Вам следует свести свою философию сужения к легко запоминающемуся лозунгу, который каждый прихожанин сможет запомнить и передать другим людям.

Но если члены ядра не отдают десятины в церковь, я должен сказать, что это очень серьезная проблема. Серьезная, потому что этот факт на самом деле показывает, что их сердца не вполне преданы делу насаждения новой церкви. Иисус сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мат. 6:2).

Я также советую, чтобы каждый член ядра научился заботиться о финансовых нуждах других членов ядра. Для этого нужно четко видеть нужды людей. Так чудесно для группы верующих, когда они знают финансовые нужды каждого и щедро дают, чтобы помочь друг другу. Это наивысшее проявление сочетания любви и веры. Это заметят и остальные люди в церкви, когда начнутся публичные богослужения.

Молитва

Я уже упоминал прежде о молитве, но чем старше я становлюсь и чем больше познаю Бога, тем больше понимаю, что мы никогда не сможем сказать на эту тему достаточно много. Молитва вместе со Словом Божьим представляет собой наше главное духовное оружие. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Усиленные молитвы и молитвенная жизнь часто спонтанно проистекают из сердца, но не всегда. Молитва - это также привычный образ жизни, которому можно научиться. Я бы не хотел выйти на уровень публичных богослужений с ядром, v которого нет стремления к постоянной молитве. Тем более приоритетное внимание молитве должны уделять лидеры во всех аспектах своего служения.

Философия служения

Второй пункт, на который нам следует обратить внимание в плане организации публичных собраний, состоит в философии служения для новой церкви. В третьей главе я уже говорил о философии служения как одном из главных моментов планирования, но на этой теме мы подробно не останавливались. В философии служения в первую очередь определяется его направление - еще прежде строительства ядра. Однако в период становления ядра вы обнаружите много дополнительных областей, где изначальная философия служения потребует некоторых изменений. Самое лучшее время для таких поправок - это короткий период непосредственно перед тем, как вы начнете публичные служения.

Как я уже говорил, философия служения отвечает на два главных вопроса: кто и как. На первый вопрос о том, кто должен ответить на наш призыв по планам Божьим и каким образом мы должны их привлечь, следует ответить достаточно ясно к моменту, когда вы подойдете к концу строительства ядра и начнете готовиться к выходу на публичный уровень служения. Впервые пришедшие на поклонение скорее захотят прийти еще, если вокруг себя увидят людей, с которыми им будет уютно. Это человеческие качества, с которыми мы можем не соглашаться, но которые должны признать как факт, если хотим встречаться и служить людям там, где они есть, вместо того чтобы пытаться поставить их на то место, где бы мы их хотели видеть.

Второй вопрос. - как мы можем достичь их – может быть, не будет таким ясным, когда вы впервые начинаете публичные богослужения, например, через год. Вы пройдете определенный путь испытаний и ошибок, чтобы выяснить эффективные методы работы. Тем не менее, хорошо бы именно на этом этапе все время и энергию направить на уточнение и утверждение вашей философии. Вот пять характеристик хорошей философии служения, которые следует запомнить:

1. Философия служения должна быть ясной. Осязательно опишите свою философию служения. Хорошо бы изложить ее на трех уровнях. Во-первых, вам следует иметь подробный документ на нескольких страницах, где было бы сказано о стиле руководства, о ваших требованиях к членам церкви, отношении к дарам, этическим вопросам, стилю поклонения, музыкальной программе. В тексте следует указать ваш символ веры, сказать об организации групп поклонения, бюджета и всего того, что вы посчитаете важным. Во-вторых, все сказанное должно быть представлено в сжатой, краткой, легко читаемой форме в виде брошюры, которую вы могли бы раздавать всем посещающим вашу церковь. И наконец, следует свести свою философию служения к легко запоминающемуся лозунгу, который каждый прихожанин сможет запомнить и передать другим людям.

