Кроме упомянутых облачений, при совершении архиереем богослужения употребляются следующие предметы: жезл, орлецы, рипиды, дикирий и трикирий.
Архиерейский жезл имеет особое устройство: верх его увенчивается крестом; под крестом имеются рукоятки (или рожки), имеющие иногда берму змеевидных голов; к жезлу обычно привешивается плат, так называемый судок. Жезл дается архи-ерею в знак его власти над подчиненными ему и отеческого его управления своей паствой. "Жезл, говорит Симеон Солунский, означает власть Святого Духа, утверждение и спасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся доле собирать к себе" (Нов. Скрижаль).
Змеевидные головки на жезле знаменуют мудрость архипас-тырской деятельности, а крест есть символ победы, утверждения христианской веры, показывающий, что архиерей должен пасти свое стадо во имя и славу Христа.
Архиерейский жезл у греков называется патерисса в знак отеческого управлении паствою.
Жезл без рожков (змеевидных голов) и сулка дается ар-химандритам и игуменам, а также игумениям, как знак их власти над обителью.
Орлецы ( орел) небольшие круглые ковры с изображением орла, имеющего сияние вокруг головы и парящего над городом. Вид орла на орлеце указывает на епископство в городе, а орел на высоту и чистоту богословского учения епископа, сияние вокруг головы орла свет от учения епископа. Таким образом, орлецы, постилаемые под ноги архиерею, напоми-нают последнему, что он своею жизнью и учением должен, подоб-но орлу, возвышаться над всем дольным и стремиться к горнему. Когда при посвящении в архиерея ставленник читает исповеда-ние веры, он стоит на особом орлеце.
Орел, "право и крепко наступивший ногами на столпцы города", напоминает епископу, что он должен не оставлять ду-ховной своей паствы, но с силой и мужеством этой царственной птицы евангельским словом и своим высоким примером устремлять в горний мир полет своих птенцов. И под конец нелегкого пути архиерей может отрадно сказать о себе словами ветхозаветного вождя, говорившего именем Иеговы возлюбленному своему народу; в виду земли обетованной, после тяжелых странствований по пустыне: "как орел покрывает гнездо свое, носится над птен-цами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих..." (Втор. 32,11).
Рипиды ( опахало) металлические круги с изображением шестокрылого херувима, прикрепленные к длинной рукоятке. Рипиды изображают проникновение небесных сил в тай-ну спасения людей, совершенного Господом, напоминают и служа-щим и молящимся, что в храме за богослужением присутствуют ангелы. Рипиды употребляются: 1) при выносе Евангелия на ут-рени и на Литургии, 2) на Великом входе; 3) при выносе Пла-щаницы Спасителя, Божией Матери, 4) при выносе Креста; 5) при крестных ходах; 6) ими осеняют гроб архиерея.
В древности рипидами отгоняли насекомых от Св. Даров. Делались они из тонких кож, павлиных перьев или полотна. Рипидой веет над Дарами новопоставленный диакон в знак вступ-ления в свои обязанности и продолжения того служения, какое совершали диаконы в древней Церкви.
Дикирий ( ) двусвечник, два и свеча; знаменует два естества в Иисусе Христе Божеское и человеческое.
Трикирий ( ) трисвечник; три и свеча; знаменует Три Лица Святой Троицы.
Способ созыва верующих к богослужению
(о колокольном звоне)
В Православной Церкви верующие созываются к богослуже-нию посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церк-вах имеет свой глубокий смысл и значение. Он не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не толь-ко оповещает о времени богослужения, но и подготавливает хрис-тиан к богослужению. Звон производит на душу христианина бла-годатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.
В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослуже-ние, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышен-ного, это последнее имеет свою священную музыку в колоколь-ном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскуственный род музыки.
Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гоне-ний епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослу-жения уславливались о месте и времени следующего богослуже-ния. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монас-тырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) самое древнее ору-дие созыва к богослужению (IV-V в.).
Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками "тока", "клепала"; "била" и "клепала" были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы, по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают:
по материалу: деревянные, железные;
по величине: "великое", "малое" (или "бильце") и самые большие (праздничные), называемые "тяжкая";