Иудаизм - традиционная религия евреев
Символ веры иудаизма. Земли Плодородного (Благодатного) полумесяца. Семиты — амореи — народ «иври».
Символ веры иудаизма
Иудаизм — современное наименование древнейшей монотеистической религии мира. Название происходит от греческого слова «иудаисмос» (от ioudaios — иудей), которым в эллинистическом мире обозначали религию еврейского народа. В свою очередь, греческое слово восходит к еврейскомуjehudi — хвала Богу. Этот термин появляется на рубеже I в. до н. э. во Второй книге Маккавейской и в Послании Галатам апостола Павла, где иудаизм (в синодальном переводе — иудейство) противопоставляется язычеству. В первом источнике, где речь идет о восстании под руководством Иуды Маккавея против язычников греко-сирий- цев во II в. до н. э., говорится:«Между тем Иуда Маккавей и бывшие с ним, тайно входя в селения, собирали сродников и, принимая оставшихся в иудействе, собрали до шести тысяч мужей. Они взывали к Господу, чтобы Он призрел на народ, всеми попираемый, и пожалел храм, оскверненный людьми нечестивыми. ... Окружив себя множеством, Маккавей сделался непобедим для язычников» (8:1, 2, 5)[1][1]. Термин «иудаизм» (иудейство) использует и апостол Павел в Послании к Галатам: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь
Божию, и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем» (11:13-14).
Главный символ веры иудаизма выражен в молитве иудеев, иногда собирательно именующих себя по имени одного из библейских патриархов народа — Израиль. Поскольку по законам в иудаизме имя Бога пишется с пропуском средней буквы, то перевод этой молитвы означает: «Слушай Израиль: Господь, Б-г наш, Господь един» (Втор., 6:4). По-еврейски эта молитва обозначается словом «Шма» («слушай»).
Согласно Священному Писанию иудеев (еврейская Библия, называемая христианами Ветхий Завет), основополагающие идеи иудаизма изложены в десяти заповедях, дарованных Богом на горе Синай величайшему еврейскому вождю пророку Моисею с заветом передать их еврейскому народу. Значение миссии Моисея для судеб иудаизма настолько велико, что иудаизм иногда именуется Моисеевой религией.
Вот текст перевода этих заповедей (Исх. 20:2-17):
«1. Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Б-г твой — Б-г ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа Б-га твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота — Господу Б-гу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Б-г твой дает тебе.
Символ веры иудаизма
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Этими заповедями закреплялся особый договор — «Завет» — между Богом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту «избранным», т. е. первообладателем священного Учения — Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить слово Божие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Бога и человека, а остальные шесть — отношениям людей между собой.
Отметим, что в иудаизме не разделяются любовь к Богу и любовь к человеку как творению Бога. Поэтому в любом акте сострадания и милосердия присутствует Божественное начало. Разумеется, это относится не только к евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении. Поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности, поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей, предписанных всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать:
1. Идолопоклонства.
2. Разврата и прелюбодеяния.
3. Кровопролития.
4. Поругания имени Божьего.
5. Несправедливости и беззакония.
6. Грабежа.
7. Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности жестокого обращения с животными.
Тем не менее иудаизм допускает большую свободу мысли в толковании и осмыслении общих положений. Поэтому известны различные способы догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель Гилель, живший в начале новой эры, так ответил язычнику, который просил изложить сущность иудаизма за то время, пока он будет стоять на одной ноге: «Не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись».
Обобщая содержание заповедей, необходимо отметить те две идеи, которые обеспечили их огромное влияние на формирование мировых монотеистических религий.
1. Идея единого всемогущего Божества, которому одному только можно и должно поклоняться; которое настолько лишено элементов языческого антропоморфизма, что запрещены даже намеки на его изображения. Иначе говоря, провозглашается революционная для того времени идея монотеизма.
2. Провозглашение важного и очень привлекательного принципа человеческого общества — социальной справедливости.
Подобные идеи настолько опередили свое время, что потенциал их постепенно и с большим трудом раскрывался в течение даже не веков, а тысячелетий. Можно добавить, что это относится также к тем заповедям, которые предписывают простые правила человеческого общежития (заповеди 5-10). Несколько забегая вперед, следует указать, что все бедствия еврейского народа, да и всего человечества, в иудаизме объясняются Божьим наказанием за несоблюдение этих библейских заповедей.
Конечно, великие идеи человечества не только не исчезают бесследно, но и не возникают из ничего. Иудаизм как религиозная система возник на основе достижений цивилизаций Древнего Ближнего Востока. Уточним: творчески опираясь на них, но не копируя, а переосмысляя и развивая. Вплоть до Нового времени единственным источником сведений о генезисе древнееврейского этноса и соответственно иудаизма было только Священное Писание иудеев, или Ветхий Завет христиан, чаще всего именуемый еврейской Библией. (В христианской Библии Ветхий Завет дополняется книгами Нового Завета.) Однако результаты трудов нескольких поколений библеистов, историков, археологов, лингвистов и представителей других исторических наук позволили прояснить общую картину возникновения и самого еврейского народа, и его религиозных представлений.
Ниже мы приводим описание тех земель, где зародился иудаизм.