Расселение иудеев в современном мире
Вторым центром иудаизма после Второй мировой войны стали США. Там позиции ортодоксов утвердились только в результате массовой эмиграции из Восточной Европы в конце XIX — начале XX в. его ревностных приверженцев. В ходе Второй мировой войны и после нее в США также переселилось много влиятельных хасидских руководителей и их сторонников, что еще больше укрепило позиции ортодоксов. В США раввины ортодоксального направления выступают как консультанты, организаторы молодежи, уважаемые проповедники, они не чуждаются общественной деятельности и, как правило, имеют хорошее светское образование.
В современной России лидеры основных объединений иудейских общин придерживаются принципов ортодоксального иудаизма.
Обобщая сказанное, можно отметить, что иудаизм, как и все традиционные религиозные системы, в передовых промышленноразвитых странах (где проживают более 90% евреев) переживает серьезные проблемы. Исповедовать какую-либо религию или быть атеистом — в демократических государствах является сугубо личным делом каждого гражданина. Иудаизм все больше становится маркирующим признаком национальной принадлежности. Процент евреев, строго придерживающихся традиционных норм иудаизма, вряд ли превышает 10%. Учитывая при этом то, что смешанные браки заключаются в массовом порядке, сегодня весьма трудно даже приблизительно указать количество иудеев. Как представляется, правильнее будет считать современными евреями тех, кто по происхождению тяготеет к иудейскому наследию. Поэтому все приводимые ниже цифры носят весьма приблизительный характер.
В настоящее время в мире насчитывается около 13-14 млн евреев. В США проживает 5,5 млн, в Израиле — 5 млн, в СНГ — около 1,5 млн, во Франции — 500 тыс., в Англии и Канаде — по 300 тыс., Аргентине — 230 тыс., Бразилии — 150 тыс., ЮАР — 120 тыс., Австралии — 90 тыс., Венгрии — 90 тыс. и т. д. Число последователей неталмудического иудаизма — караимов — оценивается примерно в 15-20 тыс. человек.
В заключение можно отметить, что только три великие цивилизации, зародившиеся более 3000 лет тому назад, сохранились до нашего времени — китайская, индийская и иудейско-еврейская. Китайская цивилизация предполагает идеологию, непрерывную государственность и материальную культуру, а индийская — идеологию и материальную культуру.
Иудейско-еврейская цивилизация смогла предложить миру только великую религиозную социально-идеологическую систему — иудаизм. И система эта оказалась настолько могущественной, что стала наряду с эллинской мудростью и римским порядком основой развития мировой социальной жизни.
ГЛАВА 13
ИУДЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ
Догматы и этика иудаизма. Места, лица и предметы, важные для иудейской религиозной жизни.
Догматы и этика иудаизма
На протяжении почти четырехтысячелетней истории в иудаизме мало уделялось внимания формулировке религиозных догматов. Интерес к этой проблематике в иудаизме возник только в связи с появлением особых догматов веры у богословов двух других религий , генетически связанных с иудаизмом, — христианства и ислама. Наиболее успешным и общепризнанным оказался перечень 13 догматов, вошедших в иудейские молитвенники, ученого XII в. М. Маймонида:
1. | Бог существует. |
2. | Бог един. |
3. | Бог бестелесен. |
4. | Бог предвечен. |
5. | Только Богу следует молиться. |
6. | Бог дал откровение через пророков. |
7. | Моисей величайший из пророков. |
8. | Тора подлинна. |
9. | Тора неизменна. |
10. | Бог всеведущ. |
11. | Вера в воздаяние. |
12. | Вера в пришествие Мессии. |
13. | Вера в воскресение мертвых. |
В сущности, эти догматы имеют целью указать отличие иудаизма от христианства и ислама. Христианство утверждает воплощение Бога, замену Ветхого Завета Новым, молитвы святым. Ислам полагает, что Мохаммед величайший пророк после Адама, Ноя, Моисея и Иисуса, а иудейская Тора — не та, которая дана Моисею на самом деле.
Однако некоторые иудейские законоучители детальные формулировки Маймонида считали излишними. Это объясняется прежде всего тем, что главное внимание в иудаизме уделяется поведению человека, исходя из ценностей Священного Писания как Письменного (Танаха), так и Устного (Талмуда). Вопросам нравственности иудаизм придает гораздо большее значение, чем проблемам догматики или ритуала. В этом смысле характерен призыв Господа: «милости хочу Я, а не жертвы» (Ос. 6:6). Как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, должен быть подобным ему и в своей деятельности. Это предполагает следование Божественному нравственному закону и постоянное стремление к добру. Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплен дарованием на горе Синай всем сынам Израиля десяти заповедей. Причем подчеркивается, что свидетелем акта дарования были не только Моисей и другие вожди, но весь народ Израиля» (Исх. 19:3, 4-5). Избранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный закон справедливости и нравственности, понимается только в религиозном смысле. Сочетание национального и универсального нашло свое отражение и в самом тексте десяти заповедей. Национальное начало отражено в первой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания — монотеизм, почитание родителей, уважение чужой собственности, жизни другого человека, порицания разврата, злословия и жадности — носят универсальный характер. Из вышеизложенного естественно вытекает, что все предписания иудейского Закона сводятся к четырем видам обязанностей: перед Богом, по отношению к себе, по отношению к людям, по отношению к окружающему миру.
Обязанность перед Богом сформулирована в поучении Моисея перед смертью: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И завяжи их в знак на руку твою и да будут они повязкой над глазами твоими. И напиши их в косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:5-9). Эту заповедь иудей должен повторять не менее двух раз в день, ее запись помещают в особые коробочки, которые прикрепляют во время молитвы на лоб и руку (тфиллин),а также в коробочки, которые прибивают к косяку входной двери (мезуза).
