Почему вы ставите себя выше других?
Трое человек из собрания — Корей, сын Левия, Дафан и Авирон, сыны Рувимовы, — собрали вокруг себя двести пятьдесят мужей, начальников общества, людей именитых, против Моисея и Аарона, и сказали: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3).
Говоря проще, эти люди, занимавшие лидерские позиции при Моисее и Аароне, заявили: «Эй, ребята, что вы о себе возомнили? Лидерами себя называете. Мы все народ Божий и можем подчиняться Ему без ваших указаний». Где-то мы уже такое слышали, не правда ли? Если и не в таких выражениях, то совершенно определенно подобное послание часто отображается в поведении или более вкрадчивых фразах, но дух остается тот же. Можно представить себе, как они говорят: «Мы все равны», или «Мы же братья и сестры», или «Мы все имеем Духа Святого; почему мы должны подчиняться их лидерству?» Эти люди убеждены, что могут слышать Господа, как и любой другой.
Движение, названное в церкви ученичеством, вышло из-под контроля в 1970-е годы, и, кроме того, подчинение лидерам потеряло здравый смысл. Люди спрашивали пасторов, уезжать ли им на праздники или не уезжать, купить ли машину или что-то другое, жениться на том или ином человеке или не жениться. Участвовать в этих событиях мне не довелось, поэтому не могу сказать точно, как далеко все это зашло на самом деле, но люди, принимавшие в них участие, сказали, что в конце концов все вышло за рамки Писания.
Это движение и другие злоупотребления лидерством стали причиной другой крайности. Из-за того что духовная власть использовалась не по назначению, люди решили ею пренебречь. Это вызвало появление неких свободных художников и духовных бомжей, которые бегали от церкви к церкви, из конфессии в конфессию, проводя свои молитвенные собрания и открывая церкви, часто потому, что не могли найти для себя идеального пастора. Такое мышление внесло свою лепту в распространение тайной власти беззакония, о которой предупреждал нас Павел.
Люди, поднявшиеся против Моисея, незадолго до этого находились под жестоким правлением фараона. Затем появился Моисей, власть которого также казалась чрезмерной, но в другом смысле. Временами из-за него у них возникали более серьезные трудности, чем при фараоне. Возможно, они думали, что теперь, когда они покинули Египет и распрощались с фараоном, Моисей им ул<е не нужен. Они устали подчиняться власти. Теперь каждый мог идти, куда хотел. Как-никак, они принадлежали Богу, а лидеры только создавали лишние трудности, поэтому несколько человек собрались вместе и выступили против Моисея.
Во время поездок я очень часто становился свидетелем подобных спектаклей. Бизнесмены, ходатайственные молитвенные группы, консультативные советы, другие группы внутри церкви объединялись против пасторов. По их мнению, они могли слышать от Бога, а пастор был глухим. Если бы они только знали, что за дух таился внутри них на самом деле.
Духовная власть назначается
Как я уже говорил, очень часто нам, гражданам развитой западной цивилизации, бывает трудно усвоить принципы Царства. Мы живем в демократическом обществе со свободной рыночной экономикой, которое очень сильно отличается от царства. Царство имеет царя, который назначается по праву рождения. В странах с демократией правительство избирается народом. В системе свободного предпринимательства лидерство достается тем, кто, кроме стремления к власти, обладает деньгами, способностями, влиянием или талантом. Но не так построено Божье Царство, где лидеры назначаются.
Иисус Сам назначает отделы служений. Никто не может поставить какого-нибудь человека на какую-либо позицию власти, кроме Господа, а Он делает это Духом Божьим. Когда мы берем на себя власть без Божьего назначения, мы возвышаем сами себя. Это включает и тех, кто был призван, но еще не назначен. Павел предупреждал: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12:3).
Автор Послания к Евреям подтвердил, что человек не может сам занять место лидера: «И никто сам собою не приемлет этой чести». Предыдущие стихи ясно говорят о том, что он должен быть назначен. Автор Послания продолжает: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником» (Евр. 5:4, 5). Даже Иисус не занимал произвольно лидерской позиции, Отец назначил Его.
