Как распознать законную власть?
На протяжении всей этой книги я делился тем, как распознавать законно назначенных лидеров, и теперь, заканчивая эту главу, будет целесообразным повторить то, что уже было сказано. В сфере гражданской и светской власти распознать законную власть не так сложно. Прочтем следующий стих:
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Пет. 2:13). Должностное государственное лицо — это человек, принявший публичную присягу перед государством, или человек, назначенный на должность чиновника существующей властью. Есть также главы компаний, или нанятые учителя, или директора образовательных учреждений, и мы знаем, что их власть также законна.
Власть в доме также легко распознать. Когда женщина выходит замуж, она встает под власть, защиту и обеспечение мужа. Когда в семье появляется ребенок, он находится под властью родителей. Если ребенок усыновлен, он должен чтить своих приемных родителей, как если бы они были его биологическими родителями. Ребенок, находящийся в приюте или под опекой, должен уважать тех, кто поставлен над ним.
Вопрос распознавания законности власти в церкви несколько сложнее. Писание предупреждает о появлении в церкви лжеапостолов, лжеучителей, ложных лидеров; мы не должны подчиняться таким людям. Как сказал Павел: «А вкравшимся лжебратиям... мы ни на час не уступили и не покорились» (Гал. 2:4-5). Лжелидеры могут проявлять себя двумя способами. Во-первых, они приносят учение, которое не сходится с Писанием. В контексте только что сказанного Павел написал чуть ранее: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). По этой причине Павел не чтил таких лидеров и не подчинялся им.
Во-вторых, лжелидеры поднимаются в церкви путем самоназначения. Назначение от Бога происходит от Святого Духа и подтверлсдается уже наделенными властью старейшинами, которые до этого наблюдали за жизнью кандидата. В Ветхом Завете этот процесс проиллюстрирован в назначении Иисуса Навина. Бог сказал Моисею:
Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Чис. 27:18-20).
Бог избрал Иисуса Навина, но подтвердил Свой выбор через существующих лидеров, Моисея и Елеазара. Эти люди наблюдали за Иисусом Навином многие годы. Такая же система назначения присутствует и в Новом Завете (Деян. 13:1-4).
Павел утверждал: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор. 10:18). Подчинение самозванным лидерам опасно. Бог всегда подтверждает Свое назначение перед церковью, где кандидаты показали верность в служении. Иисус осудил верующих Фиатирской церкви за то, что они попускали самозванной пророчице Иезавели учить их и поддались ее фальшивой власти (Отк. 2:20-25). О том, как распознавать самозванных служителей, я написал целую книгу, которая называется «Так говорит Господь?» Она может стать хорошим подспорьем в изучении этого вопроса; книга посвящена злоупотреблениям в духовной власти, а также проявлениям фальшивой власти.
Когда мы спасены по-настоящему и ищем воли Божьей, мы без труда распознаем законную власть в церкви. Иисус сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Иоан. 7:17). Ключевыми здесь являются слова: «Кто хочет творить волю Его». Когда мы ищем воли Божьей, Он дает нам Духом Святым дар различения. Об этом писал Иоанн: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все» (1 Иоан. 2:20).
Уочман Ни написал: «Если мы по-настоящему научимся подчиняться Богу, то мы без труда будем распознавать, на ком пребывает Божья власть» (духовная власть). Если ты знаешь Бога, ты знаешь и власть, ибо Он и Его власть нераздельны.
Бог дает награду тем, кто упорно ищет Его и подчиняется Ему. В следующей главе мы также увидим некоторые из множества великих преимуществ подчинения власти.
Глава 16
Великая вера
Чем выше наш уровень послушания, тем сильнее наша вера.
В этой, уже последней, главе мы сфокусируем наше внимание на преимуществах «прививки», другими словами, на потрясающих наградах и благословениях для всех, кто входит под кров Всевышнего. Только описанию одних преимуществ можно было бы посвятить горы книг. Мы же коснемся лишь некоторых из них, остальные вы откроете через личные переживания и опыт во Христе.
Господи, умножь в нас веру
Несколько лет назад я пошел в свой офис в 5:30 утра, чтобы помолиться, как я это делал уже много раз. Но в этот раз, еще до молитвы, я услышал голос Святого Духа: «Открой Евангелие от Луки, семнадцатую главу, и начни читать с пятого стиха».
