Как работать над своими детьми
В ходе интервью, которое журналистка одного из ведущих христианских журналов брала у нашей семьи для последующего опубликования его на первых полосах журнала, она спросила у нашего сына Сина:
"Какое качество отца тебе не нравится?"
Син, которому в ту пору было лет шесть-семь, удивленно посмотрел на женщину и сказал:
"Все нравится".
"И все же должно же быть что-то, — уговаривала журналистка. — Назови мне одно какое-нибудь качество".
"Ну..., — медленно проговорил Син, — он часто не бывает дома".
Глаза журналистки засверкали, и она, ни слова не говоря, стала судорожно записывать что-то. Затем она побеседовала с остальными членами семьи и уже хотела уходить, когда я остановил ее.
"Прошу Вас, позовите Сина в комнату и задайте ему еще один вопрос".
"Хорошо, — ответила она. — Но что я должна спросить?"
"Спросите его, что ему больше всего нравится в отце".
"Но зачем..., " — начала она.
"Просто так, — ответил я с улыбкой. — Посмотрим, что произойдет".
Она пригласила Сина в комнату и спросила:
"Син, что тебе больше всего нравится в отце?"
Не колеблясь, Син ответил:
"Он проводит со мной много времени".
Журналистка записала слова Сина, но я уверен, что она не очень-то их оценила. Ведь я не настаивал, чтобы этот вопрос был задан и другим детям, и она не могла понять, почему мы проделали этот небольшой эксперимент с Сином.
"Если Вы интересуетесь, почему я попросил Вас проделать это, — сказал я, — вспомните, что когда Вы спросили его "Какое качество отца тебе не нравится?", он немного растерялся, но его ответ мне понравился. Он сказал, что ему не нравится, что меня часто не бывает дома. Когда он перестанет обращать на это внимание, это будет плохим признаком".
Журналистка удивленно взглянула на меня, и я пояснил:
"Видите ли, если Сину будет безразлично мое отсутствие, это значит, что даже когда я бываю дома, мы мало общаемся друг с другом. Однако он желает, чтобы я был дома, потому что мы проводим вместе много времени и радуемся нашему общению".
Дама поблагодарила меня и ушла. В опубликованном позднее репортаже она хорошо рассказала о том, что Сину нравится в отце и что не нравится. На мой взгляд это самое сильное место в статье.
"Рано ложиться" — это не только девиз
Уверен, что другие дети, отвечая на вопрос, что им нравится в отце, ответят так же, как и Син. Я действительно часто бываю в разъездах, но вот уже много лет, компенсирую это вынужденное отсутствие двумя способами:
1. Я, как можно чаще, беру с собой семью, особенно летом. В итоге мы много времени проводим вместе, несмотря на то, что я так часто нахожусь в пути.
2. Когда мои старшие дети — Келли и Син были моложе, я предпринимал шаги, которые казались многим весьма странными. Кто бы ни был у нас в гостях или звонил нам по телефону и что бы ни случалось, я извинялся и шел укладывать детей в постель.
Если к вечеру мы ожидали гостей, то заранее говорили: "С 6. 30 или с 7. 00 Джош будет отсутствовать". Мы также говорили: "Не звоните Джошу с 6. 30 до 9. 00 вечера, так как в это время он занимается с детьми.
Когда я бывал дома, я обычно проводил эти два с половиной часа с Келли и Сином. Могут спросить, что делала в это время Дотти. Иногда она пользовалась заслуженным ею перерывом. Находясь так часто в поездках со своим мужем, она его заслужила! (Да и сейчас заслуживает).
Чем же занимались мы с детьми каждый вечер? Иногда просто гуляли, читали книгу или боролись на полу.
Одним из наших любимых развлечений была турбулентная ванна "джэкузи", которая была вмонтирована в нашей спальне. Это был очень ценный подарок от моих друзей.
Часто вечерами мы с детьми первыми залезали в нее, а затем к нам нередко присоединялась и Дотти. Однажды вечером ради забавы мы наполнили огромный пластиковый сосуд кукурузными хлопьями и запустили его в воду. Он кружился в ванне, как в водовороте, и каждый из нас имел прекрасную возможность нырнуть за ним. Дети говорили об этом не одну неделю, и я даже слышал учителей и отцов других детей о "кукурузных хлопьях в джэкузи".
