Американского конгресса, в отставке
Вступление
Для сегодняшнего Запада свобода представляет главную цель и высшую ценность. Это факт, который никто не может отрицать. Свобода является темой многочисленных научных исследований и горячих дискуссий ученых и философов. Это слово — неотъемлемая часть лексикона каждого политика, «евангелие» современной экономической системы свободного предпринимательства и основа всей нашей культурной деятельности. Для многих свобода — единственная ценность, ради которой, судя по их словам и действиям, они готовы пойти даже на смерть. В период Холодной войны западные лидеры разделили весь мир на два лагеря — свободный мир и несвободный мир — и были готовы начать ядерную войну при малейшей угрозе посягательства на этот святой идеал.
Многие годы я путешествовал по миру, выступая на конференциях и семинарах, читая лекции в университетах, консультируя правительства, помогая прихожанам своим пасторским советом, обучая персонал многих организаций мотивационным принципам. Где бы я ни был — в Африке, Южной Америке, Азии, Северной Америке или в странах Карибского региона, — я с удивлением отмечал для себя, что люди везде одинаковы. Начиная от самой бедной бразильской деревушки и заканчивая фешенебельным аристократическим клубом в центре Европы, человеческое сердце с томлением желает одного: иметь возможность осуществить свои мечты и желания. Даже у бедняка есть мечта. Всеми людьми руководит одно и то же желание — быть свободными в достижении видения и мечты своей жизни.
Тем не менее, для большинства из более шести миллиардов человек, населяющих планету, эта мечта закончится полным крахом. Это произойдет не потому, что у них недостаточно желания или готовности бороться за претворение этой мечты в жизнь, а потому, что искусственно созданные препятствия и самоограничения будут всячески мешать ее осуществлению, не давая этим людям раскрыть и полностью высвободить свой потенциал. Создатель наделил человеческий дух потребностью быть свободным в стремлении к цели и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода — это устремление человеческого духа.
К сожалению, слово свобода используется так же часто, как и слово любовь, и давно стало обыденным. Имея смутное понятие об истинном смысле этого слова, многие называют свободой то, что, по сути, является их извращенным желанием жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственность за свои поступки. Громкое требование свободы гулким эхом разносится по залам истории, свидетельствующей о том, как отдельные личности, целые поколения, народы и даже нации стремились сбросить с себя то, что они считали узами рабства. В анналах истории мы можем найти много примеров жестокой борьбы за обладание этим призрачным качеством. Цена, которую люди с готовностью платили за свободу, свидетельствует о ее значимости для человеческого опыта. Миллионам суждено было погибнуть в пламени войн, гражданских волнений, восстаний и бунтов. Желание быть свободным забрало больше человеческих жизней, чем любая другая страсть. Французская революция родилась из непреодолимого стремления людей сбросить с себя ненавистный гнет монархии. Из этой же искры возгорелось пламя русской революции. Надежда обрести свободу стала основной движущей силой, которая привела к отделению бывшей британской колонии и образованию Республики Соединенных Штатов. Борьбе за свободу своего народа от колониального ига, за право самим решать свою судьбу посвятил свою жизнь Махатма Ганди, выдающийся деятель Индии. Великое движение за гражданские права, вдохновенным лидером которого стал Мартин Лютер Кинг-младший, так же родилось из желания человека быть свободным.
Борьба за личную и национальную свободу продолжается даже сейчас, когда человечество вступило в двадцать первый век. Несмотря на многовековую историю борьбы человечества зй право жить свободным, большая его часть все еще находится в узах рабства, которое стремится задушить не только личную, но и общенациональную мечту об истинной свободе. Хиппи шестидесятых изобрели свой собственный тип свободы, которая, в конечном счете, сделала их заложниками наркотиков и рабами материализма. Эти дети американского экономического подъема произвели поколение себе подобных, которые окончательно запутались в еще более изощренной дьявольской паутине наркозависимости, способной вытравить жизнь из самого стремления к жизни.
