Сочетания и прогрессия аспектов хвалы в Писании
Теперь, когда мы рассмотрели значения этих семи аспектов, или образов, хвалы, давайте посмотрим, как они сочетаются. Несмотря на то, что они не встречаются в Писании в строгом порядке и не используются все в описании какого-либо переживания хвалы, в определенном смысле они опираются один на другой, когда поклоняющийся захвачен стремлением войти в Божье присутствие. Первым идет словесное благодарение за то, что сделал Бог («тода»). Это обычно сопровождается воспоминаниями о том, каким образом Господь охранял или благословлял поклоняющегося. Затем, по мере того как хвала становится более спонтанной, могут иметь место всплески благодарения, сопровождаемые поднятием рук к Богу в почитании («яда»). По мере того как поклоняющийся продолжает благодарить Бога за личные благословения, может иметь место более общее почитание и поклонение Богу («халал»), что в свою очередь перейдет в игру на музыкальных инструментах («замар») и выражения победы и торжества, часто сопровождающиеся танцем. Это восторженное состояние может иногда становиться менее интенсивным, когда поклоняющийся ожидает, что Бог поведет его в новом направлении или явит Себя тем или иным образом («барак»). Таким образом, по мере усиления и ослабевания интенсивности хвалы поклоняющийся может переходить из одного состояния хвалы в другое.
Если мы более внимательно рассмотрим сочетания этих семи аспектов хвалы в Писании, мы обнаружим, что парные сочетания этих образов хвалы весьма распространены, хотя пары последовательных стадий встречаются редко.
Я прославлю(«яда») Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю(«халал») Тебя.
(Псалом 34:18).
Благословите(«барак»), народы, Бога нашего и провозгласите хвалу(«техилла») Ему.
(Псалом 65:8).
Обычно в парных сочетаниях имеются пропуски между аспектами:
Пойте поочередно славословие(«тода») Господу; пойте(«замар») Богу нашему на гуслях.
(Псалом 146:7)
Буду славить(«яда») Тебя, Господи, между народами; буду воспевать(«замар») Тебя среди племен.
(Псалом 56:10)
Благо есть славить(«яда») Господа и петь(«замар») имени Твоему, Всевышний.
(Псалом 91:2)
Да славят(«яда») Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют(«барак») Тебя святые Твои.
(Псалом 144:10)
А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить(«яда») Тебя и в род и род возвещать хвалу
(«техилла») Тебе.
(Псалом 78:13)
Аллилуия(«халал»). Пойте Господу песнь новую; хвала(«техилла») Ему в собрании святых.
(Псалом 149:1)
Хвалите(«халал») Господа, ибо Господь благ; пойте(«замар») имени Его, ибо это сладостно.
Вдобавок к этому в этих парных сочетаниях различные аспекты хвалы располагаются в различном порядке, отличающемся от указанной последовательности, когда хвала переходит из одного состояния в другое и обратно.
Да славят(«яда») Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да приносят Ему жертву хвалы(«тода») и да возвещают о делах Его с пением!
(Псалом 106:21,22)
Да славит(«замар») Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить(«яда») Тебя вечно.
(Псалом 29:13)
Я буду славить(«халал») имя Бога в песни, буду превозносить Его в славословии(«тода»).
(Псалом 68:31)
И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению(«халал») и славословию(«яда») Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли(«халал») Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако.
(2-я Паралипоменон 5:13)
Уста мои изрекут хвалу(«техилла») Господню, и да благословляет(«барак») всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
(Псалом 144:21)
В Библии также встречаются выражения, где присутствуют три или четыре аспекта хвалы, хотя они не так распространены, как парные сочетания.
И скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим(«яда») святое имя Твое и да хвалимся(«шабах») славою(«техилла») Твоею!
(1-я Паралипоменон 16:35; см. также: Псалом 105:47)
Хвалите(«халал») Господа, ибо благо петь(«замар») Богу нашему, ибо это сладостно, - хвала(«техилла») подобающая.
(Псалом 146:1).
