Важно брать с собой детей, когда вы куда-то идете, чтобы общаться с ними и делиться впечатлениями

Как было упомянуто в главе 11, я редко отправляюсь по делам один. Я всегда беру с собой кого-либо из детей, чтобы беседовать с ними, спрашивать как у них дела и что они думают о людях и событиях, о которых все говорят. Иногда мне приходится добираться до Рамона, расположенного у подножья гор в 35 милях от нашего дома. Я всегда беру с собой ребенка и не помню случая, чтобы я не использовал по крайней мере час пути, на представляющую интерес беседу.

Ничего не получится, если не запланировать заранее

У вас может создаться впечатление, что для Джоша Макдауэлла все легко, что он своего рода суперотец, любящий ходить задом, бросаться к детям каждые пять минут, чтобы поговорить, поболтать о том, о сем и порадоваться общению друг с другом. На деле же я вынужден все время работать над этим, вплоть до планирования заранее, о чем буду говорить со своими детьми.

Видите ли, когда я провожу время с детьми, я не хочу полагаться лишь на "сам факт общения". Думаю, у некоторых отцов проблем не будет, но люди, подобные мне, — исключительно общительные, мысли которых всегда где-то витают, — должны проявлять осторожность. Если я не запланирую, о чем мы будем говорить, вплоть до вопросов, которые я собираюсь задать детям, из этого может ничего не получиться.

К примеру, если я беру ребенка в поездку по горной трассе к Рамоне, можно в течение всего пути размышлять о плане, который я вынашиваю, о книгах, видеофильмах, телепрограммах, с которыми я собираюсь выступить во время следующей поездки при встречах с аудиторией. Я могу думать обо всем этом и в конце концов вообще не обмолвиться словом с сыном или дочерью.

Я также пришел к выводу, что если не планировать времяпровождение с детьми, то могут возникнуть всякие накладки и препятствия, и я не смогу уделить детям должного внимания. Когда я заранее планирую, что и когда мы будем делать, это помогает моему общению с ними, позволяя сосредоточиться на детях и на том, чем мы будем заниматься. Я знаю, что для иных людей сконцентрировать внимание — не проблема, однако многим, особенно перегруженным работой бизнесменам, над которыми довлеют многочисленные проблемы, это не так-то просто. Я понимаю, что работать над тем, что ты будешь говорить, дело скучное и неинтересное. Иногда и я так считаю, но тем не менее делаю это, потому что это стимулирует меня и помогает проявлять заботу о детях, давая возможность общаться с ними.

Развивайте в себе умение задавать вопросы

Особое внимание я уделяю работе над вопросами, которые должен буду задать детям, чтобы направить беседу в нужное русло. Я задаю вопросы, находясь за рулем автомобиля, во время прогулок или сидя за столом во время еды.

Вот некоторые из вопросов:

"Если бы ты смог изменить нашу семью, как бы ты это сделал?" (К этому вопросу лучше подготовиться заранее).

"Если бы ты был отцом семейства, что бы ты делал по-иному?" (К этому вопросу также следует подготовиться заранее).

"Что бы ты хотел сделать из того, что мы семьей никогда не делаем?"

Можно прочитать Пр. 15: 13 и 17: 22, где говорится о веселье и скорби, а затем спросить: "Когда ты чувствовал себя самым счастливым? Когда ты чувствовал себя самым несчастным? Что делает тебя счастливым? Что делает тебя несчастным?" Эти вопросы могут явиться ключом к содержательной беседе.

Однажды, возвращаясь из зоопарка, нам пришлось ехать довольно долго, и я решил не терять времени даром. Когда мы покидали стоянку, я сказал: "Дети, давайте немного поиграем. Какое животное из увиденных вами больше всего похоже на вас и почему?"

На протяжении 60-мильной поездки мы с Дотти могли убедиться в том, что наши дети думают о себе. Маленькая Кэти — ей было тогда 3, 5 годика — сказала, что она похожа на медведей.

"Почему?" — осведомился я.

"Потому что я люблю, когда меня крепко обнимают", — прочирикала Кэти.

