Ангелы и слова, которые мы говорим

Власть произносимых нами слов зависит от того, подчиняемся ли мы уровням власти или нет. В книге Екклесиаста 5:5 говорится о том, что происходит, когда мы произносим непокорные слова перед ангелами.

«Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред ангелом Божиим: "это — ошибка!" Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?»

Речь в этом стихе идет о человеке, который дает Богу обещания и не держит их. Автор говорит, что ангелы в такие моменты слушают нас и знают все, что мы говорим. Рой Хнкс (старший) писал:

«Если бы только наши глаза могли увидеть ангелов-хранителей, стоящих рядом с нами! Если бы мы могли следить за выражением их лиц, то увидели бы, как они изменяются, когда с наших губ сходят пустые, маловерные слова. Мы бы наверняка следили за собой строже. Как много зависит от наших слов! Они способны до неузнаваемости преображать окружающий нас мир. И если возможно словами сомнения парализовать ангелов-помощников, то, наверное, можно дать повод и злым ангелам заполнить пустоту, сделан наше положение тяжелее, чем когда бы то ни было».2

Давайте сравним слова веры, сказанные Марией и слова сомнения, произнесенные Захарией, когда их посетил архангел Гавриил.

Вероятно, им обоим было нелегко поверить Гавриилу: Захария был слишком стар, чтобы иметь детей, а Мария была девственницей.

Реакция Захарии исполнена сомнения — он, фактически, просит знамения, которое доказало бы ему, что все сказанное Гавриилом на самом деле случится (Луки 1:18). «...по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». Гавриил незамедлительно прерывает эти слова неверия (Луки 1:20). Захария онемел и не мог говорить до тех пор, пока не родился Иоанн. Он получил знамение, но, вероятно, не совсем такое, о каком просил. Ангелы очень внимательны к нашим словам. Можно утверждать, что слова веры и неверия способны соответственно «активировать» и «дезактивировать» ангелов (см. главу 20).

С другой стороны, ответ Марии свидетельствует, что она поверила Гавриилу. Она как бы говорит: коль скоро это должно случиться, то мне интересно, как именно. Она спрашивает: «...как будет это, когда я мужа не знаю?» (Луки 1:34).

Гавриил ответил просто: «...у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37). Расширенный перевод Библии толкует эти слова так: «Никакое слово от Бога не останется без силы или без исполнения».

Гавриил сказал нечто невероятное. Он сказал, что Божье Слово, которое он передал Марии, способно подарить ей ребенка! Мне кажется, что когда Мария покорилась власти Божьего Слова и сказала: «...да будет мне по слову твоему», — в тот самый миг в ней зародился Иисус.

Ее вера активировала Божье Слово, Которое мгновенно стало плотью в ее чреве. Ее покорность власти стало верой, которая сделала возможным зачатие Иисуса, Сына Божьего. Ее ответ — одно из самых ярких проявлений веры, какие мы встречаем в Библии.

Иисус учил, что благодаря нашим словам мы получаем искупление, оправдываемся и делаемся праведными, либо принимаем осуждение (Матф. 12:37). Когда мы внимательно прислушиваемся к Богу, то легко понять, что слова неверия и сомнения создают тяжелую и гнетущую атмосферу.

Когда мы подчиним себя власти Божьего Слова, Божьи ангелы станут нам помогать. Они знают, когда мы подчиняем себя непререкаемой истине Слова и стараются помочь нам воплотить Его в жизнь.

Церковь учит ангелов

Церковь не выполнит своей миссии до тех пор, пока не покорится Иисусу так, как Тот покорился Отцу. Мы находим Божий замысел относительно Церкви в послании к Ефесянам 3:10.

«(Цель в том) дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия».

Именно посредством Церкви святые ангелы постигают многообразную премудрость Бога. Это тем более поразительно, если принять во внимание, что ангелы были созданы Богом прежде вселенной (см. Иов 38:4, 7).

Ангелы постигали суть Божества в течение миллионов, возможно, миллиардов лет по земному времени. И все же Церковь способна рассказать им о Боге нечто новое!

В своем первом послании Петр рассказывает о том, «во что желают приникнуть Ангелы» (1-Пет. 1:12). Это есть любовь, милость, сострадание и самопожертвование Бога, которых ангелы никогда в полной мере не видели до тех пор, пока не был распят на кресте Иисус.

