Может быть, дело в их плохом поведении?
Некоторые могут подумать: «Господь сказал это Аврааму заранее, потому что знал, что его потомки будут непослушными и в качестве наказания за плохое поведение попадут под гнет фараона, хотя на самом деле Бог никогда не желал им этого!» Давайте проведем исследование и выясним, насколько верен этот довод.
Чтобы ответить, мы должны сначала выяснить, как израильтяне оказались под властью фараона. Сын Авраама, Исаак, был человеком богобоязненным и жил в послушании и святости. У него и его жены, Ревекки, было двое сыновей: Исав, старший, и Иаков, младший, и были они во многом людьми разными. Еще до их рождения Бог открыл Свои мысли, сказав: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9:13).
Хотя жизнь Иакова началась не совсем правильно, впоследствии он встретился с Богом в Пенуэле, и эта встреча изменила его жизнь (см. Быт. 32). Встреча установила Божий завет благословения в его жизни, и его имя изменилось, — он стал Израилем, что значит «Князь Божий». После этого в его жизни появилось посвящение Богу. Он велел своей семье избегать идолопоклонства и оставаться чистыми пред Господом. В результате ужас Божий ниспадал на язычников, когда его семья ходила по окрестным городам (см. Быт. 35).
Израиль был отцом двенадцати сыновей. Одиннадцатого, Иосифа, старшие братья ненавидели, потому что он· был любимцем отца. Бог дал Иосифу два сна, в которых ему было дано пророчество о том, что он станет великим правителем, а его братья будут служить ему. Сны так расстроили братьев, что те сговорились избавиться от Иосифа и продали его в рабство в Египет.
Но даже там, в Египте, во времена полного одиночества и разочарования, Иосиф оставался верным Господу. После десяти лет служения одному из знатных царедворцев фараона его незаслуженно обвинили в поругании чести жены хозяина. Он оказался в темнице и просидел там более двух лет, но остался твердым в вере. Затем Господь использовал Иосифа в качестве толкователя снов для двух слуг фараона, также брошенных в заточение. Одного казнили, другого отпустили; но время шло, а человек, отпущенный на свободу, так и не вспомнил об Иосифе, который просил замолвить за него слово перед фараоном. Тем не менее Иосиф оставался верным Богу.
Однажды, когда фараон был обеспокоен увиденным сном, освобожденный слуга рассказал ему об Иосифе. За ним тут же послали, вывели из темницы и повелели истолковать сон фараона. В истолковании он предупредил о приближении ужасного голода, который продлится семь полных лет. Бог дал Иосифу мудрость, чтобы посоветовать фараону делать запасы в годы изобилия. Это настолько поразило фараона, что он немедленно возвысил Иосифа до второго по значению поста в государстве, то есть выше него был только он сам.
А дома оставался отец, Израиль, который ничего не знал о случившемся с его сыном: Бог не открыл ему этого. Все эти события должны будут вскоре стать тем мостом, который приведет всех потомков Авраама в Египет. На третий год великого голода Израиль послал сыновей в Египет за зерном. Без него они бы погибли. Египет был единственным местом, где молено было достать провизию, поскольку только там подготовились к голоду по мудрости Господа. Через Иосифа Бог обогатил население Египта. Он готовился сделать эту страну самой мощной и влиятельной среди всех народов, и это также делалось с определенной целью.
Когда сыновья Израиля прибыли в Египет, их привели к Иосифу, но они его не узнали. И не удивительно. Кто может представить себе раба на престоле? Иосиф, напротив, узнал их сразу. Возможно, он ждал их приезда, но сохранил это в тайне. Он благословил их бесплатным зерном, но придумал план, как задержать одного из братьев, чтобы заставить вернуться всех. Когда их запасы кончились, они вернулись; теперь пришли все сыновья Израиля. Когда они все были в сборе, Иосиф открылся им.
На братьев Иосифа напал ужас, когда они узнали его. Иосиф занимал такое положение, что мог расплатиться с ними сполна за их предательство, но вместо этого он успокоил их:
И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. Ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45:4-8, курсив автора).
После такого ответа вы можете удивиться: «Неужели он провел в Египте столько времени, что его взгляды так изменились?» Может быть, он забыл о годах боли, предательства и одиночества. И, в конце концов, как мог любящий Бог провести его через такие страдания? Как мог Он допустить, чтобы самый верный и послушный сын Израиля претерпел тяжесть рабства и одиночества в темнице более двенадцати лет, будучи невиновен? Мог ли Иосиф на самом деле верить, что Бог не просто допустил, но к тому же запланировал все это?