Кэти находилась на заднем сиденье, поэтому я остановил машину, вышел и открыл заднюю дверь, затем крепко по-медвежьи обнял ее, после чего мы продолжили путь.[2]

Как стать героем для друзей

Когда я хожу "на свидание" со своими детьми, я не всегда работаю с ними наедине. Когда я нахожусь дома довольно долго, через несколько дней я позволяю им взять с собой по крайней мере одного из друзей, так как хочу продемонстрировать детям, как я действую по отношению к их друзьям. Я хочу, чтобы их друзья увидели, что со мной весело, и иногда это приводит к интересным ситуациям! Фактически мне приходится быстро вылезать из своей скорлупы. Однажды моя дочь Келли взяла с собой подругу, и они начали приставать ко мне, чтобы я разрешил им "заняться" моей прической.

"Нет, не трогайте мои волосы, " — протестовал я.

"Ну разреши, папа!" — упрашивала Келли.

Я заметил, что подруга Келли поглядывает на меня, интересуясь, какова будет моя реакция. Может быть рискнуть? В конце концов моя гордость взыграла. Я всегда говорил, что хочу быть героем в глазах друзей моей дочери; так почему бы не попытать счастья?

"Хорошо, — сказал я. — Делайте над моими волосами все, что хотите, только не режьте и не красьте их, а за это вы пойдете со мной обедать".

"Прекрасно" — воскликнули они, и, примерно, в течение часа занимались моими волосами с помощью крема, фена и неизвестных мне инструментов. Когда они закончили, мои волосы торчали во все стороны. Я был похож на летающую тарелку, готовую к отлету на далекую планету. Вглядываясь в зеркало, я размышлял над другой стороной нашей сделки. Следовало ли мне появляться во время обеда на людях? Я мог надеяться лишь на то, что никто меня не узнает!

Когда мы вошли в зал местной пиццерии — я был в черных очках — девочки держались от меня в полутора метрах, чтобы никто не подумал, что они пришли со мной! Люди смотрели на меня, но полицию не вызвали, и мы прекрасно провели время.

Когда мы вернулись домой, и Син узнал об этом, он решил воспользоваться ситуацией.

"А нельзя ли мне с приятелем также заняться твоими волосами?" — осведомился он. Я взглянул на Сина и подумал над тем, какого рода прецедент я создал.

"Завтра вечером, при условии, что вы отобедаете со мной".

На следующий вечер Син с приятелем в течение целого часа занимались моими волосами и в конечном счете взлохматили их до неузнаваемости. Но дети были очень довольны своим творением, и, как было оговорено заранее, мы отправились обедать — на сей раз я выбрал другой ресторан, полагая, что стены пиццерии не выдержат моего пребывания в таком виде во второй раз подряд.

Моя безумная прическа сделала меня в тот период своего рода легендой в Джулиане. По прошествии нескольких недель учителя и другие лица останавливали меня в центре города и говорили, что "слышали о ваших волосах". Я лишь смеялся над этим, так как достиг своей цели. Мои дети повеселились со мной, да и их друзья тоже. Мы побеседовали, пошутили и хорошо провели время. Я всегда говорил, что хочу быть отцом, который готов на всякие выдумки, и вот я доказал правдивость своих слов собственными волосами.

Чем они интересуются?

Если вы хотите вступить в мир вашего ребенка, вам следует знать, чем он интересуется в данный момент. То есть, чем "забита его голова". Когда я работал над книгой, самым главным для моей 10-летней дочери Кэти было пообедать с ее отцом в учебные дни. Когда я был дома последний раз, я брал Кэти на ланч дважды за пять дней. Как правило, я дарил ей розу в знак особой любви. Однажды она подошла ко мне и спросила: "Давай покатаемся на старом кабриолете. Я хочу прокатиться с тобой на кабриолете".

Я сказал Кэти, что подумаю. На следующий день я нанял кабриолет и шофера, и мы подъехали прямо к школе, когда ученики шли домой. Когда Кэти вышла и увидела кабриолет, она выпучила глаза от удивления. Все ее друзья столпились вокруг нас, она села в машину и мы поехали на ланч. Думаю, что Кэти не забудет эту поездку в кабриолете.

Для Сина сейчас главное в жизни — баскетбол. Прошлым летом мы с Дотти отправили его в баскетбольный лагерь, и пока его не было, я нанял подрядчика, который помог мне выложить бетонную площадку и соорудить щит и кольцо. Когда Син вернулся из лагеря, он был в не меньшем восторге от увиденного, чем от пребывания в лагере, так как теперь он мог отрабатывать все броски, которым его учили.