2. Философия служения должна быть принятой всеми. Основным источником энергии для философии служения должно быть водительство Святого Духа через личность основателя церкви. Но мудрый основатель обязательно станет обсуждать насущные вопросы с членами ядра, интересуясь их мнением, перед тем как описать философию служения. Это поможет обеспечить взаимное согласие между пастором и людьми. Многие церкви хромают в попытке выжить именно потому, что люди придерживаются одной философии служения, а пастор другой.

3. Философия служения должна быть убедительной. Никто не может сомневаться в том, что мы поступаем так или иначе потому, что Бог предназначил нам идти по этому пути. В динамичных церквях люди убеждены, что философия их служения зиждется на самых здоровых библейских принципах. И это обычно не выражение духовной гордыни, но глубокое посвящение Иисусу Христу.

4. Философия служения должна быть прочной. Изменения в философии служения, особенно значительные изменения, существенно ослабляют церковь. Это должно быть сбалансировано следующим качеством:

5. Философия служения должна быть открыта для исправлений. Со временем и по мере изменения обстоятельств вместе с ними должна меняться и философия служения. Будьте открытыми для этого, но убедитесь в том, что к этим изменениям ведет вас Ног.

Лидеры из мирян

Третьими в проверочном списке для открытия публичных богослужений значатся лидеры из мирян. Под лидерами я не подразумеваю людей, которые будут руководить церковью в целом. Эта ответственность лежит на основателе церкви и пасторе. Я подразумеваю лидеров в различных областях служения. В самых здоровых церквях пастор занимается руководством церкви, а лидеры выполняют служение.

Я верю, что самым лучшим способом ввести лидеров в служение станет помощь в обнаружении, развитии и использовании их духовных даров. Для этого нужно организовать обучение, формирование и практику. Институт Чарлза И. Фуллера сделал доступным ряд источников, которые помогут вам в определении Богом данных даров ваших служителей для того, чтобы определить их служение, которое принесло бы наибольшую пользу всем.

Я сам пытался это сделать во время занятий в воскресной школе для взрослых в коигрсгационалистской церкви Лейк-Лвеню. Я несу ответственность за духовное развитие и служение почти ста взрослых, и эта группа чуть больше средней американской церкви. Около восьмидесяти процентов студентов в моем классе знают свои духовные дары и используют их в своем служении. У меня есть команды в семи служениях (и во всех командах имеются компетентные руководители): это команды управления, пасторской заботы, исцеляющей молитвы, поклонения, ходатайства, евангелизации и заботы о вдовах. Я горжусь лидерами этих служений и теми, кто задействован в этих командах, и я знаю, что вы тоже будете гордиться своими людьми, когда они обнаружат свои духовные дары. Чем больше служений у вас будет до того, как вы перейдете к публичному богослужению, тем более гладко произойдет переход от ядра к церкви.

Название

Возможно, до сих пор вы еще не называли существующее ядро «церковью». Я советую вам придержать это название до того дня, когда вы начнете публичные богослужения. Если на этапе строительства ядра вы пригласите неверующих прийти в вашу «церковь», а они увидят там двадцать, двадцать пять человек, то они могут отказаться от приглашения просто потому, что подумают, будто с вашей церковью что-то не в порядке, если там так мало народу. Но если вы пригласите их изучать Библию, то это нейтрализует их потенциальные опасения.

Дважды подумайте, прежде чем упомянуть деноминацию или юрод, в котором вы намерены насадить церковь. Дело не в том, что вообще не следует упоминать эти названия, но спросите себя, что они означают для неверующей публики. Роберт Шуллер не называл свою изначальную церковь реформатской, хотя он был послан насадить новую церковь именно реформатской. Он понял, что неверующие ассоциируют «реформатскую церковь» с «исправительной школой», и им вовсе не хотелось ходить в такое учреждение. Пастор церкви Евангельского завета обнаружил, что люди в его общине под словом «завет» понимали «монастырь». Рик Уоррен знал, что название Южных баптистов песет на себе негативный оттенок для многих людей в Калифорнии. Поэтому Рик, преданным южный баптист, в названии своей церкви употребил название местности: Община Седлбэк-Уэлли. С тех пор более пятидесяти калифорнийских южнобаптистских церквей отказались от деноминационных ярлыков или начали служение в новых церквях без них. Уоррен говорит, что если бы он начинал церковь в Северной Каролине, то название «баптистский» написал бы заглавными буквами. Название деноминации можно употребить в том случае, если вы все тщательно взвесили и обдумали.