Помните, что слова из уст двух свидетелей служат доказательством достоверности факта? Посмотрим, что написал псалмопевец много лет спустя:
И призвал [Бог] голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его (Пс. 104:16-19).
Вот это да! Иосиф не заблуждался в отношении себя! Рассмотрим внимательнее этот отрывок. Во-первых, именно Бог, а не дьявол и не обстоятельства, запланировал этот голод. Во-вторых, как сказал Иосиф, Бог послал его перед своей семьей. Когда произносится фраза «послан Богом», то значит, что это сделал именно Он, а не кто-то другой. Иосиф не был отвергнут, он говорил от Духа Божьего. В-третьих, для Иосифа все эти страдания были проверкой, или процессом очищения. И, наконец, он был закован в кандалы и брошен в темницу, а тюрьмы того времени были намного страшнее, чем наши современные исправительные учреждения. Однако Иосиф оказался самым благочестивым сыном! Значит ли это, что хорошие люди могут терпеть жестокое обращение со стороны властей и это не будет случайностью или планом дьявола? Не хотите ли вы сказать, что такие обстоятельства могут фактически быть запланированы Богом?
Великое избавление?
Чтобы ответить на эти важные вопросы, мы продолжим паше исследование. Еще раз обратите внимание на слова Иосифа. Помните, что он говорил под водительством Божьего вдохновения: «Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог» (Быт. 45:7,8).
Великое избавление! Так, минутку, потомки Авраама попали под власть фараона не из-за своего непослушания, но в соответствии с Божьим планом. В довершение всего, Бог заранее знал, что вскоре после смерти Иосифа придет другой фараон, который будет жестоким по отношению к Израилю (см. Исх. 1:8-14). За много лет до этого Господь сказал Аврааму, что его потомки будут страдать четыреста лет. И это называется великим Божьим избавлением?! Как можно говорить о великом избавлении, когда они терпели такие притеснения?
Некоторые могут спросить: «Почему Бог не наделил потомков Авраама мудростью, которая бы дала им пищу в этот семилетний голод вместо Египта. Тогда бы Иосиф избежал всех этих страданий». Причина на поверхности: Бог хотел, чтобы они попали под власть фараона. Он запланировал это. Вы можете сказать: «Но фараона из-за его жестокости можно было бы назвать Гитлером древних Времен. Он умертвил тысячи евреев и подверг Божий народ великим страданиям». Да, это правда, но мы должны помнить, что Бог заинтересован прежде всего не в том, чтобы мы жили в комфорте и наслаждениях этого мира, Его приоритет — искупление!
Послушайте мудрые слова, сказанные Богом фараону: «Но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле» (Исх. 9:13).
До этого знание о Господе было у Авраама, Исаака, Иакова и их потомства, остальной же мир о Боге Авраама, Исаака и Иакова не знал ничего. Вот почему, когда Моисей пришел к фараону и повелел ему во имя Господа отпустить Израиль, тот ответил: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5:2). Никто, ни фараон, ни весь Египет, Бога не знал. Но когда Господь явил знамения, чтобы освободить Свой народ, все изменилось.
После нескольких бедствий некоторые египтяне прислушались к Божьему слову. До наказания градом мы читаем: «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы» (Исх. 9:20). Вскоре они начали просить фараона: «Отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу» (Исх. 10:7). Дал<е волхвы египетские сказали своему царю: «Это перст Божий» (8:19).
Теперь было очевидно, что они получили кое-какие знания об Иегове: «Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа» (Исх. 11:3). Они глубоко увалсали мужа Божьего, ибо знали, кто .есть Господь. Далее мы читаем, что потомки Авраама получили то, что потребовали от египтян: серебряные и золотые украшения и одежду (Исх. 12:35-36). Даже фараон в конце концов сказал: «Господь праведен, а я и народ мой виновны» (Исх. 9:27). Наконец, весь Египет узнал, кто такой живой Бог.
Узнала вся земля
Не только Египет, но и вся земля узнала об Иегове как об истинном и живом Боге. Это знание было прямым результатом действий, с помощью которых Он смирял самое сильное на земле государство. Бог дал нации мудрость через Иосифа, и это сделало ее могущественной, и все это для того, чтобы впоследствии повергнуть ее рабами-израильтянами. Такое поражение имело более серьезное воздействие на внимание мира, чем если бы рабы поразили бедное и слабое государство или даже просто обычную страну. Действия Бога потрясли весь мир настолько, что годы спустя, когда Израиль ходил по пустыне, языческие народы все еще боялись Его и трепетали перед Израилем.
