Искренность не может заменить чистоту.
Бог приходит к тем, кто соответствует Его условиям. Он не приходит только лишь потому, что мы хотим, чтобы Он пришел. Возможно, именно поэтому многие христиане никогда не переживают реальность явного Божьего присутствия. Они искренне хотят, чтобы Он пришел, но ничего не знают о том, что дает им право принять этот поразительный дар.
Да, Бог реагирует на наше стремление к Нему, но это стремление должно проявляться в соответствии с Его стандартами. Мы должны быть святыми, ибо Он свят.
Божья святость означает, что Его мотивы чисты. У Него нет расхождений в мыслях, словах и действиях. Он не может лгать или притворяться. Те, кто хочет жить в Его присутствии, должны быть подобны Ему.
Очевидно, что когда мы отделены от Бога, наше состояние не такое. Отец лжи (см.: Иоанна 8:44) обманным путем убедил нас отвергнуть Божью истину и принять его ложь. Единственный способ изменить это, то есть увидеть ложь сатаны в истинном свете и принять Божье слово как истину, заключается в том, чтобы перенять от Бога Его святость в процессе общения с Ним. Другими словами, мы становимся святыми, приобщаясь к Божьей святости.
Таким образом, смысл всех подробных Божьих указаний относительно скинии и храма заключался в том, чтобы дать Его народу возможность приобщаться к Нему без риска погибнуть из-за своего греха. В сущности, ритуалы, совершаемые священниками и народом, давали человеку возможность выполнить Божьи требования относительно вхождения в Его присутствие. Когда люди все делали правильно, Бог вознаграждал их, являясь священнику между херувимами во внутреннем святилище, а народу - в облаке или столбе дыма.
Освящайте себя
Ко вхождению в Божье присутствие не следует относиться легкомысленно. Именно поэтому повеление освящать себя постоянно повторяется в Ветхом Завете. Для древних евреев это означало последовательность ритуальных омовений себя и своей одежды, которые должны были совершаться и священниками, и народом (см.: Исход 19:10, 22). Освящение в подготовке к служению Богу или ко встрече с Ним также означало, что священники должны были носить особые одежды и символы, а также приносить предписанные жертвы (см.: Исход 29,30,39,40: Левит 8). Как священники, так и простой народ также были обязаны не есть нечистой пищи и не прикасаться ни к чему нечистому согласно Божьим определениям (см.: Левит 11). Это было частью их ритуалов и правил в отношении освящения. Прикосновение к этим нечистым вещам лишало человека права быть в числе Божьего народа, когда люди стояли в Его присутствии. Каждое правило и постановление, касающееся работы и поклонения Божьего народа как в скинии, так и в повседневной жизни, было сформулировано таким образом, чтобы люди могли быть святыми в Божьих глазах.
Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас.
(Левит 20:7,8)
Однако Иисус говорит, что внешняя нечистота не является единственным видом нечистоты. Фактически, это не самый серьезный источник загрязнения. Напротив, нечистота сердца является тем, что оскверняет наши жизни.
Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
(Марка 7:14-23)
Истина и чистота
Приход к Богу с хвалой требует того, чтобы мы очистили свое сердце от всякого зла, которое укоренилось в Нем. Об этом говорится в псалме 14. То, что находится в Нашем сердце, важнее всего, потому что именно там рождаются истина и праведность или ложь и неправедность.
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
(Псалом 14:1-5)
В основании требований, предъявляемых в этом псалме, лежит истина - истина в отношениях с Богом и со своими ближними. То, что есть в нашем сердце, и то, что мы делаем, должны совпадать. Мы не можем на людях говорить одно, а наедине - другое. Мы не можем вести себя по-разному во время воскресного поклонения и на протяжении недели дома и на работе. Если мы хотим, чтобы Божье присутствие пришло и оставалось с нами, вся наша жизнь должна быть целостной и праведной.
Требование внутренней чистоты также раскрывается в псалмах 23 и 100:
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, - тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
(Псалом 23:3-6)