Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза.

Подризник то же, что диаконский стихарь, но с узкими рукавами. Он имеет такой же символический духовный смысл как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). При облачении в подризник священник читает молитву: "Возрадуется душа моя о Господе... "

Епитрахиль (шея) одежда, обьемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположинии диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епит-рахиль, как это депоется сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два ряда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Епитрахиль тем самым символизирует сугубую (двойную) благодать священника перед диаконом. "Епитрахиль, говорит св. Симеон Солунский, означает:

совершительную и свыше сходящую благодать Святого Духа... и что,

подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страда-ние, так поступает и сам иерей, удостоившейся совершать таинства страданий Его". "Без епитрахили нельзя иерею совершать ни одной службы. Если же не обходимо совершить какую-либо службу, или моление, или крещение, а епитрахили нет, то совершение таинства из-за этого не должно останавливаться, но иерей берет пояс, или обрывок веревки, или какое-нибудь полотно, и благословив, надевает как епитрахиль и совершает службу". В одной епитрахили (без фелони) священник обыкновенно совершает в храме и в притворе те богослужения, которые менее торжественны: малую вечерню, повечерие, полунощницу, часы (если на них не читается Евангелие).

При облачении в епитрахиль (на Литургии) священник произносит слова 132 псалма. "Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на Священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132,2).

Пояс имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей свободы движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опоясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя. Молитва при надевании пояса: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершали нозе мои яко елени, и на высоких поставляли мя" (Пс.17.33-34). Фелонь означает одежду всепокрывающую. Фелонь длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестами то она носит название "полиставрион'' ("крещатая риза") (многий и крест). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения.

Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасителя во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей дол-жен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.

Молитва при облачении в фелонь: "Священницы Твои, Гос-поди, облекутся в правду и преподобнии Твои радостию возра-дуются (ПС. 131,9), всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". В фелонь иерею, по предписанию Типикона, положено облачаться при более торжественных богослужениях:

а) при совершении Литургии;

б) при совершении вечерни вседневной и великой;

в) при совершении утрени;

г) при совершении таинств Крещения, Миропомазания, Брака, Елеосвящения;

д) на царских часах в дни навечерий Рождества Христова (24 декабря) и Богоявления (5 января) и в Великую Пятницу, а также на великопостных часах в те дни, когда на часах чита-ется Евангелие;

е) на часах, повечерии и полунощнице пасхальной (Свет-лой) седмицы;

ж) при совершении последования погребения;

з) на молебнах (т.к. на них читается Евангелие). В полном облачении священники бывают во время сле-дующих служб:

1. при совершении Литургии;

2. при служении утрени в день Св. Пасхи. Если служение совершается соборно, то в полном облачении должен быть толь-ко предстоятель;

3. при служении вечерни в первый день Св. Пасхи (т.к. на ней читается Евангелие);

4. при выносе Креста (Воздвижение 14 сентября, З-я Недели Великого поста и Изнесение Честных Древ 1 августа) ;

5. при выносе Плащаницы в Великую Пятницу и обнесении ее вокруг храма в Великую Субботу;

6. при великом освящении воды, совершаемом в навече-рие и в самый день Богоявления Господня;

Наши рекомендации