Последствия были очевидными и в следующем поколении. Иисус Навин, преемник Моисея, послал двух соглядатаев к могущественному народу в Иерихоне. Их встретила Раав, блудница, и сказала им:
Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта... когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Иис. Нав. 2:9-11, курсив автора).
Она провозгласила, что Господь есть Бог, и «все жители» земли оробели. Имя Господа было известно по всей земле!
Это знание было необходимо не только для Его славы, но и для искупления. Первые плоды искупления проявились, когда блудница из чужого народа и весь ее дом были спасены. Еще более важно то, что она стала прабабушкой царя Давида и попала в родословную ветвь Иисуса Христа. Этого бы не произошло, если бы Господь не провозгласил по всей земле Свое имя, когда смирил фараона.
Даже спустя сотни лет после исхода израильтян из Египта оставалось свидетельство страха Божьего среди народов. Во времена Илия, священника и судьи Израиля, Божье имя снова вспоминалось в связи с тем, что Он сделал фараону.
Израиль воевал с филистимлянами и в первый же день сражения понес серьезные боевые потери. На следующий день израильтяне принесли в свой военный лагерь ковчег и сплотились вокруг него. Тогда «весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала» (1 Цар. 4:5). Филистимляне услышали шум и начали спрашивать друг друга, что бы это могло значить. Тогда они поняли, что в израильский лагерь принесли ковчег Господень. Посмотрите на их реакцию:
И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог [на иврите — элохим] тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня; горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога [элохим]! Это — тот Бог [элохим], Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне (1 Цар. 4:7,8).
Здесь для обозначения Бога используется еврейское слово элохим. В Ветхом Завете при обозначении Господа, Которому мы служим, это слово встречается почти две тысячи раз. Только в первой главе Книги Бытие оно использовалось тридцать два раза и означало нашего Бога и Создателя. Даже филистимляне содрогались столетия спустя после этих событий. Хотя они и не служили Ему, они знали, Кто такой истинный, живой Бог.
Глубина мудрости Божьей
Когда к власти пришел жестокий фараон, это не означало, что Бога застали врасплох: «Ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Во все времена всякий лидер, имеющий законную власть, хороший он или плохой, назначен Богом. Ему всегда предопределена особая, вовсе не случайная роль.
Теперь вы можете спросить: что хорошего приносит лидер, подобный Сталину или Гитлеру? Чтобы ответить на этот вопрос, я процитирую апостола Павла:
Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает... О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 9:18; 11:33, 34).
Бог способен делать вещи, выходящие за рамки нашего понимания. Порой нам нужно принимать то, что Он делает, без объяснений, поскольку Он собирается открыть нам суть происходящего несколько позже.
И снова Павел описывает Его мудрость: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"» (Рим. 9:20). Вслушайтесь в его слова: «А ты кто?» Другими словами, в том ли мы положении, чтобы подвергать Его перекрестному допросу?
Бог показал нам, что стояло за возведением фараона на престол, чтобы дать нам пример и научить нас доверять Его мудрости и милости. Тем не менее, Он не всегда открывает нам это в каждом лидере. Он хочет, чтобы мы доверяли Его мудрости и милости.
В Своей мудрости Бог никогда не допустит страдание без цели. Он может использовать его в целях освобождения, даже если мы не видим этого в какой-то определенный момент. Но вечность все расставляет на свои места. По Своей милости Бог никогда не допустит, чтобы страдания были в ущерб нашей судьбе в вечности. Ты можешь спорить: «Но эти нечестивые правители принесли людям столько бед». Это правда, но лишь в физическом бытии, Бог же считает духовное выше физического. Смерть Авеля казалась напрасной, но таковой она не была, ибо его кровь говорит по сей день (см. Евр. 11:4). Порочные правители предали смерти тысячи христиан во времена инквизиции и тех преследований, которые были до и после нее, но, тем не менее, их кровь не была пролита напрасно. Их кровь говорит до сих пор.
У нас есть возможность влиять на лидеров через смирение, послушание и молитвы. Когда Божий народ смиряется, молится и отвращается от злых путей, Бог слышит это и исцеляет землю. Хорошим примером этому может служить назначение благочестивых правителей, проиллюстрированное в Книге Судей. Новый Завет провозглашает: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1-3).
Наши молитвы влияют на существующее лидерство, и это влияние может распространяться и на назначение, и на избрание лидеров. Тем не менее и здесь могут быть исключения. Апостолы и святые ранней церкви часто сталкивались с грубыми и жестокими правителями, преследовавшими их. И они страдали не из-за грехов или молитвенного бездействия; более того, эти правители играли отведенную им роль в Божьем плане освобождения.