«Они видели Сына в Его божественной ипостаси; но только теперь в облике человека. Какое поразительное смирение! Подчинение Своему собственному закону так, словно Он — обычное существо! Это было что-то совершенно новое... Борьба с сатаной в длительном искушении! Это тоже что-то совершенно новое... Страдать от упреков и презрения со стороны грешников! Это совершенно ново... Мучиться в Гефсиманском саду, быть распятым между двумя разбойниками и принести себя в жертву! Что-то невиданное.

Они видели Его совершенно счастливым и прославленным, но видеть Его агонию, слышать Его предсмертный стон, узреть Его окровавленное тело — и все это ради мира, который восстал против Него! Что за таинственная любовь! И после всего этого увидеть Его воцарение и прославление в человеческом облике! Да, это было что-то совершенно новое в нравственной истории вселенной...

Здесь ангелам пришлось поломать головы; здесь скрыты были многие ключи к высшим тайнам; здесь божественное совершенство открывалось с совершенно новой стороны; и продолжает открываться по мере того, как один земной век сменяет другой!»3

Как, должно быть, они следят за нами, поставленными изначально ниже них, но во Христе вознесенных гораздо выше, потому что мы стали частью Божьей семьи

Кеннет Уест, знаток греческого языка и переводчик Нового Завета, писал:

«Церковь, таким образом, становится для ангелов своего рода университетом, в котором каждый святой — ученый. Только через Церковь ангелы могут вполне постичь Божью благодать».4

Через Христа Церковь была вознесена гораздо выше ангелов. Мы принадлежим к Божьей семье и восседаем по правую рук от Бога вместе с Иисусом. Какую власть это гарантирует Церкви! Иисус передал Свою власть Церкви и. поскольку ангелам об этом известно, они внимательно смотрят за тем, как мы ею пользуемся.

Когда христиане получают откровение своего положения во Христе, когда они противостоят врагу в силе имени Иисуса, понимая власть, данную Богом Церкви, ангелы признают их власть. Если мы желаем воплотить волю Бога на земле и находимся под Его властью, то ангелы станут нам содействовать.

Святой Дух и ангелы

Мы выяснили, какие роли ангелы играют подчас в наших жизнях, но каковы отношения между ангелами и Святым Духом?

Почему по-прежнему существует ангельское служение, в то время как у нас, христиан, есть Святой Дух. Который нас направляет?

Мы рассмотрим эти вопросы в следующей главе.

Глава 19

Дух Святой, ангелы и мы

«Подлинное понимание времени требует от нас выхода

за рамки причинно-следственного мышления и

постижения духовных эпох. Если и в самом деле мы
живем в эпоху особой Божественной активности, то
нам следует понять, в чем смысл происходящего».1
— Джордж Отис (младший).

НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД я и моя жена Шерли отправились на служение в Аргентину вместе с Омаром Кабрерой, который организовал там «Церковь Центрифуги - численностью более 120000 человек. Он задал мне поразительный вопрос.

«Почему люди в вашей стране не видят ангелов?» - удивился он и сам ответил: «Люди на Западе такие образованные, такие рациональные, что верят только тому, что можно проверить в эксперименте. В Аргентине люди очень простые. Они живут на природе. Они разговаривают с невидимым миром, и он им отвечает. Почти каждое воскресенье кто-нибудь в нашей церкви рассказывает о встрече с ангелом».

В ответ на это я сказал типичную для западного человека вещь: «У нас в Америке многие время от времени видят ангелов, но я сомневаюсь в правдивости их рассказов».

Омар возразил: «Мы все истории проверяем, и большинство оказываются самыми, что ни на есть подлинными».

Затем он задал мне другой вопрос: «Заметил ли ты связь между Святым Духом и ангелами в книге Деяний?»

За все время моего служения никто не задавал мне подобного вопроса и даже не намекал, что подобная связь существует. В самолете, возвращаясь в Майами, я стал перечитывать книгу Деяний, и был немало удивлен.

В 8 главе Филипп, увлеченный проповедью в Самарии, увидел ангела, который сказал ему прекратить проповедь и отправиться на юг к дороге, ведущей из Иерусалима в Газу. Филипп повиновался.

Он вышел на эту дорогу и встретил там важного эфиопского сановника, заведовавшего королевской казной. Этот человек, вероятнее всего, боялся Бога. Он возвращался с поклонения из Иерусалима, читая книгу пророка Исайи. Откуда Филипп узнал, что нужно делать? Может быть, ему снова явился ангел?

Нет. Библия говорит, что Святой Дух сказал Филиппу подойти к колеснице (Деян. 8:29). Ангел подготовил эту встречу, а, когда Филипп подчинился. Святой Дух довел дело до конца. Этот пример убедительно свидетельствует о том, что Святой Дух и ангелы трудятся вместе.

