Принятие: истинный смысл Притчи 22: 6
Когда моему сыну Сину было двенадцать лет, он играл в бейсбольной команде. За неделю до начала сезона мне в голову пришла мысль, как продемонстрировать принятие ему и его товарищам по команде. Я купил двенадцать талонов, по которым в местном ресторане можно было получить сливочное мороженое и отдал их тренеру.
"Это для детей, " — сказал я ему.
"Хорошо, — тренер широко улыбнулся. — Спасибо. Если б все родители так к этому относились, Отдам им после первой победы".
"Нет, — ответил я спокойно. — Хочу, чтобы вы угостили их мороженым после первого поражения".
Тренер недоуменно посмотрел на меня. Мои слова не соответствовали его представлениям о победах, поражениях и наградах за хорошую игру. Я пояснил ему:
"Не знаю как вы, но я, воспитывая детей, не награждаю их за успехи и старания. Я не хочу награждать их за старания точно так же, как за тот факт, что они созданы по образу Божьему. Я верю, что мой сын создан по образу Божьему и что в нем заложены безграничная ценность, значение и достоинство, не имеющие никакого отношения к его игре в бейсбол. Если бы он ни разу в жизни не играл в бейсбол, я все равно так же любил и принимал его".
Тренер долго на меня смотрел. В конце концов единственными словами, которые он смог выдавить из себя, были: "Да, вот это новость".
Сезон начался, и первые игры команда Сина выиграла. Но третью или четвертую проиграла, и тренер сдержал слово. Каждому игроку выдал по талону на мороженое, и команда "отметила" свое поражение.
За это мороженое Син благодарил меня по меньшей мере пять раз. Кроме того в течение следующих двух недель трое других игроков команды пришли поблагодарить меня за такое отношение. Особенно мне запомнился парень по имени Джесси. Он сказал:
"Спасибо за мороженое, мистер Макдауэлл. Как здорово! Для вас не имеет значения, выигрываем мы или проигрываем, вы все равно нас любите".
Никакие другие слова не могли сделать меня счастливее. Сину и его товарищам по команде я хотел дать понять, что их ценность не основывается на умении играть в бейсбол. Она основывается на том факте, что каждый из них создан по образу Божьему и имеет безграничную значимость и безграничное достоинство. Трудно ли усвоить такой урок двенадцатилетнему мальчишке? Разумеется, нет, особенно если в качестве доказательства вы к тому же используете мороженое.
Вы один из пяти миллиардов
Мне также хочется, чтобы Син и остальные мои дети поняли, что каждого из нас Бог не только сотворил по Своему образу, Он дал каждому свою уникальную индивидуальность. Вдумайтесь: среди свыше пяти миллиардов людей, живущих сейчас на нашей планете, нет ни одного такого же, как вы. И ни одного, подобного вашему ребенку.
Я часто задаю студентам вопрос:
"Если среди пяти миллиардов людей вы, как личность, единственный, то почему же вам надо стараться быть похожим на кого-то еще?"
И тем не менее многие стремятся быть таким, как кто-то другой. Они живут, завидуя другим людям — их внешности, волосам, комплекции, талантам, способностям. Создание здоровой самооценки надо начинать с осмысления факта, что Бог создал вас уникальным. Перефразируя известную рекламу, можно сказать:
"Бог не создает отбросы"
Одно из лучших описаний уникальности ребенка можно найти в известных словах, записанных царем Соломоном: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Притчи 22: 6).
К сожалению, многие родители-христиане неправильно истолковывают этот стих, считая, что он означает: "Читайте Библию в семье, молитесь, водите детей в воскресную школу и церковь, и когда они вырастут, то не отойдут от веры".
Но истинный смысл этого стиха основывается на словах "путь его". Автор имеет в виду путь ребенка, а не Божий путь. Глубинный смысл этих слов подразумевает "стремление получить водительство, соответствующее уникальности данного человека".
В другом месте, в Псалмах, тоже самое древнееврейское слово переведено как "натянули"[1] — имеется в виду натяжение лука. В наши дни, когда изготавливаются точные инструменты по определенным стандартам, почти каждый может приобрести лук и сразу научиться поражать цель. Но в библейские времена стандартов не было. Каждый лучник пользовался своим луком, привыкая к его силе и другим качествам.
Лучники сами делали свои луки, и если хотели поразить кого-то, должны были знать их уникальные особенности.
Точно также родитель должен знать уникальную особенность каждого ребенка в семье. Наставление ребенка "на пути его" не означает предоставления его самому себе или позволения ему делать, что заблагорассудится. В толковой Библии "Рири" стих 22: 6 Притчей комментируется следующим образом: "в начале пути его" на деле означает "соответственно его пути", т. е. в соответствии с привычками и интересами ребенка. В воспитании надо принимать во внимание его индивидуальность и наклонности, а также учитывать физическое и умственное развитие". 1
Как лучник должен был находить особое "натяжение лука", так и вам надо найти особое натяжение для каждого ребенка. Родители инстинктивно чувствуют, что каждый ребенок особый, но при этом часто допускают ошибку, воспитывая всех детей одинаково. Возможно, это происходит потому, что от всех детей ждут одного и того же. Согласен, что во всех семьях должны быть какие-то нормы, но не существует никакого стандарта в отношении детей, поскольку каждый ребенок на отношение к себе реагирует по-разному. Фактически:
"Нормативное воспитание" — кратчайший путь к разрушению личности любого ребенка.
Почему в воспитании ребенка так важен самый ранний возраст
В этой сфере воспитательного процесса очень большое влияние на меня оказали Дик и Шарлотта. Психологию воспитания я поначалу познавал, наблюдая за ними и их детьми, а уж потом начал применять ее, когда мы с Дотти создали свою семью.
По мнению психолога Эрика Эриксона, признанного авторитета в области изучения развития человеческой личности, все мы в своей жизни проходили через восемь "возрастов" или этапов развития. Первые два года жизни ребенок находится в возрасте доверия — родители удовлетворяют его самые примитивные потребности. Но именно в это время закладывается фундамент его самооценки и чувства уверенности в себе.
Затем ребенок вступает в возраст самоосознания, характеризующийся повторением слов: "Я. Мое". Ребенок начинает чувствовать себя исключительной личностью, а не продолжением чего-то. Именно теперь родителям надо признать его уникальность и начать наставлять его "на пути его". Иными словами, начать признавать индивидуальную личность ребенка, работать, учить и подпитывать ее.
В дошкольные годы, когда он начинает общаться с другими детьми, ребенок вступает в возраст инициативы. До этого дети занимались играми каждый по себе, но не совсем вместе. А вот в дошкольном возрасте (от трех до пяти лет) они начинают общаться и играть с другими детьми. Начинают действовать вместе, что-то сообща придумывать и планировать. 2
Все эти три первые этапа имеют исключительное значение для формирования самооценки ребенка. Мы часто слышим о важности трех-пятилетнего возраста для ребенка. Родителям не надо выбирать какой-то возраст для внушения детям их особенности и для подпитывания этого представления безоговорочным принятием. Много лет назад Дотти услышала такие вот слова Джин, жены доктора Говарда Хендрика: