Правление князя Владимира Мономаха
Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали половцы о смерти Святополка, собрались они и пришли к Выру. Владимир же, собрав сыновей своих и племянников, пошел к Выру и соединился с Олегом, половцы же бежали.
В том же году посадил (Владимир) сына своего Святослава в Переяславле, а Вячеслава в Смоленске. В тот же год скончалась игуменья Лазарева монастыря, святой жизни, сентября 14, прожив шестьдесят лет в чернечестве, а всего от рожденья девяносто два. В этот же год взял Владимир замуж за сына своего Романа дочь Володаря сентября 11. В этот же год Мстислав заложил церковь каменную святого Николы на княжом дворе, у Торговища в Новгороде. В том же году посадил (Владимир) сына своего Ярополка в Переяславле. В том же году поставили епископа Даниила в Юрьев, а в Белгороде Никиту.
В год 6623 (1115), индикта 8, собрались братья, русские князья, Владимир, называемый Мономахом, сын Всеволодов, и Давыд Святославич и Олег, брат его, и решили перенести мощи Бориса и Глеба, ибо построили им церковь каменную, в похвалу и в честь и для погребения тел их. Сначала они освятили церковь каменную мая 1, в субботу; потом же во 2-й день перенесли святых. И было сошествие великое народа, сшедшегося отовсюду: митрополит Никифор со всеми епископами - с Феоктистом черниговским, с Лазарем переяславским, с попом Никитою белогородским и с Данилою юрьевским - и с игуменами - с Прохором печерским и Сильвестром святого Михаила - и Сава святого Спаса, и Григорий святого Андрея, Петр кловский и прочие игумены. И освятили церковь каменную… Принесены же были святые мученики, 2 мая, из деревянной церкви в каменную в Вышгороде. Слава они князей наших и заступники земли Русской, ибо славу мира этого они попрали, а Христа возлюбили, по стопам его решились идти. Овцы Христовы добрые, они не противились, когда влекли их на заклание, не уклонились от насильственной смерти!
В год 6625 (1117). Привел Владимир Мстислава из Новгорода, и дал ему отец Белгород, а в Новгороде сел Мстиславич, сын его, внук Владимиров…
В том же году умер царь Алексей[31], и воцарился сын его Иоанн.
[1] Комментарии приводятся по сборнику "За землю Русскую!" (М.Сов.Россия,1981), С.М.Соловьев История России с древнейших времен и др.
[2] Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.
[3] поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра;
древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти;
дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной;
полочане - восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины;
славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень;
[4] Херсонес
[5] Щековица ... Хоревица - два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.
[6] "Великая Скифь" - Великая Скуфь или Великая Скифия - собирательное название народов Восточноевропейской равнины, бывшее в ходу у византийцев;
[7] Моисей, библейский иудейский пророк, выведший свой народ из египетского плена. Согласно Библии Моисей еще ребенком, играя, свалил с головы фараона царский венец. Жрец предсказал, что Моисей погубит Египет;
[8] Индикт - порядковое число данного года в пределах текущего пятнадцатилетия, согласно византийскому счету времени, принятому на Руси с конца X века. Календарный год начинался с 1 сентября или с 1 марта;
[9] Варяги - норманны, жители Скандинавии, находившиеся на русской военной службе по договору ("вар" - договор);
Чудь (эсты) - народ финно-угорской группы, живущий на территории Эстонии;
Кривичи - восточнославянской племя, жившее по Западной Двине;
Меря (меряне) - народ финно-угорской группы, живший у озер Неро и Клещина и в Волго-Окском междуречье;
Радимичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Радима, жившие по р.Сожу, левому притоку Днепра;
Вятичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Вятка, жившие по рекам Оке и Десне;
Хорваты белые (т.е. некрещеные) - восточнославянской племя, жившее в предгорьях Татр и Карпат;
Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;
Тиверцы - восточнославянской племя, жившее по Западному Бугу и Днестру;
[10] Суд - залив Золотой Рог, отделяющий Константинополь от его предместья Галаты;
[11] византийский император Лев VI (886-911) и его брат Александр (император 911-913);
[12] хартия - пергамен или кожа, употреблявшаяся на Руси как материал для письма до середины XIV века. Здесь: грамота, написанная на коже;
[13] В XII веке в Киеве еще показывали на горе Щековице "могилу Олега". Легенда о смерти Олега напоминает рассказ одной византийской хроники о смерти императора Михаила III от своего коня.