Мы отлично провели время, и я хотел узнать все, что произошло. Что за игроки в лагере? Кто из них лучший? Оказалось, что Син назван одним из лучших игроков в лагере, несмотря на то, что он один из самых низкорослых.

"Ты не представляешь себе, папа, какого огромного роста были некоторые из ребят, " — восклицал Син.

Мы подробно побеседовали о баскетболе. В данном случае мне было легко вступить в мир сына, так как баскетбол был одним из моих любимых видов спорта, когда я учился в университете и со второго курса играл за студенческую команду. Недавно Син подошел ко мне и сказал: "Папа, мне кажется я смогу играть за городской университет со второго курса"...

"Син, — ответил я. — Я хочу, чтобы ты знал, что мне все равно, будешь ли ты играть за свою команду, просиживать на скамьях запасных и не выходить на площадку или вообще не играть в баскетбол. Я хочу лишь, чтобы ты участвовал в любимом развлечении и получал от этого удовольствие. Очень хорошо, что тебя назвали одним из лучших игроков лагеря. Будет здорово если тебя возьмут в команду. Но самое главное, ты мой сын, и я люблю тебя прежде всего за это".

Отмечая их жизнь на календаре

Я поделился многим из того, что делаю вместе с детьми. Мог бы рассказать и многое из того, что делает Дотти, но одно из ее начинаний настолько оригинально, что заслуживает подробного описания. Дотти входит в мир своих детей, делая ежедневные записи о каждом ребенке в календарях. Я имею в виду календари, в которых для каждого дня отведено по одному квадратному дюйму и куда Дотти кратко вносит основные наблюдения о том, что произошло за день и что это значит для ребенка и для всей семьи.

Ежегодно Дотти покупает четыре календаря, по одному на каждого из наших детей. Она пытается проиллюстрировать записи фотографиями, отражающими жизнь детей. Например, в один год Син увлекался велосипедом, и она купила календарь с десятью фотографиями велогонок. Поскольку в настоящее время Син увлекается баскетболом, в этом году у него баскетбольный календарь.

Старшая сестра Сина — Келли, кажется, интересуется всем, поэтому Дотти решила купить ей календарь, относящийся к покупкам — любимому развлечению подростков. Десятилетняя Кэти любит лошадей, поэтому ясно, кто изображен на ее календаре.

Маленькая Хитер, которой всего четыре года, любит кошек, и, естественно, каждый месяц в ее календаре — новые кошки и котята.

В конце каждого месяца Дотти старается делать на каждый день месяца краткую запись того, что делал ребенок, что произошло знаменательного, а также записывать всякого рода краткие воспоминания. Она не всегда может воспроизвести каждый из дней, но ежемесячно заполняет на редкость много дней на каждого ребенка.

Записи весьма просты — иногда даже звучат обыденно, — но они весьма ценны для детей и для нас, родителей. Вот, например, некоторые из замечаний, относящиеся к прошлой осени:

"Хитер — сегодня ты пошла в школу. Папа заехал за тобой после занятий и вы пошли в кафе и ели сливочное мороженое с орехами. Кэти — у нашей семьи есть большое помещение для торговли запчастями для автомобилей за аптекой. Сегодня вечером я возила тебя на футбольный матч в Рамону. Борьба была напряженной и упорной — твоя команда потерпела поражение со счетом 1: 2".

Запись, сделанная на следующий день, гласит:

"Ты помогала мне и папе в торговле запасными частями. Затем мы с тобой смотрели, как "Бостон" потерпел поражение во второй встрече с командой Окленда. Син — сегодня первокурсники выбрали тебя старостой. Я очень горжусь тобой! Люк пришел вместе с тобой и остался на ночь. Он убил скорпиона, которого мы нашли.

Келли — сегодня ты ходила в магазин покупать себе школьную одежду и обнаружила в продаже очень хороший материал".

Наряду с краткими записями о событиях дня в квадратике на каждый день месяца Дотти собирает снимки, газетные вырезки, памятные ленты и другие предметы, которые помогают установить, чего добились дети или что происходило с ними на протяжении месяца. Все эти памятные коллекции скалываются, связываются лентой или наклеиваются на странице для фотографий (или рисунков), расположенной над днями данного месяца.