Послушайте, как Павел говорит о себе: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию» (Рим. 1:1). Он сказал призванный, а. затем избранный. Павел был призван апостолом от основания мира, хотя он и не был поставлен апостолом, когда получил спасение. Перед этим он прошел через время испытаний, когда подчинялся лидерам церкви в Антиохии. Так продолжалось несколько лет. Исходя из собственного опыта он написал следующие наставления лидерам: «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим. 3:10).
Жизнь Павла стала библейским образцом для нас. Пройдя испытание на верность в служении вспоможения, он поднялся на следующую ступень, ступень учителя (2 Тим. 1:11; Деян. 13:1). Божий порядок служений и позиций служителей раскрывается в следующем стихе: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во- вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее... дары... вспоможения» (1 Кор. 12:28).
Павел был испытан не только в служении вспоможения, но и в качестве учителя. И снова мы видим Божий порядок избрания Его слуг для более высокой ступени, когда учитель Павел становится апостолом: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл» (Деян. 13:1). Савл, впоследствии названный Павлом, значится здесь среди учителей и пророков в церкви в Антиохии. Из Первого послания к Тимофею (2:11) мы узнаем, что он был не из пророков, но из учителей. Продолжая читать, мы узнаем, что «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2).
Святой Дух проговорил: «Теперь отделите Мне». Время пришло. Все было сказано не неделей раньше или позже, но сейчас! И Господь установил сроки и людей, которые должны быть отделены. В течение многих лет Павел был уверен, что на его жизни есть апостольское призвание. Это было открыто через три дня после его встречи на пути в Дамаск (Деян. 9:15). Теперь Иисус отделил того, кого Он призвал за много лет до этого. Тем временем Павел верно служил, не пытаясь продвинуться самостоятельно.
Господь использовал поставленных лидеров церкви, в которой верно трудился Павел. Старейшины назначались таким же способом. Читаем дальше: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли...» (Деян. 13:3, 4).
Обратите внимание на то, что они «послали их». Павел и Варнава были посланы на служение поставленными лидерами. Теперь взгляните на следующий стих: «Сии, быв посланы Духом Святым». Павел и Варнава были назначены и отделены Иисусом посредством Святого Духа через назначенных лидеров церкви. Подводя итог, скажу, что Иисус осуществил это через соответствующую цепочку власти.
Иисус не использовал для этого пророческую ходатайственную молитвенную группу Антиохии, не посылал Он и Павла с Варнавой на пророческое собрание в другой город или в другую церковь в том же городе, которой они не принадлежали. Не использовал Он для этого и кого-ни- будь из церкви с особыми духовными дарами.
Господь использовал власть, которую Он установил через церковь в Антиохии. Вот почему Бог предупредил: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). Лидеры наблюдают за верностью тех, кто служит в церкви, поэтому, когда Бог говорит в их сердца назначить определенного человека, они уверены, что это указание исходит от Господа. Это Божий метод назначения верующих на лидерские позиции в новозаветной церкви.
Преждевременный призыв
Моисей был призван и знал об этом с ранних лет.
Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? (Деян. 7:23-27).
Люди, которых он должен был вести, не признали его власти. Кое-кто произнес почти те же слова, что сказали позже Корей, Дафан и Авирон: «Кто тебя поставил начальником и судьею над нами?» Но почему-то тот человек не испытал на себе никаких последствий. Дело в том, что Моисей тогда еще не был назначен лидером. И хотя призыв уже вошел в его сердце, власть Божья еще не пребывала на нем.
Я думаю, что одна из причин, почему эти люди так ожесточенно восстали на Моисея в пустыне, заключаласьвтом, что они видели на нем власть Божью, но им это не нравилось. Объяснение этому дадут слова Бога о том, что люди на самом деле сражались не против Моисея, но против Него. Как часто мы сталкиваемся с такими ситуациями сегодня! Те, кто действительно имеет власть Божью, часто встречают сопротивление со стороны окружающих, потому что люди в реальности противятся высшей власти.