Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.
Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы (нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи). В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов.
Счет времени суток по Св.Писанию и Типикону отличается от современного. По восточному времяисчислению ночь делилась на 4 части (по 3 часа в каждой) – стражи, причем ночь начиналась с заходом солнца. День, также, делились на 4 части – трича́сия, которые назывались первый, третий, шестой и девятый часы. Подобным образом ведется и времяисчисление Типикона, по которому:
1-й час соответствует нашему 7-у часу утра,
3-й час соответствует нашему 9-у часу утра,
6-й час соответствует нашему 12-у часу дня,
9-й час соответствует нашему 3-у часу после полудня (в повествованиях о жизни подвижников часто упоминается, что они не вкушали пищи до девятого часа, то есть до 15.00).
Интересно отметить, что на Святой Горе Афон и по ныне отсчет времени суток ведется, начиная с заката солнца, монастырские врата затворяются и часы переводятся на полночь.
Молитвенные часы в Православной Церкви выбраны не случайно – каждый из них освящен каким-либо, очень важным в истории христианской Церкви, священным событием, совершившимся в этот час:
на 1-ом часевоспоминается приведение Господа Иисуса Христа от Каиа́фы на суд к Пилату;
на 3-ем часевоспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, а также суд Пилата и поругание над Христом;
на 6-ом часевоспоминаются Крестные страдания Спасителя;
на 9-ом часевоспоминаестя Его Крестная смерть.
Возможно, по той причине, что в эти часы совершились столь печальные события в жизни Спасителя, службы часов являются наименее торжественными.
Что воспоминается на каждом из часов, отражено в псалмах (частично) и в тропарях (после псалмов и после «Отче наш») каждого часа. Эти тропари напечатаны на ряду в Часослове. Выражение «на ряду» означает, что песнопение, молитва или информация полностью напечатаны в той или иной богослужебной книге в том месте и в таком порядке, как они должны исполнятся на службе и их не нужно искать в приложениях или других дополнительных книгах.
В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7.00, затем 9.00 и т.д. Как уже было сказано выше, службы часов присоединяются к другим службам. Так, утром 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, вечером 9-й час читается перед вечерней, а 1-й час присоединяется к утрени.
Краткая история состава службы часов.
Из истории богослужения знаем, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуия» и часам были усвоены определенные воспоминания. В 4-ом веке в некоторых церквях службы часов становятся схожими с вечерней и утреней и состоят из пения псалмов, антифонов, чтения молитвы епископом и его благословения. Из этого чина часов впоследствии образовались песненные часы. В 13-ом веке, например, предназначенные для Страстной седмицы песненные часы состояли из пения одного псалма, великой ектении, трех антифонов, малой ектении, тропаря с Богородичном, чтения, просительной ектении, Трисвятого с «Отче наш», «Господи, помилуй», нынешнего благословения
священника и молитвы главопреклонения. Параллельно существовал и монастырский чин часов, согласно которому, например, египетские подвижники 5-го века пели псалмы (их количество было различным), перемежая их «умными молитвами» и коленопреклонениями. Из взаимного влияния этих двух типов часов возник нынешний чин. Начиная с 11-го века многие Часословы содержат такой, очень близкий к современному, чин. Интересно отметить, что по разным Уставам и на каждом часе количество «Господи, помилуй» (перед «Иже на всякое время…») было различным – 12, 30, 40, 51 раз.
Краткая схема часов.
Начало обычное
«Приидите, поклонимся…»
Три псалма – Ч, на каждом часе другие
Тропарь – М (в Неделю О и М), изменяемое
Трисвятое по Отче наш
Кондак – М (в Неделю О или М), изменяемое
«Господи, помилуй» 40 раз
«Иже на всякое время…» – Ч, неизменяемое
Молитва часа – Ч, на каждом часе другая