Шуллер скоро понял, что допустил небольшую ошибку, назвав свою церковь Гарден-Гроув. Название не мешало церкви расти, но как только он смог изменить название на Хрустальный храм, он так и сделал. Он понял, что регион его служения был намного более обширным, чем город Гарден-Гроув. Рик Уоррен поступил мудро, не связав свою церковь с названием Лагупа-Хиллс, хотя его церковь была основана именно там. С тех пор они переехали в Мишн-Вьеджо, а затем купили участок земли в Эль-Тора Все эти общины находятся в Седлбэк-Уэлли.

Не бойтесь упоминать само слово «церковь». 1960-е и 1970-е годы характеризовались достаточно негативным отношением определенной части американского общества к церкви, и тогда некоторые церкви решили назвать себя центрами общения или принимали другие названия. Но каждый год институт Гэллапа выясняет степень доверия американцев к различным учреждениям. Церкви обычно занимают одно из первых мест в этом списке. Американцев, как правило, привлекает, а не отталкивает слово «церковь».

Критическая масса

В ядерной физике критической массой называется минимальный объем веществ, способных к ядерному распаду. Это необходимо для получения цепной реакции. В применении к насаждению церквей это понятие означает, что если церковь хочет расти, то к моменту выхода в свет ей необходимо иметь определенный размер жизнеспособного ядра.

Если в своих долгосрочных планах церковь рассчитывает вырасти до двухсот человек, то критическая масса ядра должна быть от двадцати пяти до тридцати взрослых людей. Но если церковь планирует расти и дальше, то такое ядро будет слишком маленьким. Критическая масса в этом случае должна быть от пятидесяти до ста человек.

Здесь может быть много переменных величин, которые определяют идеальный размер ядра, но я пока знаком всего с одним исследованием на эту тему. В нем высказано предположение, что в церкви для рабочих вы можете начать с нижней границы, но в церкви для профессионалов высокого уровня, для интеллигенции вам лучше сразу стремиться к высшему пределу.

Исследования Миссионерского совета южных баптистов показали, что южнобаптистские церкви, начинающие деятельность с ядра в пятьдесят человек, в три раза чаще терпят поражение, чем те, которые начали с численностью более пятидесяти человек. Я не удивлюсь, если те же результаты будут засвидетельствованы и в других церквях.

Место встречи

В следующей главе я буду говорить об этом более подробно, а сейчас просто рекомендую провести первую встречу повой церкви на арендованной территории, а не в здании церкви, которую выстроили для этой цели. Марк Платт советует, чтобы основатели его консервативной баптистской церкви исследовали следующие возможности для аренды помещения: частные или государственные школы, спортивные залы, различные центры, конференц-залы гостиниц и банков, еврейские синагоги, здания церквей адвентистов седьмого дня или здания других церквей в качестве альтернативы. Он говорит: «Есть великая мудрость в том, чтобы отложить покупку и развитие недвижимости, в результате чего новая церковь сможет приложить все усилия к тому, чтобы служить людям».

Обоснованность того или иного решения об аренде территории будет сильно отличаться в зависимости от местных обстоятельств и от того, какую церковь вы планируете построить. Однако я думаю, что незаслуженно малое внимание уделяется конференц-залам в гостиницах. Обычно они заняты по будним дням, но в воскресные дни пустуют. Коммерческие менеджеры гостинице радостью используют их и в выходные дни. Цены на эти залы, как правило, договорные. На неделе зал вам могут предоставить совершенно бесплатно, если вы забронируете достаточно мест для участников собрания. Может быть, на выходные дни, на номера в гостиницах будет скидка или даже они будут бесплатные, если достаточное количество членов церквей согласятся каждое воскресенье участвовать в позднем завтраке в гостиничном ресторане.

Наши рекомендации