Изображения кошек, лошадей, баскетболистов и покупок постепенно меняются, по мере того как Дотти ведет учет того, что произошло в жизни наших детей. Вы можете подумать, что календарь играет ту же роль, что и альбом для наклеивания вырезок, но в ведении ежедневной записи есть что-то интригующее. Это помогает нам понять ценность и значение времени и уяснить, что даже самая простая вещь — часть нашей жизни.

Как и записи в календаре, фотографии и другие памятные коллекции зачастую просты, но бесценны. Например: Хитер сфотографирована с подругами на праздновании дня рождения и здесь же помещена отдельная фотография ее новой подруги, с которой она познакомилась в прошлом месяце.

Кэти сфотографирована с ее командой по софтболу, и здесь же ее фотография на конкурсе мод, где она завоевала памятную ленту. Тут же находится и лента как напоминание о ее достижениях.

Син снят с двумя разными баскетбольными командами, в которых играл в разное время. И вместе с этими фотографиями приведены рисунки, которые он сделал для научного симпозиума, на котором завоевал первое место.

На календаре Келли — ее фотография с "новым автомобилем" — шевроле 1957 года, который она получила за спортивные успехи. Если вы интересуетесь машинами, то вам известно, что шевроле 1957 года — это своего рода классический автомобиль, но еще важнее то, что эта фотография свидетельствует о классическом периоде в жизни Келли, когда она получила водительские права и собственный автомобиль и стала пользоваться новыми свободами и выполнять новые обязанности.

С обратной стороны каждого календаря засунуты фотографии и другие предметы, которые Дотти за недостатком времени еще не успела зарегистрировать. Но она ежедневно работает над своим детищем — не менее десяти минут в день, делая записи и пытаясь рассортировать фотографии и другие предметы и определить их на соответствующее место. Дотти говорит, что уход за календарями ей не тяжелая ноша, а занятие, доставляющее неподдельное удовольствие. Я попросил ее сказать что-нибудь о календарях и их важности читателям данной книги, и она заявила:

"Хотелось бы отметить, что календари — одно из моих приоритетных занятий, потому что они дают нам с детьми материал для бесценных воспоминаний. Я всегда думаю о том времени, когда передам эти календари детям. Когда они поженятся или выйдут замуж? Думаю, что нет. Надеюсь дать им календари, когда у них появятся собственные дети. Когда они заключат брак, то будут так заняты переездом, что календари могут затеряться, но когда у них появятся дети, они осознают непреходящую ценность таких записей.

Я занялась всем этим, потому что однажды мне подарили по случаю дня рождения Хитер календарь с бумажками для наклеивания, на которых было написано: "впервые села", "впервые улыбнулась" и т. п. Мне было так приятно делать эти наклейки для Хитер, что я решила завести календари на всех детей, и с тех пор я этим и занимаюсь.

Конечно, календари отнимают много времени, но они доставляют и большое удовольствие. Делая ежегодные подборки, можно проследить месяц за месяцем, как растут дети, чем они занимались, каковы были их интересы, как они изменились и что они продолжают делать. В этом я нахожу огромное удовлетворение".

Возможно, делать календарные записи на детей и слишком кропотливое для вас занятие на данный момент. Но не исключено, что вам захочется попытаться. Можно начать со скромных усилий и посмотреть, что из этого получится. Мы обнаружили, что дети так же интересуются календарями, как и мы. Например, Син любит приглашать к себе друзей, вынимать календари и показывать сделанные матерью записи. Его глаза светятся гордостью, когда он делится с друзьями ценными наблюдениями о своей жизни.

Син, конечно, не осознает, насколько они ценны, но понимает одно: календари отражают огромный интерес, который проявляет мать к его жизни и жизни его сестер. Они напоминают ему о том, чем живет он и его семья, о том, что мы всегда с ним и с удовольствием принимаем участие в его жизни. А что может быть важнее этого?

Для обдумывания, обсуждения и практического применения

Я бы меньше всего желал, чтобы, прочитав эту главу, вы размышляли и беседовали об идеях. Лучше выберите некоторые из них, которые вам нравятся, и постарайтесь использовать их в отношениях с вашими детьми. Если что-то не получается, не падайте духом. Усовершенствуйте идею или целиком ее измените. Главное, чтобы совместная с вашими детьми деятельность стала образом жизни.