Мы вступаем в век компьютерной технологии с ее обещаниями большей свободы коммуникаций, информационного прогресса, более высокой продуктивности труда и путешествий в интернетовской системе со сверхкосмической скоростью. В результате такого взрыва технического прогресса технократ двадцать первого столетия может оказаться безнадежно затерянным в безбрежном океане информации. О, желаю быть свободным!
Почему так трудно стать свободным? Почему свобода в международном масштабе ускользает от нас, несмотря на все наши усилия? Почему научные достижения и прогрессивные технологии ставят нас в еще большую зависимость? Почему мы становимся заложниками наших собственных изобретений и жертвами созданных нами вещей?
Может быть, мы неправильно поняли принцип свободы? Может быть, мы перепутали свободу с чем-то другим?
После сорока лет изучения сложной природы человеческого развития, помогая тысячам овладеть принципами улучшения собственной жизни, я пришел к выводу: самое большое желание человеческого сердца — это желание свободы. Человеческое сердце страстно желает исполнить великое предназначение, но только немногим это удается.
Громкое требование свободы слышно во всем мире. Каждый желает быть свободным. Тем не менее, большинство из нас, стремящихся обрести свободу, не понимает ее природы и значения. К несчастью, мы не знакомы с качествами истинной свободы. А истинная свобода требует от человека ответственности за свои поступки, умения считаться с правами и интересами других людей, зрелости, мудрости и характера.
Эта книга объяснит читателю, почему свобода стала самой важной ценностью для человечества и почему люди испытывают такую неодолимую тягу к ней. Свобода — это характеристика самой природы, и поэтому она чужда многим настроениям и душевным состояниям человека. Как свидетельствует большая часть истории человечества, а также практика большинства современных стран, не относящихся к западному миру, свобода не воспринималась как нечто достойное усилий или как желаемая цель. Власть, слава, честь, национализм, имперское величие, милитаризм, военная доблесть, жажда наслаждений, материальный прогресс, альтруизм и многое другое считались более важными качествами, а во многих случаях и продолжают считаться таковыми. Для культур с такими взглядами свобода никогда не была ценностью.
Если проанализировать большинство современных языков, то можно заметить, что свобода — сравнительно недавнее слово, которое вошло в обиход народов-носителей этих языков после их более близкого знакомства с западным образом жизни. Япония — типичный пример в этом отношении. Слово свобода появилось в японском языке только в девятнадцатом столетии, когда страна открылась навстречу Западу.
Свобода является центральной темой и основной ценностью христианства. Быть искупленным и освобожденным от греха, зависимости и страха — величайшая цель христианства.
В своей книге автор убедительно показывает, что свобода всегда рождалась из рабства, какую бы форму оно ни носило. Свобода стала основной ценностью человеческого опыта, как мощное видение жизни, как ответ и результат многовекового опыта рабства. Дух угнетения принимал разные уродливые формы, например, крепостничество. Однако, рабство, само по себе, не служило источником свободы. Оно, скорее, являлось тем стимулом, который был в состоянии разбудить в человеческой натуре эту спящую характеристику.
Основной мыслью данного исследования является то, что свобода намного труднее, чем рабство, потому что предъявляет к людям больше требований. Мы исследуем определение концепции свободы, проанализируем основные причины неправильного понимания этой концепции, изучим природу и последствия угнетения человека человеком. Автор рассматривает свободу с точки зрения ее значения для отдельной личности, сообщества людей, государства в целом и всей нации. Автор изучает проблему истинной свободы, основываясь на библейской модели еврейского исхода, в результате которого бывшие рабы выросли в суверенную нацию свободных людей под руководством Моисея и Иисуса Навина. Мы узнаем, что нет большего бремени, чем бремя свободы, нет тяжелее ноши, чем быть свободным. Мы поймем: почему так трудно приобрести личную и национальную свободу и почему рабство так привлекательно. Мы придем к выводу о том, что свобода, подобно любви и красоте, — одна из тех человеческих ценностей, которые легче познать на опыте, чем описать словами. Давайте вместе отправимся в путь навстречу свободе!
Введение