Иногда, находясь в джекузи, мы смотрели телевизор, в том числе нашу любимую программу "Семейный поединок". Детям очень хотелось узнать, не может ли наша семья победить две другие семьи, соперничающие между собой в передаче. Мое ежедневное отсутствие в 6. 30 или 7. 00 вечера может показаться странным, да так это и было. Боюсь, я обижал этим кое-кого или во всяком случае, позволил усомниться в своем здравом уме. Но я также получал письма такого содержания: "Больше всего мне понравилось при посещении вашего дома то, что вы проводили время со своими детьми перед сном, чтобы побыть с ними вместе". Иногда некоторые — в основном учащиеся колледжей — писали следующее: "Из всех случаев, когда я слушал ваши выступления, я больше всего оценил для себя сказанные вами слова: "Извините меня, пожалуйста, я ложусь спать одновременно со своими ребятами".
"Рано вставать" — это тоже для героев
С годами мой распорядок дня претерпел значительные изменения. Последнее время, заканчивая большую книгу, я вставал в 2 часа ночи и работал за письменным столом до 6 часов утра. Затем я будил детей, и они прыгали ко мне в постель, где мы боролись, беседовали или обсуждали то, что они собираются делать в этот день. Затем мы одевались, завтракали, и я отвозил их на машине в школу.
В первый же день после возвращения из поездки я, по возможности, придерживался ритуала, заключавшегося в том, что после школы я выводил всех детей на прогулку. Я забирал их примерно в 2. 30, и мы направлялись на часовую прогулку. Затем в течение четырех последующих дней я брал их на прогулку поодиночке — покупал йогурт, мороженое, в общем, все, что они хотели. Главное, что мы играли целый час и делали все, чего желал ребенок. Часто они брали с собой приятелей.
Многим родителям все рассказанное мною о том, как я проводил вечернее, утреннее и дневное время с детьми, покажется явным преувеличением. Они могут сказать: "Откуда он находит на все это время?"
Следует учесть, что я не придерживаюсь какого-то определенного распорядка дня. Я рассказал о рутинных действиях, предпринимаемых мною в течение некоторого периода времени за последние годы. Многое зависит от конкретной занятости, а также возраста моих детей на данный отрезок времени. К примеру, сейчас, когда Келли и Син учатся в средней школе, Кэти посещает начальную школу, а Хитер — детский сад, я поступаю по-разному, чтобы дойти до каждого.
Семьи отличаются друг от друга, у них разные распорядки дня. Ввиду того, что я вынужден много путешествовать, я с большим трудом выкраиваю время на своих детей, когда бываю дома. Однако это создает мне иные проблемы, так как, пытаясь проводить время с детьми, я иногда даю повод Дотти чувствовать, что она мало бывает со мной. Поэтому я каждый раз стараюсь общаться и с ней. Это постоянная борьба, но я понял, что она приносит результаты. Я могу стать героем для своей жены и детей. Я могу освободить время для своей семьи, если я этого захочу. Я также понял, что родительские заботы могут стать одним из самых приятных и эмоциональных жизненных испытаний.
Поступайте так, как подсказывает вам ваш образ жизни, а не мой
Чтобы стать всегда доступным героем, не нужно затрачивать много денег или делать что-то осложняющее ситуацию или не соответствующее вашему образу жизни; однако тратить много времени придется. Я упоминаю в этой главе многое из того, что проделываю с детьми, что может показаться явной передержкой, но я хочу подчеркнуть, что я по-своему провожу время со своими детьми. Вы будете делать это по-своему. Главное, уделять время детям. Для этого не надо делать что-то экстраординарное — как правило, дети требуют от родителей обычного отношения. Ваша долговременная цель должна заключаться в том, чтобы настроиться на определенные действия и не уклоняться с этого пути.
Берите на себя определенные обязательства в отношении своих детей и не нарушайте их
На семинарах родителей я часто задаю вопрос: "Кто из вас брал спальные мешки и отправлялся во двор, чтобы "разбить лагерь" на ночь со своими детьми"? Я проделывал это и знаю, какого рода беседы можно проводить там, всматриваясь в звезды.