То же самое мы видим в случае с Петром, который был послан к Корнилию. богобоязненному человеку, сотнику элитной римской военной части. Корнилию явился ангел и повелел послать за Петром, который в то время находился в доме Симона в Иоппии.

Бог послал Петру видение о чистых и нечистых животных, что было символом очищения язычников благодаря крестной жертве Иисуса.

«Между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, ни мало не сомневаясь; ибо Япослал их».

(Деян. 10:19-20. полужирный курсив добавлен)

Библия говорит, что их послал ангел, но также и Святой Дух. Ангелы, следовательно, находятся под непосредственным руководством Святого Духа.

Можно предположить, что схема действий такова: Святой Дух посылает ангелов, чтобы те направили вас в нужную сторону, и, затем, Сам дает окончательные указания.

Когда Филипп, послушавшись Святого Духа, приблизился к колеснице, то увидел в ней человека, читающего Писание. Самым естественным началом разговора было спросить этого человека, не еврея, понимает ли он написанное. Обратите внимание, что ни ангел, ни Святой Дух не диктует Филиппу, что говорить и не ведут его за руку, как младенца.

То же самое можно сказать о Петре и Корнилии. Ангел указал им нужное направление. Святой Дух дал необходимые указания, но в остальном они были предоставлены самим себе.

Ангелы и их поручения

Выйдя на пенсию, мой отец некоторое время жил на Пойнт Роберте в штате Вашингтон. Несмотря на то, что этот полуостров является территорией Соединенных Штатов, добраться до него можно только из Канады. Несколько лет назад я навестил его вместе с родными. В конце нашего пребывания у него, мы путешествовали в автофургоне по крутым склонам Британской Колумбии.

Сидя дома за чашкой кофе, отец внезапно увидел ангела, который сказал: «Терри и его друзья находятся в серьезной опасности». Затем он словно увидел наш фургон и то, как он падает в обрыв.

Мой отец прекрасно знает Божье Слово и не только с точки зрения фактов и стихов, но и с точки зрения принципов. Он узнал от Святого Духа, что нужно сделать и так и поступил. Он узнал, что ответственность за наше спасение лежала на нем. и он стал действовать.

Со всей силой желания он воскликнул: «Во имя Иисуса, позаботься о них!»

Ангел тут же исчез и через некоторое время появился вновь: «Все в порядке, с ними ничего не случилось». И исчез вновь. Мы спокойно завершили наше путешествие.

Возможно, эта ситуация не во всем совпадает с ситуацией Филиппа и Петра, поскольку речь шла о безопасности членов семьи, а не о чьем-то спасении. Как бы то ни было, принцип был тот же: сперва ангел приносит некую весть; затем Святой Дух подсказывает, что делать (мой отец уже знал, как поступить), и, наконец, действия со стороны человека.

О роли ангелов мой отец знал как из Библии, так из собственного опыта. Когда я был еще подростком, ангел спас отца от трагической гибели. Он тогда был одновременно пастором и фермером и на одно лето сдал внаем нашу ферму площадью более 600 акров другому человеку. Как-то раз мой отец помогал арендатору в поле, и у них застрял трактор. Они решили, что отец поможет вытащить трактор из рытвины с помощью другого, поменьше.

Место было очень неровное, и трактор увяз по самую кабину, к тому же сильно завалился назад. У отца было такое чувство, что ему не следует браться за это дело. (Это чувство было тем, что называют «подсказкой» или «свидетельством» Святого Духа). Он сказал фермеру о своем нехорошем предчувствии, но тот упросил отца, заверив, что не раз уже проделывал эту операцию.

Не послушавшись лучшего совета, отец взобрался на свой маленький трактор, у которого вокруг сиденья шли гидравлические трубки. Ощущение было такое, словно забираешься в кабину небольшого самолета. Когда отец нажал на газ, застрявший трак гор встал на дыбы и начал заваливаться назад, прямо на трактор отца.

Когда это случилось, отец услышал голос, сказавший ему. «Прыгай!» Он понял, что это ангел, и попытался выпрыгнуть, но мешали гидравлические трубки. Затем он почувствовал, как его вынули из кабины и аккуратно опустили на землю примерно в двадцати футах от трактора.

Арендатор не видел, как ангел вытащил отца из сиденья. Он видел только, что трактор с грохотом опрокинулся на землю. Закричав от ужаса, он бросился выкапывать отца из-под перевернувшегося гиганта. Когда отец окликнул его сзади, он побелел как лист бумаги, очевидно не в силах понять происшедшего. Затем он сел на землю и затрясся нервной дрожью.

