Американского конгресса, в отставке

Вступление

Для сегодняшнего Запада свобода представляет глав­ную цель и высшую ценность. Это факт, который ни­кто не может отрицать. Свобода является темой много­численных научных исследований и горячих дискуссий ученых и философов. Это слово — неотъемлемая часть лексикона каждого политика, «евангелие» современной экономической системы свободного предпринимательст­ва и основа всей нашей культурной деятельности. Для многих свобода — единственная ценность, ради которой, судя по их словам и действиям, они готовы пойти даже на смерть. В период Холодной войны западные лидеры раз­делили весь мир на два лагеря — свободный мир и несво­бодный мир — и были готовы начать ядерную войну при малейшей угрозе посягательства на этот святой идеал.

Многие годы я путешествовал по миру, выступая на конференциях и семинарах, читая лекции в универси­тетах, консультируя правительства, помогая прихожа­нам своим пасторским советом, обучая персонал мно­гих организаций мотивационным принципам. Где бы я ни был — в Африке, Южной Америке, Азии, Северной Америке или в странах Карибского региона, — я с удив­лением отмечал для себя, что люди везде одинаковы. Начиная от самой бедной бразильской деревушки и за­канчивая фешенебельным аристократическим клубом в центре Европы, человеческое сердце с томлением же­лает одного: иметь возможность осуществить свои меч­ты и желания. Даже у бедняка есть мечта. Всеми людь­ми руководит одно и то же желание — быть свободными в достижении видения и мечты своей жизни.

Тем не менее, для большинства из более шести миллиар­дов человек, населяющих планету, эта мечта закончится полным крахом. Это произойдет не потому, что у них недо­статочно желания или готовности бороться за претворение этой мечты в жизнь, а потому, что искусственно созданные препятствия и самоограничения будут всячески мешать ее осуществлению, не давая этим людям раскрыть и полно­стью высвободить свой потенциал. Создатель наделил че­ловеческий дух потребностью быть свободным в стремле­нии к цели и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенци­ала. Свобода — это устремление человеческого духа.

К сожалению, слово свобода используется так же час­то, как и слово любовь, и давно стало обыденным. Имея смутное понятие об истинном смысле этого слова, мно­гие называют свободой то, что, по сути, является их из­вращенным желанием жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственность за свои поступки. Громкое требование свободы гулким эхом разносится по залам истории, свидетельствующей о том, как отдельные лич­ности, целые поколения, народы и даже нации стреми­лись сбросить с себя то, что они считали узами рабства. В анналах истории мы можем найти много примеров жестокой борьбы за обладание этим призрачным каче­ством. Цена, которую люди с готовностью платили за свободу, свидетельствует о ее значимости для человече­ского опыта. Миллионам суждено было погибнуть в пла­мени войн, гражданских волнений, восстаний и бунтов. Желание быть свободным забрало больше человеческих жизней, чем любая другая страсть. Французская рево­люция родилась из непреодолимого стремления людей сбросить с себя ненавистный гнет монархии. Из этой же искры возгорелось пламя русской революции. На­дежда обрести свободу стала основной движущей си­лой, которая привела к отделению бывшей британской колонии и образованию Республики Соединенных Штатов. Борьбе за свободу своего народа от колониаль­ного ига, за право самим решать свою судьбу посвятил свою жизнь Махатма Ганди, выдающийся деятель Ин­дии. Великое движение за гражданские права, вдохно­венным лидером которого стал Мартин Лютер Кинг-младший, так же родилось из желания человека быть свободным.

Борьба за личную и национальную свободу продолжа­ется даже сейчас, когда человечество вступило в двад­цать первый век. Несмотря на многовековую историю борьбы человечества зй право жить свободным, большая его часть все еще находится в узах рабства, которое стре­мится задушить не только личную, но и общенациональ­ную мечту об истинной свободе. Хиппи шестидесятых изобрели свой собственный тип свободы, которая, в ко­нечном счете, сделала их заложниками наркотиков и ра­бами материализма. Эти дети американского экономи­ческого подъема произвели поколение себе подобных, которые окончательно запутались в еще более изощрен­ной дьявольской паутине наркозависимости, способной вытравить жизнь из самого стремления к жизни.