Ирод Агриппа I
Рассмотрим одного из таких правителей, Ирода Агриппу L Иродами называли нескольких римских правителей в Палестине до рождения Иисуса, во время Его служения и после Его воскресения. Ирод Агриппа I пришел к власти в 37 году н. э., после воскресения Христа. К власти он пробился благодаря острому уму и хитрости. Обладая прозорливостью, он пускал в ход любые средства, чтобы продвигаться вверх по ступеням власти. Первый крупный политический ход он сделал после убийства римского императора Калигулы — он помог Клавдию взойти на престол. Тот оценил умную политику Агриппы и утвердил его на занимаемом им посту, прибавив к его владениям территории Иудеи и Самарии. Он стал правителем царства, такого же большого, как и при его деде, Ироде Великом.
Находясь у власти, Ирод Агриппа I был вынужден занять одну из сторон в борьбе между иудаизмом и сектой христиан. Не колеблясь, он взял на себя роль жестокого гонителя христиан. Мы читаем в Книге Деяний: «В то время царь Ирод [Агриппа I] поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (12:1-3). Правитель поступал жестоко с верующими, так как это служило его политическим целям и делало его популярным среди иудеев. Он убил Иакова, одного из ближайших учеников Иисуса, затем он намеревался убить и Петра.
Мы должны задать вопрос: «От кого происходит власть Агриппы?» Несмотря на все его ухищрения в политике, он не пришел бы к власти, если бы этого не допустил Бог Петр, страдавший от рук Агриппы, говорил верующим: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17). Что?! Чтить царя, который убил Иакова? Почему Бог допускает такого жестокого правителя к власти над той землей, где жило так много Его детей, а затем говорит: «Чтите царя»? Частично ответ на наш вопрос можно найти в Писании: «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5). В результате Бог послал ангела, который чудесным образом освободил Петра из темницы и доставил в безопасное место, где молились христиане. Если бы верующие не чтили царя, но бунтовали против заповеди Господа в отношении делегированной власти, они бы не увидели чудес Божьих.
Планы Агриппы казнить Петра были нарушены благодаря молитвам и послушанию церкви. Это событие заметно укрепило верующих. Как в случае с фараоном, так и сейчас Бог явил Свою освобождающую силу. Самое великое свидетельство этому молено найти там же, в Писании: «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24).
Непрерывные молитвы святых и их послушание власти имели более мощное влияние на ход событий. Далее мы видим, как Ирод Агриппа I в назначенный день воссел пред народом на возвышенном месте и говорил к ним, «а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:22, 23).
Суд пришел, но это был меч Господа, а не Его народа. Вскоре мы узнаем, что только Бог может вершить суд над правителями. Нам же дана заповедь молиться за тех, кто у власти, чтить их и подчиняться им. Если возникает необходимость суда, Бог говорит, что мы должны лишь дать Ему место.
Написанное в этой главе — истина, даже если это идет вразрез с учением и мировоззрением в вашей церкви. Давайте будем с открытым сердцем принимать Божью мудрость. Помните — Он за нас, а не против нас.
Глава 9
Царя чтите
Мы должны научиться чтить тех, кто наделен властью, — почитать, уважать, относиться с уважением и повиновением, а также выполнять свои обязанности.
Твердый призыв апостола Петра, вкратце упомянутый в последней главе, нуждается в более пристальном внимании, особенно в наши дни. Прежде чем мы возьмем отдельный стих, давайте посмотрим, в каком контексте он использован: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:11, 12). Мы выяснили, что послушание власти — это добродетельная жизнь, о которой он говорил. Битва, упомянутая здесь, это война между мятежным желанием не подчиняться власти и послушанием. Тем не менее, очень часто мы думаем иначе и принимаем желание не подчиняться за союзника, а послушание — за врага. Такое мышление более чем далеко от истины.
Нельзя забывать, что сказал Петр: даже если мы живем в послушании, нас могут злословить, «как злодеев». Я не раз слышал, как рассуждали некоторые люди: «Какой от этого толк? Я подчиняюсь, но все равно меня обвиняют в том, чего я не совершал». Они забыли, что их послушание Господу и их награда происходят от Него. Писание прекрасно объясняет это:
Рабы [наемные работники, члены церкви, гражданское население и т. д.], повинуйтесь господам своим по плоти [работодателям, лидерам церкви, гражданским властям и т. д.] со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Еф. 6:5-8).
