Свобода приходит к нам тогда, когда мы разрешаем Богу вывести нас из пустыни и ввести в плодотворный труд в земле Ханаанской, когда Он ведет нас от зависимости к ответственности
Великий устроитель церквей, апостол Павел говорит об этом в Первом послании к Коринфянам 6:12: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной». Я верю, что Господь потребует от нас отчета обо всем, что мы делаем сейчас и сделаем в будущем.
В свободе мы должны научиться такому контролю, который не нужен в рабстве, а именно: самоконтролю. Как никогда раньше, сегодня мы имеем слишком много возможностей быть ленивыми и позволять, чтобы вещи руководили нами. Наша промышленность выпускает слишком много телевизоров и видеомагнитофонов, буквально поработивших наши дома. Кабельные сети и голливудские фильмы, как монстры, пожирают наше время. Развелось слишком много фешенебельных курортов, роскошных пляжей, дорогих отелей, быстроходных машин, которые доставят нас туда без всяких проблем.
Держать в повиновении раба легко, потому что в случае необходимости можно использовать плеть. Рабу можно пригрозить ружьем, затравить его собакой. Вы можете лишить его еды или каких-то других нужных ему вещей.
Но в свободе потребность в контроле еще больше, потому что вам придется контролировать самого себя. Лично от вас зависит: смотреть или не смотреть телевизор. Вам решать: читать или не читать газеты, журналы, дешевую литературу, которая буквально затопила книжный рынок. Никто не может заставить вас делать то или это, кроме вас самих. Контролировать самого себя сложнее, чем позволить это делать другому.
Когда вы свободны, встать рано утром и пойти на работу — ваша обязанность. От вас зависит: остаться вам на работе или уйти. Вам и только вам придется рассчитывать свой семейный бюджет и выбирать: тратить деньги на гамбургеры или лучше заплатить за квартиру. Поверьте мне, все эти решения потребуют от вас немалого самоконтроля.
Если вы считаете себя по-настоящему свободным человеком, тогда вам решать: съесть или не съесть еще одну порцию куриного барбекю с рисом и бобами, а потом еще макароны с сыром и закусить кусочками засахаренной гуави (тропический фрукт с желтой или розовой мякотью и твердыми семечками — прим. переводчика) на десерт. Разве в такой момент вам не хотелось бы, чтобы Сам Бог контролировал ваш аппетит? Мне, да. По правде говоря, я ненавижу ходить на званые обеды, где мне приходится призвать на помощь все свое умение владеть собой. Когда я иду вдоль длинных столов, уставленных разной едой, со мной нет никого рядом, кто мог бы остановить меня в то время, как мой желудок требует: «Попробуй творожный пудинг. Возьми вот этот кусочек курицы и риса». Вот тут- то вы начинаете понимать, что такое свобода выбора — продолжать кушать или остановиться, — когда ваш набитый едой желудок умоляет: «Хватит!», а глаза требуют: «Еще». Разве в такой решающий момент вам не хотелось бы, чтобы Бог подсказывал вам, что кушать и когда остановиться? «Достаточно, Мой сын. Больше не ешь». Вот было бы здорово! Тогда вы смогли бы оставаться в такой же форме, как и десять лет назад. Работая на хозяина, вы полностью находитесь под его контролем. Он диктует вам: когда, что и сколько вы имеете права съесть. В рабстве вам не нужен самоконтроль.
В свободе все по-другому. Вот поэтому один из плодов Духа есть самоконтроль (Галатам 5:23). Если вы не в состоянии контролировать сами себя, кто-то другой будет контролировать вас. Дар самоконтроля мы не получаем автоматически. Его нужно долго и терпеливо в себе воспитывать. Божье наставление, данное Иисусу Навину, — постоянно размышлять над Его словом и позволить Святому Духу обрезать память о прошлом рабстве — очень важно и для нас, стремящихся к истинной свободе (Иисус Навин 1:8).
Как видите, в свободе вам потребуется больше контроля над самим собой, чем в рабстве, потому что, когда вы были рабом, ваше пропитание состояло из четвертушки ребрышка и все. А когда у вас жалкая четвертушка ребрышка, вам не потребуется сдерживать свой аппетит.
Нам всем нужно духовно возрастать и становиться зрелыми лидерами, примером для других. Святое Писание учит лидера умению владеть собой. В письме к своему другу и соратнику Титу, апостол Павел пишет, что лидер «...должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан...» (Титу 1:7,8). «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим.3:10).
Умение владеть собой — неотъемлемая характеристика свободы, о которой рабство имеет смутное понимание, если имеет вообще. «Если вы считаете, что так будет хорошо, тогда дерзайте». Такой фразой можно выразить менталитет современного человека, но для человека двадцать первого столетия, готового вступить в Иорданские воды, такое мышление недопустимо. Я знаю, всем нам хотелось бы, чтобы нас «коснулся» святой жезл, подобный тому, который нес с собой Моисей, когда выводил сынов Израилевых из Египта. Тогда наша жизнь была бы полностью под небесной властью. Но так не будет. Свобода приходит к нам тогда, когда мы позволяем Богу вести нас из пустыни в землю плодотворного труда — из зависимости к личной ответственности.
Я надеюсь еще при своей жизни увидеть миллионы зрелых верующих, которые не побоятся вступить в хорошую драку. Я говорю о людях, которые готовы бесстрашно встретить любые препятствия, прекрасно осознавая, чего будет им стоить победа. Я мечтаю увидеть ответственное и трудолюбивое поколение, такое поколение, которое сможет одинаково эффективно справляться как с поражением, так и с большим успехом.
В своей жизни я еще не встречал боксера, который не проиграл хотя бы несколько раундов. Но никто даже не вспомнит о его поражениях, когда он держит высоко над своей головой пояс победителя. Болельщики уже забыли, как в четвертом раунде он, окровавленный и избитый, едва добрался до угла ринга. А менеджер, не переставая, повторял ему: «Ты сможешь... У тебя получится». Измотанный боксер отвечал: «Да ты с ума сошел! Я не вернусь больше на ринг. Я ничего не вижу, и руки мои устали. Иди ты туда, и я посмотрю, как тебе там понравится». Менеджер усердно массажировал мышцы боксера, уверяя его, что тот сможет победить своего противника. Он несколько раз опрыскал его водой и положил легкую повязку на усталые глаза боксера. Продолжая растирать ему плечи, он уговаривал его вернуться и продолжить бой.
Вот что делает Бог, когда мы возвращаемся домой после наших дневных битв усталые, измученные, неуверенные, что нам удастся выстоять до конца. Пока вы послушно стоите в углу, Святой Дух обтирает вас губкой, пропитанной живительной влагой Святого Божьего слова. «Ты вернешься обратно, на ринг жизни, и будешь драться до конца, — ободряет вас Дух. — Тот, Кто в тебе, больше того, кто в мире. Ты все можешь в укрепляющем тебя Иисусе Христе. А теперь иди и борись, чтобы взять землю, приготовленную для тебя!»