Мы вступаем в век компьютерной технологии с ее обе­щаниями большей свободы коммуникаций, информаци­онного прогресса, более высокой продуктивности труда и путешествий в интернетовской системе со сверхкосмической скоростью. В результате такого взрыва техниче­ского прогресса технократ двадцать первого столетия может оказаться безнадежно затерянным в безбрежном океане информации. О, желаю быть свободным!

Почему так трудно стать свободным? Почему свобода в международном масштабе ускользает от нас, несмотря на все наши усилия? Почему научные достижения и прогрес­сивные технологии ставят нас в еще большую зависи­мость? Почему мы становимся заложниками наших собст­венных изобретений и жертвами созданных нами вещей?

Может быть, мы неправильно поняли принцип свободы? Может быть, мы перепутали свободу с чем-то другим?

После сорока лет изучения сложной природы челове­ческого развития, помогая тысячам овладеть принципа­ми улучшения собственной жизни, я пришел к выводу: самое большое желание человеческого сердца — это же­лание свободы. Человеческое сердце страстно желает ис­полнить великое предназначение, но только немногим это удается.

Громкое требование свободы слышно во всем мире. Каждый желает быть свободным. Тем не менее, боль­шинство из нас, стремящихся обрести свободу, не пони­мает ее природы и значения. К несчастью, мы не знако­мы с качествами истинной свободы. А истинная свобода требует от человека ответственности за свои поступки, умения считаться с правами и интересами других лю­дей, зрелости, мудрости и характера.

Эта книга объяснит читателю, почему свобода стала самой важной ценностью для человечества и почему люди испытывают такую неодолимую тягу к ней. Свобо­да — это характеристика самой природы, и поэтому она чужда многим настроениям и душевным состояниям че­ловека. Как свидетельствует большая часть истории че­ловечества, а также практика большинства современ­ных стран, не относящихся к западному миру, свобода не воспринималась как нечто достойное усилий или как желаемая цель. Власть, слава, честь, национализм, им­перское величие, милитаризм, военная доблесть, жажда наслаждений, материальный прогресс, альтруизм и многое другое считались более важными качествами, а во многих случаях и продолжают считаться таковы­ми. Для культур с такими взглядами свобода никогда не была ценностью.

Если проанализировать большинство современных языков, то можно заметить, что свобода — сравнительно недавнее слово, которое вошло в обиход народов-носите­лей этих языков после их более близкого знакомства с западным образом жизни. Япония — типичный пример в этом отношении. Слово свобода появилось в японском языке только в девятнадцатом столетии, когда страна открылась навстречу Западу.

Свобода является центральной темой и основной цен­ностью христианства. Быть искупленным и освобожден­ным от греха, зависимости и страха — величайшая цель христианства.

В своей книге автор убедительно показывает, что сво­бода всегда рождалась из рабства, какую бы форму оно ни носило. Свобода стала основной ценностью человече­ского опыта, как мощное видение жизни, как ответ и ре­зультат многовекового опыта рабства. Дух угнетения принимал разные уродливые формы, например, крепо­стничество. Однако, рабство, само по себе, не служило источником свободы. Оно, скорее, являлось тем стиму­лом, который был в состоянии разбудить в человеческой натуре эту спящую характеристику.

Основной мыслью данного исследования является то, что свобода намного труднее, чем рабство, потому что предъявляет к людям больше требований. Мы исследу­ем определение концепции свободы, проанализируем основные причины неправильного понимания этой кон­цепции, изучим природу и последствия угнетения чело­века человеком. Автор рассматривает свободу с точки зрения ее значения для отдельной личности, сообщества людей, государства в целом и всей нации. Автор изучает проблему истинной свободы, основываясь на библей­ской модели еврейского исхода, в результате которого бывшие рабы выросли в суверенную нацию свободных людей под руководством Моисея и Иисуса Навина. Мы узнаем, что нет большего бремени, чем бремя свободы, нет тяжелее ноши, чем быть свободным. Мы поймем: по­чему так трудно приобрести личную и национальную свободу и почему рабство так привлекательно. Мы при­дем к выводу о том, что свобода, подобно любви и красо­те, — одна из тех человеческих ценностей, которые лег­че познать на опыте, чем описать словами. Давайте вместе отправимся в путь навстречу свободе!

Введение

Наши рекомендации