Обратимся еще раз к словам Петра: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2:13, 14). Святой Дух увещевает нас через Петра, так же как и через Павла, подчиняться всем властям без исключения. Помните, что царь, о котором он говорит, был жестоким правителем, беспощадно преследовавшим христиан. Как и апостол Павел, Петр убеждал нас признавать скорее власть от Бога, возложенную на человека, чем самого человека. Он бы никогда не подчинился человеку, Ироду Агриппе I, если бы не понимал и не признавал власть Бога над царем. Трудно повиноваться делегированной власти, если ты еще не знаком с властью Бога. Чем больше мы стараемся подчиняться, тем труднее нам становится делать это, когда мы не видим истинной власти.
Петр предупреждал нас об этом, потому что знал, что непослушание фактически способствует делу антихриста или антихристианского духа, ибо эта сила «противится и превозносится выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фес. 2:4), включая пути, методы работы и повеления истинного, живого Бога. Мы, верующие, должны спросить себя, помогаем ли мы или препятствуем действию беззакония. Если помогаем, то мы действуем по принципам сатаны (бунт), а вовсе не Бога.
Петр продолжает: «Братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17). Он увещевает нас не только подчиняться власти, но и относиться к ней с почтением. В греческом языке слово «чтить» обозначено глаголом miaiao, что означает «почитать, иметь в чести, уважать, благоговеть». Это же слово Иисус использовал, говоря: «Я чту Отца Моего» (Иоан. 8:49). Словарь Вебстера (1828 года издания) дает следующее определение слову чтить: «почитать, уважать, относиться с уважением и повиновением, а также выполнять свои обязанности». Еще раз повторюсь: царь, о котором говорил Петр, преследовал верующих! Он не призывал христиан уважать его лично, но он учил почитать его как власть, установленную Богом.
Неприятное интервью
Недавно меня попросили дать интервью на одной популярной христианской радиостанции в большом городе на юге страны. Речь зашла об одной из моих книг. Через десять минут нас прервали на рекламу. Я сидел в студии и слушал объявления, в это время мой микрофон был отключен.
Вдруг мое внимание привлек прогноз погоды: какой-то человек рассказывал многотысячной аудитории, что на один северный штат опустился такой сильный мороз, что у губернатора штата замерзли губы. Он назвал имя губернатора и дал свой комментарий: якобы губы губернатора так примерзли, что он не мог открыть рот и сказать какую-нибудь глупость, как он это обычно делает.
Я был шокирован, просто ушам не верил. В голове закрутились мысли: «И это христианское радио? Не может быть!» Затем я подумал: «Если это христианское радио, то, скорее всего, этот прогноз был записан из другого источника». К концу перерыва я так и не оправился от услышанного.
Уже в эфире ведущий задал какой-то вопрос, на который я ответил словами о том, как важно иметь Божье сердце во всем, что мы делаем. В это время из головы не выходило то, что я услышал в перерыве. Я заметил: «Кстати, в качестве хорошего примера можно привести то, что я услышал в рекламном блоке несколько минут назад». Затем я спросил: «Это христианское радио?» Он ответил: «Да».
«Ну тогда, может быть, услышанное мною было заимствовано из светского источника, потому что человек, говоривший несколько минут назад, не имел сердца Божьего в своих словах».
Он спросил: «Вы о чем?» Я ответил: «О тех словах, что были сказаны в адрес губернатора с примерзшими губами». В голосе ведущего появилось раздражение: «Это был я».
Я сказал: «Писание говорит, чтобы мы боялись Бога и чтили царя или тех, кто у власти».
Его голос стал тверже: «Да, но это же шутка». Я тут же добавил: «Но только не ценою того, кого Бог заповедует нам чтить. Апостол Петр сказал: "начальствующего в народе твоем не злословь"» (Деян. 23:5).
Он закончил интервью раньше, чем планировалось, и в конце сказал: «Ну, мы с Джоном не во всем сходимся во взглядах».
Мне стало очень неприятно. Разве это было проявлением почтения и уважения по отношению к губернатору? Я могу признать, что тот человек, о котором говорил ведущий, не всегда совершал поступки, заслуживающие уважения, но он занимал пост губернатора, и как христиане мы должны уважать его власть. На скольких верующих повлияла эта неуважительная шутка? Разве стоит тогда удивляться тому, что мы потеряли уважение ко многим членам общества.
Далеко не таким было поведение верующих ранней церкви, испытавшей жесточайшие гонения. Они чтили власть. Если мы ведем себя и говорим неподобающим образом, то сами укрепляем власть беззакония, которая поднимается в наши дни. Но Библия говорит нам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Такое поведение выступает против удерживающей силы Святого Духа. Это принцип сатаны!