Когда угнетенность - состояние разума, тогда физической свободы недостаточно
Чтобы полнее понять, что такое свобода, необходимо больше знать о том состоянии, которое называется рабством. Так, Орландо Паттерсон утверждает:
Рабство — это постоянное, насильственное и личное господство над отчужденными от рождения, униженными, лишенными чувства собственного достоинства людьми. Это первая или начальная форма личного господства. Один человек находится под непосредственной властью другого или его доверенного лица. На практике такое господство означает власть над жизнью и смертью раба. Во-вторых, раб — это отверженный человек. Он не принадлежит ни к какой законной социальной или этнической общности. Раб лишен независимого социального существования. Он существует только через своего хозяина и для своего хозяина. В-третьих, раб находится в постоянном униженном состоянии. Кроме этого, хозяин и его класс паразитируют на рабе. Унижая его честь, они, таким образом, стремятся возвысить свою.*
*Орландо Паттерсон, Свобода, том 1: "Свобода в становлении Западной культуры" (изд-во "Основные книги", 1991).
Ни одно обсуждение проблемы свободы не может быть полным без ясного представления о природе рабства, которое, обычно, сводится к физическому подавлению. Это же относится и к духовному рабству. Библейская концепция гласит, что человеческая раса попала в рабство к князю тьмы в результате бунта и непослушания нашего предка, Адама. Последствия рабства одни и те же — будь это рабство духовное, душевное или физическое; личное, культурное, общинное или национальное. Любая попытка ограничить, контролировать, помешать, сдерживать, запретить, воспрепятствовать или остановить выполнение Божьего предназначения и воли в жизни другого человека является бунтом против Бога. Такая попытка будет называться грехом. Бунт отождествляется с грехом колдовства, которое определяется, как попытка контролировать волю и дух другого. В любой форме подавления явственно слышно требование свободы.
Нанесение физического ущерба рабу является не единственным последствием рабства. Самый страшный результат — дьявольское разрушение психики человека. В этом заключается вся трагедия рабства, как физического, так и духовного. По сути, основная цель угнетателя — достичь душевного/психического порабощения. Другими словами, сломить дух своего раба. Самый опасный аспект подавления одного человека другим заключается в потере человеческим духом надежды.
Когда подавленность становится постоянным психическим состоянием, тогда физической свободы недостаточно. Этому жизненно важному принципу и посвящается эта книга. Разум — ключ жизни. «...Каковы мысли в душе его, таков и он...» (Притчи 23:7). Следовательно, ваше душевное состояние важнее, чем физическое. Вы не будете свободны до тех пор, пока несвободен ваш разум. Свобода — это, прежде всего, душевное состояние, а потом физическое. Это является основой утверждения, сделанного Иисусом Христом, Князем мира, Источником истинной свободы, когда Он сформулировал Свое видение свободы, записанное Его учеником в Евангелии от Иоанна 8:32: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Значит, источник свободы, согласно Иисусу, это не свод законов, даже самых правильных, или ключ от рабских кандалов, но знание, т.е. познание информации, настолько сильной, что она сможет сделать свободным ваш разум. Если человек — это его мысли, значит, он не будет свободным до тех пор, пока не сможет свободно мыслить.
Значит, можно быть освобожденным, но не свободным. Освобождение — это избавление от физических ограничений. Освобождение — это когда угнетаемого забирают из среды угнетателя. Освобождение — это отделение раба от физических условий рабства. Одной из самых серьезных причин отчаяния и разочарования, которое наступает у тех, кто стал жертвой подавления или насилия, является их неумение отличить освобождение от свободы. Освобождение не есть свобода. Освобождение только подготавливает вас к свободе.
Многие нации, которые выковывались в пламени физического и умственного подавления и которым удалось стряхнуть с себя пыль колониализма и рабства, продолжают бороться, будучи независимыми уже много лет, за овладение основным трофеем — истинной свободой.