В этих случаях аспекты хвалы также могут не следовать указанному выше порядку.
Входите во врата Его со славословием(«тода»), во дворы Его - с хвалою(«техилла»). Славьте(«яда») Его, благословляйте(«барак») имя Его.
(Псалом 99:4)
Хороший пример прогрессии аспектов хвалы мы находим в шестнадцатой главе Первой книги Паралипоменон, когда царь Давид приносит ковчег завета в Иерусалим.
И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы. Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа... И поставил на службу пред ковчегом Господнимнекоторыхиз левитов, чтобы они славословили, благодарили(«яда») и превозносили(«халал») Господа, Бога Израилева...
В этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия(«яда») Господу чрез Асафа и братьев его: славьте(«яда») Господа, провозглашайте имя Его: возвещайте в народах дела Его: пойте Ему, бряцайте Ему: поведайте о всех чудесах Его: хвалитесь именем Его святым: да веселится сердце ищущих Господа: взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его: поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его...
Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален(«халал»), страшен паче всех богов. Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил.
Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его... Славьте(«яда») Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим(«яда») святое имя Твое и да хвалимся(«шабах») славою(«техилла») Твоею! Благословен(«барак») Господь, Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! Аллилуия(«халал»)!
(1-я Паралипоменон 16:1,2,4,7-12,23-29,34-36)
Чтобы понять важность этого отрывка в отношении хвалы, нам нужно вернуться на одну главу назад и посмотреть, как вносили ковчег завета в Иерусалим. Давид сделал скинию для ковчега завета и готовится внести его в город. По этому поводу он собирает весь народ, включая левитов - единственных израильтян, которым разрешается нести ковчег. Затем он дает им указания:
Вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, наместо,котороея приготовил для него; ибо, как прежде не вы этоделали,то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.
(1 -я Паралипоменон 15:12.13, выделено автором).
Помните, о чем здесь говорит Давид? Он уже однажды пытался принести ковчег в Иерусалим, но случилась трагедия, когда Оза, один из тех, кто отвечал за доставку ковчега, погиб из-за того, что протянул руку, желая удержать его (см.: 1-я Паралипоменон 13). В тот момент радость Давида от внесения ковчега в Иерусалим сменилась страхом.
Давид, очевидно, счел эту трагедию результатом того, что не спросил Бога, как следует переносить ковчег. Решившись перенести ковчег во второй раз, он хотел быть уверенным, что все делает правильно. Вместо того чтобы поставить ковчег на телегу, как он сделал в первый раз, Давид велел левитам нести его на шестах, как это делали их предки во времена Моисея.
Когда они выступили в путь, Давид повелел левитам петь радостные песни под аккомпанемент музыкальных инструментов. Давид также приносил жертвы Богу, как Он того требовал, потому что Бог помогал левитам нести ковчег. Таким образом, весь Израиль участвовал в переноске ковчега, радостно восклицая под звуки разных инструментов.
Сам царь Давид плясал и прославлял Бога. Он любил Божье присутствие и, по-видимому, был очень счастлив оттого, что престол Божий входил в Иерусалим - город, где Давид жил и царствовал. Посмотрев продолжение этой истории в Первой книге Паралипоменон, глава 16, мы увидим, что Давид приносит еще жертвы и назначает левитов служить пред ковчегом - славословить, благодарить («яда») и превозносить («халал») Бога.
Давид уже однажды пережил трагедию из-за того, что не последовал Божьим указаниям, и теперь не хотел пережить еще одну. Поэтому он повелел левитам начинать свое служение Господу с жертвоприношений и благодарения. Только после того как жертвы были принесены, он добавил музыку и остальные аспекты хвалы. В конце концов, в стихе 35 хвала достигает стадии «техилла». Мы не находим здесь эту прогрессию аспектов хвалы в строгом порядке, как видно из приведенных выше стихов. Однако Давид в определенном смысле следовал Божьему образцу, чтобы люди могли славить («яда») Его святое имя и хвалиться («шабах»] Его славой («техилла»).