Во все времена Божья цель заключалась в том, чтобы вернуть человеку Свое присутствие.

Бог - специалист по восстановлению, а Библия - это запись Его усилий по возвращению человеку Своего при­сутствия. Таким образом, истории Ветхого Завета - это, в первую очередь, истории не о патриархах, судьях, царях и пророках, не о победах и поражениях Божьего народа. Библию скорее можно назвать отчетом о Божьих действи­ях, направленных на то, чтобы вернуть человека в Божью идеальную окружающую среду. В ней говорится о Божьем главном желании: «Я хочу иметь на земле такое место, куда Я смог бы снова поместить Свое присутствие, потому что мне нужно спасти эту неисправную машину под названием «человек».

Усилия Бога по возвращению человека в Божью иде­альную окружающую среду достигли своей высшей точки в жизни, смерти и воскресении Иисуса, Сына Божьего. Все, что делал Иисус, было направлено на то, чтобы вер­нуть Божье присутствие в жизнь человека. Именно поэто­му Ему пришлось пролить Свою кровь. Божий храм (то есть мы) лишился своей святости, поэтому Богу нужно было очистить нас и снова сделать святыми посредством жертвенной смерти и пролитой крови Своего Сына. В самом деле, мы не можем рассчитывать на Божье присут­ствие в своей жизни до тех пор, пока кровь Иисуса не очистит нас и не приготовит путь для того, чтобы Божий Дух вернулся в наши человеческие храмы. Таким образом, Святой Дух является ключом к непрекращающемуся действию Иисуса в каждом из нас. Когда Дух в нас жив, Он возвращает в нашу жизнь присутствие Бога и ведет нас к святости, принадлежащей нам по праву с момента сотворения.

Однако задолго до того, как Бог послал Иисуса и Свя­того Духа, человек уже пытался ликвидировать разрыв, возникший между ним и Богом в результате греха. Эти первые попытки поклонения начинаются в Книге Бытие.

Жертвенники для Бога

Первый акт поклонения человека записан в четвертой главе Книги Бытие - сразу же после истории о грехопаде­нии человека и утрате им Божьего присутствия, о которой идет речь в третьей главе.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от перво­родных стада своего и от тука их.

(Бытие 4:3,4)

Что делали Каин и Авель? Они пытались восстановить контакт с Богом. Очевидно, они знали, что нуждаются в общении, связи с Богом. Такие попытки вернуть Волчье присутствие в жизнь человека видны на протяжении все­го Ветхого Завета. Божьи люди снова и снова воздвигали жертвенники, чтобы приготовить место для прихода Божьего присутствия, и приносили жертвы, чтобы либо пригласить Бога прийти, либо отметить то место и время, куда и когда Он приходил. После жертв, принесенных Каином и Авелем, следующее упоминание о попытках человекаустановить контакт с Богом по­средством жертвоприношений мы находим в Библий в истории Ноя. После потопа, когда Ной вместе со своей семьей и животными вышел из ков­чега, он построил жертвенник и принес жертву всесож­жения Богу.

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его: и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размно­жайтесь, и наполняйте землю.

(Бытие 8:21-9:1)

Заметьте, пожалуйста, что попытки Ноя вступить в контакт с Богом были угодны Богу, и поэтому Бог благосло­вил Ноя и его сыновей. Однако Ной все равно остался не­исправным человеком. Это, пожалуй, более всего очевидно в том благословении, которое Бог дает Ною: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Это благословение очень похоже на Божье благословение первых людей (см.: Бытие 1:28). однако в нем не хватает одного важного эле­мента. Бог не заповедует Ною обладать землей и влады­чествовать над рыбами морскими, над птицами небесны­ми и над всяким животным. Почему? Потому что из-за своего греха человек потерял право и силу владычество­вать на земле. Он отдал это право сатане, которого Иисус называет «князем мира сего» (см.: Иоанна 14:30). Таким образом, хотя человек и стал снова общаться с Богом, в этих взаимоотношениях не было той постоянной близос­ти, которой отличалось общение Бога с человеком в саду.

Друзья Бога

Авраам

Авраам (Аврам) - это человек, о котором Писание говорит, что он тоже построил жертвенник Господу. Это произошло после того, как Бог явился ему и пообещал, что даст его потомкам землю Ханаанскую (см.: Бытие 12:7). Это - первый из множества жертвенников Богу, которые построил Авраам. Пожалуй, самым известным из всех жертвенников, построенных Авраамом, был жертвенник на горе Мориа, когда Бог повелел ему принести в жертву своего сына Исаака (см.: Бытие 22). Эта история показы­вает, почему Бог назвал Авраама Своим другом. Авраам был не просто поклонником, о чем свидетельствует коли­чество построенных им жертвенников. Преданность, страсть и доверие Авраама Богу были настолько сильны­ми, что он отдал Ему даже своего сына, сына обетования. Веря, что Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, но не зная, что в самый последний момент Бог пошлет овна, который окажется на месте его сына, Авраам возложил связанного Исаака на жертвенник и занес руку, чтобы заколоть его. Только Божий голос помешал ему отдать Богу то, о чем Он попросил.

Давид

Как часто бывает в Библии, место одного жертвопри­ношения становится местом другого. На этот раз поклон­ником является Давид. Он согрешил, исчислив израиль­тян, способных сражаться, и Бог показал Свое недоволь­ство, послав язву на народ. Увидев истребление народа, Давид умоляет Бога покарать его, а не их, потому что именно он согрешил. Тогда Бог через пророка Гада велит Давиду построить жертвенник на гумне Орны (месте, впо­следствии связанном с горой Мориа, где Авраам принес в жертву Исаака; см.: 2-я Паралипоменон 3:1), чтобы моро­вая язва прекратилась.

Это был не единственный раз, когда Давид строил жертвенник Господу. Еще юношей он научился искать присутствия Яхве, когда пас отцовских овец. Эти ранние встречи с Богом так сильно повлияли на него, что когда ему пришлось выбирать между семью годами голода, тремя месяцами бегства от неприятелей или тремя днями моровой язвы, Давид выбрал язву.

Тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки чело­веческие не впасть мне.

(2-я Царств 24:14)

Понимаете ли вы, почему Давид выбрал третий вари­ант? Он предпочел скорее впасть в руки Бога, чем в руки людей. Почему Давид предпочел Бога людям? Давид знал Бога, Которому еще мальчиком-пастухом пел на своих гус­лях. Теперь, став царем и столкнувшись с необходимостью принять трудное решение, которое повлечет за собой страдания не только для него самого, но и для людей, Да­вид полагается на то, что он познал за годы уединенного поклонения, прежде чем стал известен людям. Он знает, что Бог благ и что Его милость пребывает вовек, поэтому вверя­ет самого себя и свое царство Богу.

Прочные взаимоотношения Давида с Богом видны и тогда, когда он ложится в постель с Вир- савией, чужой женой, и пытается прикрыть свой грех. Когда пророк Нафан обличает его, Давид тут же отвечает: «Согрешил я пред Господом» (2-я Царств 12:13). Он не спорит и не оправ­дывается. Он признает истинность слов Нафана и спра­ведливость Божьего наказания.

Наши рекомендации