Волнуясь, я открыл это место и увидел, что стихи мне хорошо знакомы. Я даже использовал их для своих проповедей, но это не охладило мое волнение. Исходя из жизненного опыта я уже знал, что если Бог говорил мне прочитать какой-то стих, это значило, что оттуда я почерпну что-то новое, чего раньше не замечал. Давайте вместе разберем это место Писания.
Апостолы просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лук. 17:5). Перед тем как мы продолжим изучать то, что Он показал мне тем утром, я укажу причину, по которой люди умоляли Господа умножить их веру. Может быть, Иисус только что воскресил умершего? Или, может быть, накормил пять тысяч несколькими лепешками и рыбками? Или успокоил бушующее море одним лишь словом? Нет, нет, нет и еще раз нет! Иисус просто сказал им: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (ст. 3-4).
Не выдающиеся по силе чудеса побудили их кричать об умножении веры. Это была простая заповедь прощать тех, кто неправильно поступал против них. Эти люди жили под законом и привыкли отвечать на обиду с отношением «око за око и зуб за зуб». Иисус же вел их по пути, доселе неслыханному. И этот путь казался им несколько неблагоразумным. Заповедь о том, чтобы ходить в характере Божьем, потрясла их. Как могли они сделать такое трудное дело? Вот и ответ: «Умножь в нас веру!» Они знали, что послушание и вера были тесно связаны, — это то, что мне предстояло увидеть в совершенно новом свете.
Услышав их мольбу о большей вере, Иисус рассказал им притчу: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (ст. 6). Я почувствовал, что понял саму суть. Я уже учил по этим стихам раньше и был знаком с учением Иисуса о вере Божьей. Если мы говорим горе подняться и ввергнуться в море и не усомнимся в своем сердце, το будет нам, что скажем (см. Map. 11:22-24). Разницы не было, только вместо горы Он использовал з качестве примера смоковницу.
Из этих слов также ясно, что вера дается каждому верующему сначала с горчичное зерно. Здесь заложен принцип Царства о сеянии и жатве: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю» (Map. 4:26). Когда мы были спасены, каждый из нас получил определенную меру веры (см. Рим. 12:3). Она дается в виде семени, а наша ответственность заключается в том, чтобы удобрять и растить ее. Как она растет? Ответ уже близко.
Время обеда для слуги?
Я продолжил читать, но очень внимательно, поскольку следующие четыре стиха всегда ставили меня в тупик. Я начал догадываться, что Иисус давал ученикам не голые формулы, как увеличить веру. Он собирался направить их к тому стилю жизни, который относится непосредственно к повиновению власти. Послушайте Его притчу:
Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю (Лук. 17:7-9).
Я всегда задавался вопросом, почему Иисус так резко перехрдил на другие темы. Сначала Он говорил о вере, которая вырывает с корнем деревья, а затем вдруг переходил к поведению слуги. Для меня это представлялось
каким-то нарушением смысла и логики, но в то утро я все понял.
Читая эти стихи заново и очень медленно, я ждал, какое же откровение Он вложит в мое сердце. Вдруг я услышал: «Какова конечная цель слуги, возделывающего твою землю? Какова конечная цель слуги, пасущего стада? Каков конечный результат?»
На мгновение я задумался. Затем до меня дошло: поставить готовую пищу на стол. Я понял, что Иисус хотел сказать. Если конечный результат труда слуги — это пища на столе хозяина, по какому праву слуга будет обедать до того, как отобедает его хозяин? Не должен ли он сначала завершить свою работу? Конечно же, должен! Незаконченное дело так же плохо, как и не начатое вовсе. Зачем пахать поле и не вкушать с него? Зачем тогда пасти стада, если не иметь с этого шерсти, мяса или молока?
Когда я это понял, я прочитал дальше: «Так и вы, когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10, выделено автором).
Он направил этот пример прямо к нам. Когда я читал, слова «исполните все» и «повеленное» как будто соскочили со страницы. Иисус соединил послушание этого слуги своему хозяину с нашим послушанием Богу. Делая это, Он вывел три важных пункта, относящихся к умножению веры:
• Существует прямая связь между верой и послушанием власти.
• Вера растет, только когда мы доводим до конца то, что нам было поручено,
• Отношение истинного смирения — самый важный фактор.
Обсудим каждый пункт, обращаясь к Писанию.