Именно в такой ситуации дети разговорятся и поделятся с вами своими мыслями. Когда мы в течение нескольких дней находимся на берегу моря, это становится одним из самых любимых видов нашей деятельности.
Когда это возможно, я предпочитаю уделять внимание поочередно каждому из детей. Как-то летом, когда мы были на ранчо в отдаленном округе штата Айдахо во время организованной для нас бесплатно поездки, я спросил Сина: "Сынок, не хотел бы ты совершить со мной куда-либо экскурсию?"
Син ухватился за эту мысль, мы надели рюкзаки, уложили туда еду, взяли несколько бутылок кока-колы и отправились в поход, который продлился пять часов.
Мы поднялись по склону вдоль каньона, взобрались наверх и увидели водопад и место, где мы могли поплавать в водоеме, позагорать, лежа на скалах, поужинать и просто побыть вместе. Мы даже смогли убедить себя, что мы первые люди, побывавшие здесь. (Однако на обратном пути мы нашли несколько консервных банок и бутылок, которые опровергли наше мнение на этот счет).
Но в целом мы замечательно провели время: я смог пять часов побыть наедине с сыном, которому в том году исполнилось десять лет, и уделить ему внимание. Я рассматриваю это время как пик летнего сезона, с которым не могут сравниться ни Диснейленд, ни ягодная ферма Нотта, ни какие-либо парки с дорогими, утонченными развлечениями.
Битва водяными шарами ранним субботним утром
Моя цель — делать со своими детьми то, что я не смог делать со своим отцом, потому что он этого не хотел. Возможно, я осуществляю мечту своего детства, однако считаю, что это соответствует здоровому образу жизни. Например, я всегда хотел устроить бой с помощью водяных шаров с отцом или матерью, но они никогда не шли на это. Несколько лет тому назад во время пасхального уикэнда я сказал:
"Дети, как насчет того, чтобы организовать бой водяными шарами?"
Сначала они подумали, что я шучу, но когда я принес 120 шаров и стал наполнять их водой, они поняли, что у меня серьезные намерения.
После того как я наполнил шары водой, оба наши ребенка (тогда у нас были только Келли и Син) в сопровождении двух своих друзей вышли вместе со мной во двор. Я взял шланг для поливки сада и очертил им огромный круг. Затем дал каждому по тридцать шаров, наполненных водой, и встал в центре большого круга. Мы действовали по правилу: каждый мальчик мог бросать одновременно один шар, но в тот момент, когда он лопался, можно было бросать другой шар. По заведенному правилу как только ребенок попадал в меня, он получал монету в 25 центов. Но если мне удавалось поймать шар, бросить его в них и попасть, они платили мне пять центов.
То, что произошло при этом, можно было назвать кромешным адом вперемежку с неописуемой радостью. Я же считаю, что совершенное нами соответствовало библейским канонам. В Книге Екклесиаста говорится, что бывает время, когда следует смеяться и плясать. Пророк Захария писал о родителях, сердца которых возвеселятся, а их сыны увидят это и возрадуются (10: 7).
Дело в том, что такие события, как игра в водяные шары на Пасху, детьми не забываются, а героизм состоит лишь в том, чтобы оставить в их памяти неизгладимое впечатление.
Попытайтесь ходить — задом!
Возможно, то, что я сейчас предложу и не для вас, но эту идею вы можете использовать по-своему. Приходилось ли вам когда-либо идти по улице задом, одновременно разговаривая с детьми? Если вы, как и я, немного с причудами и придурью, то можете попытаться, так как такое вам, наверняка, проделывать не приходилось.
Конечно, если соседи увидят, что вы ходите задом, они решат, что вы свихнулись, но детям это понравится. Вы идете задом, а они смотрят на вас, двигаясь вперед. Пока вы не пройдете квартал или около этого, они будут хихикать и смеяться, затем я стараюсь вставлять в разговор духовные истины. Например, "Иисус — свет мира, и куда бы мы ни шли, Он указывает нам направление. Он демонстрирует нам, что представляет собой жизнь".
Если ходьба задом вам никак не подходит, вы, разумеется, можете идти передом со своими детьми, беседуя и делясь впечатлениями. Вы можете дойти до угла и купить мороженое. Если супермаркет не так далеко, стоит дойти до него и купить что-нибудь.