Отец не слышал, чтобы Святой Дух приказал ангелу вмешаться, но он знал, что именно это и случилось. Он знал это из послания к Евреям 1:14: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех. которые имеют наследовать спасение?»

Что же это значит?

Как далеко могут зайти ангелы, выполняя свое поручение?

Заходят они так далеко, как велит им Дух и как верующий их принимает.

На нижеследующих примерах я хочу продемонстрировать, что служение тем, кто наследует спасение - это взаимодействие Божьих ангелов, Святого Духа и детей Божьих, действующих в добровольном подчинении.

Человек нашего времени, который рассказывал о многочисленных посещениях ангелов - покойный Рональд Бук, пастор церкви «Центрального Божьего Собрания» в Бойзе. Айдахо Я уже упоминал, что он был моим другом. Благодаря книге, написанной о нем техасскими евангелистами Чарльзом и Фрэнсис Хантсрами, история его жизни стала широко известной. Впрочем, возникли и споры. Пятнадцать или двадцать лет назад люди не были еще готовы столь открыто говорить об ангелах.

В отличие от возникшего недоумения, главными для меня было то, что я знал Рональда лично и то, что он был хорошим человеком. Он был одним из смиреннейших и скромнейших людей, которых я когда-либо встречал. Я бесконечно его уважал. Он сам и являвшиеся ему ангелы сыграли в моей жизни очень важную роль.

Позвольте, я поясню. Будучи тринадцатилетним подростком, я отдыхал в лагере в Нанус Бей на Ванкувер Айленд в Британской Колумбии. Однажды вечером я слушал выступление представителя «Американских Божьих Собраний», который призывал нас поверить Христу и участвовать в различных миссиях. В одной из своих книг я рассказывал, что был очень непростым, сложным ребенком и через какую внутреннюю борьбу пришлось мне пройти прежде, чем полностью покориться Богу.

После собрания мне не хотелось возвращаться в домик к родителям, и я остался в актовом зале. Я чувствовал себя глубоко потрясенным, но не знал, что все это означает. Все разошлись и свет в зале потушили. Прошла полночь, затем час ночи, а в два евангелист вернулся.

Его звали Дуайт МакЛафлин и вернулся он потому, что забыл на кафедре свою Библию. Я сидел на скамейке в совершенной темноте, и он не мог меня видеть, я же прекрасно видел его в лунном свете. Я старался не шевелиться, но он почувствовал, что в зале кто-то есть и спросил: «Кто здесь?» Когда я отозвался, он прошел ко мне в дальний угол.

Подойдя, он сказал: «Наверное, это Господь послал меня к тебе». Затем признался, что внезапно проснулся и почувствовал, что нужно вернуться взять Библию. Спросив, можно ли за меня помолиться, он положил мне на плечо руку и я ощутил приток тепла. Меня стала бить дрожь.

Он произнес: «Я вижу видение. Бог призвал тебя, и ты объедешь весь мир и будешь проповедовать Евангелие. Я вижу десятки и сотни тысяч людей».

Он рассказал о поле, заполоненном людьми и, что видит меня стоящим перед ними с открытой Библией в руках. И хотя эти люди не говорили по-английски, мои слова проникали им в самое сердце.

Теперь следует сказать, что я вовсе не собирался быть проповедником — я и так всю жизнь был «сыном проповедника» и мы жили на «пожертвования любви» — сплошная любовь и никаких денег! Тем не менее, я считаю, что Мак Лафлин увидел реальную толпу — ту, которая намного позже была послана нам в Польше. На поле собралось триста тысяч человек — по обе стороны стены люди тянулись на полмили.

На следующее утро на линейке Мак Лафлин вывел меня перед строем и сказал, чтобы на меня обратили особое внимание, потому что я призван к всемирной миссионерской деятельности. В тот момент я был совершенно сбит с толку.

Много лет спустя, в 1977 году, я посетил церковь Роланда Бука в Бойзе, штат Айдахо, со своей музыкальной группой «Живой Звук». Как-то поздно вечером мы с Роландом сидели в его машине возле церкви и он рассказал мне историю.

Он начал очень спокойно: «Терри, на прошлой неделе я разговаривал с Гавриилом».

В то время я знал об ангелах не больше, чем рядовой христианин, а, может быть, и меньше, поэтому я спросил: «Каким Гавриилом?»