ЧАСТЬ VI

Ответственность и авторитет:

Как ограничения развивают

самодисциплину и решительность

В частях II-V мы описывали то, что входит в понятие сердечных отношений: принятие, признание, любовь и доступность. По мере установления сердечных взаимоотношений в дело вступают ограничения. Хотя ограничения без любви могут вызвать открытое неповиновение, любовь без ограничений также в состоянии породить не меньше проблем, а в некоторых случаях и больше.

Ограничительная сторона родительских отношений включает в себя два понятия из позитивного плана по воспитанию детей. Первое понятие — ответственность, которая, проще говоря, означает "желание и способность отчитаться, объяснить и со всей ответственностью ответить за свои действия". Ответственность помогает людям развить самодисциплину.

Наконец, мы имеем дело с авторитетом — параметрами изучения детьми моральных Божьих качеств и концепций добра и зла. Авторитет помогает ребенку сделать правильный выбор в рамках существующих границ. Авторитет помогает ребенку развивать уверенность в собственных силах.

Как мы увидим, ответственность и авторитет сопутствуют друг другу, по мере того, как оба эти качества возрастают и сливаются воедино. Основные концепции и идеи таковы:

• почему ответственность является ключом к созданию счастливой семьи;

• какова взаимосвязь между ответственностью, подчинением и повиновением;

• почему уверенные в своем положении люди лучше оснащены для подчинения и ответственного отношения;

• лучший способ обучения ваших детей проявить ответственность;

• что может произойти, когда вы проявляете желание быть ответственным перед супругой и детьми;

• как выйти за рамки "добрых пожеланий";

• почему осознание ответственности облегчает соблюдение дисциплины в этих "скользких ситуациях";

• почему вы не несете ответственность за своих детей;

• почему ответственно относящиеся к своему долгу родители не боятся непослушания;

• как родительская властность сокрушает дух ребенка;

• почему вседозволенность ведет к хаосу;

• почему стремление "иметь все" может привести вас к безразличному отношению к вашим детям;

• почему самым лучшим для всех является заботливое, авторитетное родительское отношение;

• как ограничения помогают детям в умении делать лучший выбор;

• принципы действий в роли заботливого родителя;

• секреты постоянного обеспечения логичной последовательности в действиях;

• три самых трудных слова, которые могут произнести родители;

• как проводить "магнитную проверку" человеческих эмоций;

• почему всегда нужно быть героем.

Ответственные родители воспитывают ответственных детей

Путешествуя по стране и беседуя с родительскими группами, я часто слышу жалобы о "безответственных" детях. Отец троих детей школьного возраста заявил мне:

"Джош, мне искренне нравится, как ты говоришь о принятии, о любви и заботе и о всем другом, но в какой-то момент приходится сталкиваться с проблемами. Дети должны научиться иметь собственное мнение и проявлять ответственное отношение. И я хотел бы узнать, как научить детей ответственному отношению. Если я не прослежу, они никогда не уберут свои комнаты, не выбросят мусор, не выполнят самой легкой работы по дому, которую я им поручаю".

Я сочувствовал отцу, так как он говорил истинную правду. Беседуя с ним, я понял, что он делает много, чтобы наладить прочные отношения со своими детьми. По десятибалльной шкале его "героический образ" находился не ниже 7, 5, а возможно, и выше. Но дети, как и всякие люди, не очень-то стремятся брать на себя обязательства, то есть проявлять ответственность.

Такие понятия, как ответственность и обязательства не очень-то популярны, особенно среди детей. Ведь проявлять ответственное отношение значит ломать свой стиль. Легче все сделать по-своему и ни перед кем не отвечать. Но жизнь устроена по-иному. Если бы люди не проявляли ответственности, общество лежало бы в развалинах. Без ответственного отношения к делу дома превратятся в хаос, о многие и уже превратились, потому что кто-то из членов семьи отказывается от ответственности перед всей семьей.

Ответственность включает в себя подчинение и повиновение

Я считаю, что ответственность тесно связана с двумя библейскими концепциями — смирением и послушанием. Если я готов проявить ответственность, это означает, что я с чувством покорности подчиняюсь и повинуюсь другим, удовлетворяю их желания, нахожусь в услужении им.

Многие считают, что повиновение — признак бесхарактерности и слабости. Когда апостол Павел перечислял, как исполняться Святым Духом, он говорил: "Повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф. 5: 21). Особенно мне нравится, как об этом высказывается Дик Дей:

Наши рекомендации