[14] Во время морского боя византийцы применяли так называемый "греческий огонь": через медные трубы, установленные на борту корабля, выбрасывалась горящая смесь на неприятельские корабли и поджигала их. В состав этой смеси входила нефть, масла, жженая известь, селитра, уголь, смола, сера;
[15] Византиец Лев Диакон говорит, что древляне, привязав Игоря к двум деревьям, разорвали его
[16] Константин - византийский император Константин VII Романович Багрянородный (905-959+);
[17] Свенельд - варяг, воевода киевский при князьях Игоре и Святославе, основатель рода Киселей
[18] С.М.Соловьева: "... мы не должны упускать из виду возраста детей Святославовых: Ярополку было не более 11 лет [при смерти Святослава], следовательно, при нем должен был находиться воспитатель; кто был этот воспитатель, в каком отношении был к нему Свенельд и как получил важное значение - об этом летописец ничего не знает. Мы не должны только забывать, что Ярополк был малолетен, следовательно, действовал под чужим влиянием. Единственным событием Ярополкова княжения, внесенным в летопись, была усобица между сыновьями Святослава. Мы знаем, что охота после войны была господствующею страстью средневековых варваров: везде князья представляли себе касательно охоты большие права, жестоко наказывая за их нарушение. Это служит достаточным объяснением происшествия, рассказанного нашим летописцем <...>
[19] Летопись относит это к 980 году. Сопоставление летописи с известиями других русских источников, свидетельствами иностранцев (византийцев, арабов, одного армянина, западноевропейцев, исландской саги) позволяют отнести вступление Владимира на киевский стол к 978 году.
[20] легенда о женолюбии Владимира, являясь позднейшей вставкой в древнейший летописный свод (Шахматов), не подтверждается другими известиями и не правдоподобна; она составлена по аналогии с библейской историей Соломона и для оттенения контраста с последующей христианской жизнью Владимира (Костомаров, Голубинский). В обновлении языческого культа иные ученые (Соловьев) видят результат реакции язычества против христианских тенденций и терпимости времен Ярополка. Другие признают и в этом известии преувеличение.
[21] известие о приходе посольства является, по-видимому, отдельным сказанием, входившим (по Шахматову), в древнейший летописный свод. Самое содержание речей послов и Владимира признается измышлением автора сказания; голый факт прихода послов одними отвергается как неправдоподобный (Костомаров), другими признается возможным (Соловьев) и ставится в связь с политическим положением восточной Европы и передней Азии (Завитневич);
[22] Речь "философа" одни считают переводом речи миссионера, большинство - позднейшей компиляцией. Известие об испытании вер, подвергнутое уничтожающей критике по существу (Голубинский, Костомаров), признается позднейшей вставкой в древнейший свод (Шахматов). Автором его мог быть грек. Сохранившееся греческое известие о приходе из Руси послов в Царьград для испытания вер, на которое ссылался Карамзин, оказывается поздним измышлением (Голубинский).
[23] Согласно древнейшему своду (в реконструкции Шахматова) Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю "Повести временных лет", который предпочел так называемую "Корсунскую легенду", повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в "Повесть". Однако многое говорит в пользу крещения Владимира именно в Киеве и в 987 году.
[24] Крещение киевлян произошло в 989 или 990 г., может быть, по внешней обстановке так, как рассказано в "Повести". Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Существовали ли при нем русские митрополиты - вопрос нерешенный.
[25] В первый раз это произошло в 1015 году, вторично Святополк силой занял киевский стол в 1017 году;
[26] Борис (в крещении Роман) - любимый сын великого князя Владимира. При втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Борису был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 996 годов. С этого времени до 1015 г. в летописях о Борисе нет никаких упоминаний. В 1015 г. заболел Владимир, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиной для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на р. Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком.
[27] память страдальцев Бориса и Глеба осталась для России священною. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их гробу и т. д. В 1071 г. церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая (старого стиля), день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. В 1115 году мощи вновь торжественно перенесены в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в Вышгороде. Впоследствии в честь их возникло много церквей и обителей в разных городах России.
Самый факт убиения служит для древних летописцев любимой темой для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются Нестору и черноризцу Иакову. В летописи под 1175 г. упоминается о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.
[28] По мнению С.М.Соловьева повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в летопись после, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве;
[29] Повесть эта написана попом Василием, очевидцем злодейского преступления, о чем ниже в тексте есть прямые указания;
[30] Ипатьевская летопись (древнейший из дошедших списков этой летописи относится к началу XV века и ранее принадлежал Ипатьевскому монастырю в Костроме) – южнорусский свод, состоящий из трех частей:
1) "Повести временных лет", близкой к 3-й редакции и доведенной до 1117 года; Здесь представлена именно эта часть летописи;
2) Киевской летописи 1200 года;
3) Галицко-волынской летописи конца XIII в.;
Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет". В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции.
[31] Византийский император Алексей I Комнин.