в кумранских пещерах, мы узнали, что вариантов было много, что переведенная на греческий Септуагинта является только одним из них и что “правильного” текста Библии не существует вообще.
Все, что связано с кумранскими свитками, представляет для рядовых христиан настоящее минное поле, поэтому многие из них предпочитают держаться подальше от этой темы. В то время как иудаизм и большинство других религий опираются на широкий спектр достижений теологии и философии, основу христианства составляет лишь мысль о том, что в один прекрасный день богочеловек принял смерть на кресте (пусть временную, но мученическую), тем самым искупив грехи той части человечества, которая готова была почитать Его. До последнего времени единственным свидетельством этого важнейшего факта были три синоптических евангелия Нового Завета, составленные неизвестными людьми, которые жили намного позже описываемых событий и сами в них не участвовали. Теперь же выяснилось, что история Иисуса, изложенная в этих евангелиях, излагает учение Христа в адаптированной форме, облегчающей чтение. Изучение евангелий от Матфея и Луки показывает, что они представляют собой сплав двух принципиально разных документов, одним из которых является евангелие от Марка, а вторым - утерянное более древнее евангелие, обозначаемое ныне буквой Q (аббревиатура немецкого слова “Quelle”, что означает “источник”). Как стало известно, история рождения Иисуса, рассказанная Марком и Лукой, от начала до конца придумана людьми, которые не имели ни малейшего понятия об исторических и политических условиях того времени. Того, что там написано, просто не могло быть. В качестве примера можно привести библейское упоминание о том, что царь Ирод имел отношение к римской переписи при Квиринее (Квиринии), хотя Ирод умер в 4 г. до н.э., как минимум за десять лет до появления Квириния на сцене. (Buchanan G.W. Jesus: The king and His kingdom).
Другие ученые - в том числе Мортон Смит - на основании анализа текстов сделали вывод о существовании тайного евангелия, в котором излагаются события, описанные во всех четырех евангелиях Нового Завета, но составленного ранее Евангелия от Марка. (Smith M. The secret gospel). Узнав об этом, мы волей-неволей подумали: не это ли тайное евангелие Иисуса составляет суть наших поисков? Ведь если это евангелие существовало в письменной форме, оно могло быть тем самым свитком, который нашли рыцари-храмовники!
Вероятность такого события подтвердила находка кумранских свитков. Выяснилось, что члены местной общины давали клятву никогда не разглашать ее тайны. Эти тайны были записаны и тщательно спрятаны до того невероятно далекого дня, когда Господь вновь придет к своему народу. (Russel D.S. The method and message of Jewish Apocalyptic).
Представители третьей стороны либо вообще не упоминают о Христе, либо почти не упоминают. Это весьма необычно, поскольку такие историки как Иосиф Флавий, Филон Александрийский и Плиний Старший тщательно регистрировали все любопытные факты своего времени. Мы уже указывали, что об исторических личностях обычно узнают из упоминаний об этих людях в независимых источниках или трудах их противников, но в данном случае создатели христианства сильно постарались уничтожить все свидетельства существования смертного человека, которого им хотелось изобразить богом. Однако им это не удалось; благодаря счастливому случаю и современному дедуктивному анализу внезапно появилось много новой информации, которая позволяет проверить истинность странной трактовки событий, которую предложила ранняя римско-католическая церковь.
Все дело в том, что христианство поразительно уязвимо. Никакое внезапное обнаружение новых данных не в состоянии подорвать основы иудаизма, ислама, буддизма и даже верований австралийских аборигенов или индейцев Амазонки, потому что все эти религии возникли на основе неторопливого и глубокого осмысления фактов собственной духовной культуры. Буддизм выживет и без Гаутамы, ислам выживет без Магомета, но христианство (по крайней мере, в его нынешней форме) без мифа о воскресении Христа - ничто. Это объясняет, почему христианская церковь так боится всякой новой информации о коротком моменте относительно недавней истории, который создатель вселенной якобы счел подходящим, чтобы явиться на землю в виде смертного еврея. Такая информация заставила бы церковь посмотреть в лицо правде.
Если выяснится, что в основе христианства лежит дурацкая ошибка, что в такой ситуации будет делать Ватикан? Извинится за доставленные неудобства и передаст свои богатства и власть главному раввину? Нет. Любые доказательства будут здесь бессильны, Может быть, это и правильно, потому что церковь - слишком большой и важный институт, который не может внезапно исчезнуть; но правильно и то, что никому не позволено скрывать истину. Хотя бы потому, что истина есть квинтэссенция Бога. Должно быть, единственная возможность выживания церкви заключается в переоценке ценностей и отказе от ошибочных идей. Существует старая еврейская притча, подтверждающая данную точку зрения.
Однажды раввины собрались и стали обсуждать некое место в Законе Божием. Один из них не согласился с другими в вопросе о его толковании. Упрямца пытались переубедить, но он знал, что прав и что Бог на его стороне. Поэтому он попросил Всемогущего помочь ему доказать свою правоту. Пожалуйста, Господи, если я прав, пусть реки Израиля побегут вспять, взмолился рабби. И реки немедленно изменили направление. Но, увы, его оппонентов это не убедило. Пожалуйста, Господи, вновь воззвал несчастный раввин, если я прав, пусть все деревья склонятся до земли. Так и вышло. Но соперники по-прежнему не желали изменять своим принципам. “Господь милосердный, - возопил расстроенный бедняга, - скажи им вслух, что поддерживаешь меня!” Облака тут же разошлись в стороны, и с небес грянул громкий голос: “Друзья мои, должен сказать, что он толкует мой Закон правильно, а все вы ошибаетесь”. Старый раввин ликующе улыбнулся, но на всех остальных это не произвело ни малейшего впечатления. “Плевать нам на голоса с небес, - сказали они, - потому что в Талмуде давным-давно написано, как следует трактовать это место”.
К этому анекдоту добавить нечего. Старые писания, пусть даже и неточные, живут своей жизнью. В конце концов, религия имеет дело не с исторической правдой, а с верой. Но в современном мире одной слепой веры недостаточно. Если религия хочет выжить, она не должна отвергать новую информацию.
Если Бог ставит догму выше истины, это не делает ему чести.