Из этой заповеди вытекает правило вести себя так, чтобы все поступки были направлены на освящение Имени Бога (Киддуш га-Шем)и, наоборот, на недопущение осквернения имени Бога (Хилул га-Шем)в глазах окружающих, прежде всего неиудеев, поскольку по поведению каждого иудея судят о самом Боге.
При этом следует отметить, что в иудаизме довольно туманно и неконкретно говорится о бессмертии душ и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Причину этого можно понять, в частности, из слов законоучителя Антигоноса из Сохо (III в. до н. э.): «Не будьте (в служении Господу) как рабы, служащие господину под условием платы; но будьте как слуги, не имеющие в виду награды, и да будет вам присущ страх Божий» (трактат «Пирке Авот» («Поучения отцов») 1:3). Понимание важности требований иудаизма настолько велико, что, согласно Священному Писанию, все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, в первую очередь объясняются нарушением ими законов иудаизма и воздаянием за собственные грехи народа Божьего.
Обязанность человека перед собой заключается в постоянном стремлении к личному совершенству. Восхваляются смирение и кротость как главные достоинства человека. Как сказано в Пятикнижии, «Моисей же был кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Человек должен стремиться к физическому совершенству, бережно относиться к своему здоровью и соблюдать чистоту, поскольку каждый человек создан по подобию Божьему. Поэтому не возбраняется и стремление к материальному достатку. Каждый, кто может, должен трудиться и не быть в тягость другим. Но, безусловно, самое главное — это стремление к познанию и духовному совершенству. Признается право человека обладать страстями, ибо без них, как говорится в Талмуде: «Не будь страстей, никто не строил бы дома, не создавал бы семьи, не начинал бы никакого дела». Важно только, чтобы страсти были направлены на добро, а не на пороки, оскверняющие человека и его жизнь.
Необходимость трудиться является одним из основных принципов иудейской этики. Даже самому уважаемому мудрецу лучше выполнять самую грязную работу, чем просить помощи у других. Категорически запрещено давать пожертвования, не расплатившись с долгами или с целью скрыть дурные дела и поступки. Соответственно нельзя принимать помощь от занимающегося преступной деятельностью. В целом предполагается, что все поступки человека должны быть направлены на освящение жизни, чему служат и молитвы, читаемые при каждом счастливом случае. В идеале сама жизнь должна превратиться в священнодействие, как сказано в Пятикнижии, посвящайте себя и будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 20:7).
Обязанности перед ближними не исчерпываются заповедью «люби ближнего как самого себя» (Лев. 19:18). Еще яснее эта идея выражена в поучении язычнику о сущности иудаизма великим иудейским законоучителем Гилелем (I в. до н. э. — I в. н. э): «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Однако не менее важным считается положение о том, что все люди произошли от одного родоначальника. Отсюда делается заключение, что недопустимо деление людей на какие-нибудь сословия, касты, звания, по происхождению — все должны быть равны перед законом. Как сказано в Пятикнижии: «Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Чис. 15:16). Этот универсальный принцип подчеркивается заповедью Синайского откровения о почитании субботы, когда субботний отдых распространяется на иудеев, их слуг, неиудеев и даже на домашний скот (Исх. 20:2). Этому принципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Основная ее идея состоит в том, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу в управление и хранение Всевышним. Поэтому нельзя использовать стесненные обстоятельства другого для личного обогащения. Обличение богачей особенно ярко выражено в словах пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис. 5:8). Даже раб, в соответствии со Священным Писанием, в древнейшие времена никогда не считался полной собственностью хозяина. Нанесение какого-либо физического ущерба рабу или рабыне влекло за собой их освобождение (Исх. 21:26-27). Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину (Втор. 23:15-16). В иудаизме постоянно подчеркивается, что Бог любит всех людей, и поэтому иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Как провозглашено Богом во Второзаконии (10:19): «Любите и вы пришельца, ибо и сами вы были пришельцами в земле Египетской». Особое место в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству.
В иудаизме выделяются следующие виды добрых дел, особенно возвышающих человека: гостеприимство и предоставление пищи голодным, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обеспечения пищей нуждающихся, чтобы нуждающийся не испытывал чувства унижения. Например, в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, им же предназначались и опавшие при жатве колосья, а также забытые снопы.
Великий иудейский религиозный мыслитель XII в. Моисей Маймонид установил 8 категорий помощи в зависимости от ее религиозно-духовной значимости, где самыми ценными являются помощь ссудой и помощь в поисках заработка, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Самой низкой ценностью обладает оказание помощи неохотно и не полностью. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом цедака(праведность). Этим подчеркивается, что акт благодеяния является выполнением Божьего Завета. Решительно отвергается отказ поделиться с бедствующим на основании принципа «это мое». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Но самое главное состоит в том, что цедаку надо оказывать приветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считается угодной Богу.
Обязанности перед окружающим миром предполагают распространение милосердия и заботы на животный мир. Субботний отдых полагается и рабочему скоту, предписывается помогать подняться упавшим от усталости лошади или ослу, даже если они принадлежат другому лицу, в том числе и неиудею. Законы о ритуальном убое скота предусматривают недопустимость причинения ему страданий. С этой целью готовится особый специалист — резник (шойхет).Законы милосердия касаются и растительного мира. Как сказано в Пятикнижии, «Если долгое время будешь держать в осаде город, ... то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево не человек, чтобы уйти от тебя в укрепление» (Втор. 20:19). Это правило раввины распространяют на все вещи. Запрещается сознательно портить что-нибудь, даже если вещь является твоей собственностью.