Иудейско-христианские диспуты
С конца XIV в. в Испании усилилось влияние католического духовенства и священной инквизиции. Еврейское население подвергалось все большему давлению с целью обращения его в христианство. Иногда применялись насильственные методы, угрожали немедленной расправой, а зачастую с этой целью короли устраивали дискуссии между иудейскими мудрецами и христианскими богословами. Дискуссии носили весьма опасный для иудейских участников характер, потому что с клеветническими заявлениями нередко выступали ренегаты из иудейской среды, а представители иудейской стороны рисковали быть обвиненными в оскорблении католичества. .
Первый заметный диспут состоялся еще в Барселоне при дворе короля Арагона в 1262 г., в нем принял участие знаменитый иудейский ученый Нахманид (1190-1270). Обсуждали принципиальный вопрос, разделявший христиан и иудеев, — вопрос о Мессии. Он состоял из трех проблем:
1. Пришел Мессия или нет?
2. Человек Мессия или Божество?
3. Чья вера более истинна — христианская или иудейская?
Главными принципами аргументации Нахманида было то, что пророки говорили о Мессии как о человеке во плоти и что пришествие его должно сопровождаться наступлением всеобщего мира и справедливости, чего на самом деле не происходит. Нахманид настолько блестяще справился со своей миссией, что даже король, удивившись его красноречию, сказал: «Никогда еще неправое дело не имело такой умной защиты». Тем не менее по повелению короля католические монахи получили право выступать с проповедями в синагогах, пытаясь убедить верующих в правоте христианства. Иудеям же было предписано исключить из рукописей Талмуда места, которые, по мнению церкви, были оскорбительны для христианства. Нахманид был вынужден покинуть Арагон.
Поскольку впоследствии такие диспуты устраивались часто, в иудейской среде появились специальные пособия для диспутантов. Но самым поразительным был диспут, организованный в 1412 г. в арагонском городе Тортоза, где обвинителем иудаизма с христианской стороны выступил приближенный папы, иудейский вероотступник Джеронимо. Иудейскую сторону представляли 22 ученых Арагонского королевства, среди которых был знаменитый врач и философ, ученик Крескаса Иосиф Альбо (13801444). Дискуссии проходили в присутствии самого папы Бенедикта XIII и длились с февраля 1413 г. по ноябрь 1414 г. Несмотря на клеветнические нападки вероотступника, диспут закончился безрезультатно. Раздраженный папа распорядился, чтобы иудеи трижды в год слушали христианские проповеди, и приказал запретить евреям изучение Талмуда и других религиозных книг. Однако иудеев спасло низложение этого папы, признаваемого только в Испании и Франции.
В дальнейшем Альбо прославился сочинением о догматах иудейской веры — «Книга принципов». В ней он свел 13 догматов Маймонида к трем принципам: существование Бога, Божественное Откровение, вера в воздаяние (награда и наказание). Вместе с тем он полагал, что вера в высший пророческий дар Моисея, в неизменность Торы, в пришествие Мессии, воскресение умерших и выполнение религиозных заповедей обязательна для иудея, но не может быть отнесена к основным принципам иудаизма.
Изгнание иудеев из Испании
В 1492 г. пало последнее арабское государство на юге Испании — Гранада. После такого триумфа христианства католические иерархи потребовали искоренения неверных на территории Испанского королевства. Под их давлением король Фердинанд и королева Изабелла в марте 1492 г. издали эдикт, согласно которому всем иудеям, отказавшимся перейти в христианскую веру, было приказано уйти из Испании. В августе того же года около 200 тыс. иудеев покинули свою родину, причем, согласно преданию, это событие пришлось на 9 ава — день разрушения Первого и Второго Иерусалимских Храмов.
Изгнанники, претерпев по пути множество испытаний и бедствий, рассеялись по всему Средиземноморью. Многие поселились в Османской империи, султаны приветливо встретили переселенцев, среди которых были образованные люди — врачи, ремесленники, торговцы. Другие нашли пристанище в Италии, Южной Франции, а позднее, уже после эпохи антикатолической Реформации, достигли Голландии, Австрии, Англии, стран Нового Света и др.
Сефарды и марраны
Иудейские выходцы из Испании, именуемые по еврейскому названию страны «сефарды», сохранили так называемый еврейско- испанский язык «ладино», в общем соответствующий старокастильскому с использованием при письме еврейской графики. От других иудеев они отличаются особенностью общинного устройства и порядком богослужения. Председатель общины пользуется большой властью при решении всех дел общины, без его разрешения не может издаваться ни одна книга религиозного содержания. Он обладает правом личного наказания членов общины за различные правонарушения. Порядок молитв у них отличается от евреев Восточной и Центральной Европы, и они иначе произносят слова древнееврейского языка. Более того, они избегали смешения с другими иудейскими общинами и группами.
Следует отметить, что многие оставшиеся в Испании иудеи лишь формально приняли христианство, продолжая тайно исполнять иудейские обряды и обычаи. Их презрительно называли «марраны» (возможно, от марранос —по-старокастильски «свиньи»). Хотя многие выходцы из них достигали высокого общественного положения, инквизиция постоянно подозревала их в тайном иудействе. Периодически их подвергали за это жестким репрессиям, вплоть до сожжения на костре как еретиков. Впоследствии многие из них, уехав из Испании, вернулись к вере отцов. Эдикт Фердинанда и Изабеллы официально был отменен только в 1968 г., хотя фактически его отменила испанская конституция 1869 г.