Когда он сказал, что с ангелом Гавриилом, я не поверил: «Да ну. Роланд, брось! О Гаврииле ничего не было слышно со времен Ранней Церкви». Я отреагировал как профессор греческого языка, который как-то сказал Чарли Шедду, что «значительная часть Библии - история, и мы должны это уважать» 2

На следующий год я снова побывал в церкви Роланда, и он снова стал рассказывать об ангелах. Можно сказать, я был совершенно потрясен и сбит с толку. На следующий 1979 год я отправился к нему в церковь на конференцию миссий, после того как договорился отправиться в Австралию в качестве проповедника.

За завтраком мой партнер по евангелизации, Гордон Гоадмейер, поразил меня своим вопросом, обращенным к Роланду.

«Послушайте, пастор, - сказал он, - если вы постоянно говорите с ангелами, а ваша церковь поддерживает нашу миссию то почему бы вам не спросить их о нас?»

Ответ меня удивил: «Но, Гордон, ангелов о таких вещах не спрашивают».

Я понятия не имел, о чем спрашивают ангелов, потому что никто из моих знакомых этого не делал. Но Роланд спокойно сидел напротив и ничего не говорил. Вскоре дела разлучили нас, и я забыл об этом разговоре.

Тремя месяцами позже меня попросили представить Роланда на национальном христианском телеканале. Недавно вышедшая книга о нем привлекла внимание к Бойзу и тому, что происходило там с ангелами. Перед выходом программы в эфир мы оказались с Роландом наедине в одной из комнат.

Он сказал: «Терри, ты помнишь, как в тринадцать лет ты побывал в лагере в Канаде?» я ни одной живой душе не рассказывал о том, что произошло той ночью.

Роланд продолжал: «Ты помнишь, как в два часа ночи лагерный евангелист, - и он назвал Дуайта Мак Лафлина по имени, - вошел в зал? Ты помнишь, как ты сидел там и молился, а он подошел к тебе и возложил на тебя руки?»

Я удивился: «Роланд, откуда тебе известно про ту ночь''» Он посмотрел на меня и улыбнулся. Я воскликнул: «Ты что разыгрываешь меня? Или тебе рассказал об этом ангел?»

Он кивнул и сказал, что ангелы разбудили Мак Лафлина, потому что Бог избрал ту ночь для моего посвящения на служение «Ангелы много рассказывали о тебе. Например, о твоем детстве, о том, как тебе было непросто. В детстве тебе приходилось преодолевать много трудностей. Так Бог подготавливал тебя к служению. Он закалял твой характер, потому что однажды ты должен был столкнуться с КГБ».

«Когда отправляешься в Советский Союз, то перед тобой летит группа ангелов — приготовить путь. Сзади тоже летят ангелы, которые охраняют тебя во время всего пребывания. Ангелы были с тобой все время. Они все это время помогали тебе».

С тех пор и навсегда я лишился своего скептицизма относительно служения ангелов людям.

Моменты полноты времени

В греческом языке есть интересное слово — «кайрос», которое в Библии обычно переводится как «полнота времени». Греки употребляли это слово, чтобы обозначить самые главные, судьбоносные моменты человеческой жизни. Библия рассказывает только о двух таких моментах: рождество Иисуса (Галатам 4:4) и Его будущее возвращение (Ефесянам 1:10). Есть, тем не менее, моменты «кайрос» и в истории, и в наших собственных жизнях.

Полнота времени означает, что все готово к тому, чтобы произошла некая перемена. Когда земля достигает точно определенной точки относительно Солнца, происходит смена сезона. По наступлению полноты времени, весна сменяет зиму, а лето — весну. Этот термин передает Божье понимание времени.

Сегодня моменты «кайрос» наступают по всему миру. Происходят невероятные события, вызванные заступничеством Божьих людей, в точном соответствии с Божьим временем.

Джордж Отис (младший) писал в своей книге «Последний гигант»: «Что если мы вошли в новый Божий сезон (а я считаю, что так и есть), в котором положены новые правила, старое прошло и мы не можем вернуться к своим обыденным делам, как прежде».1 Отис пишет, что моменты «кайрос», особенно если они подразумевают крушение государств и идеологий, создают духовный вакуум. Если Божьи люди не осознают своей роли и не пользуются моментом, наступает хаос. Этим пользуется дьявол.

В особенности сегодня нам следует быть похожими на сынов Иссахара, героев древнееврейской истории. То были «люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю» (1-Паралипоменон 12:32).

Посмотрите, какой вакуум оставил после себя в Восточной Европе марксизм - эта устаревшая идеология. Миллионы людей лишились духовного руководства. В результате они стали свободнее, но им угрожает духовный хаос и многие чувствуют, что такое положение может привести к еще худшей диктатуре.

Что бы сыновья Иссахара посоветовали сегодня Советскому Союзу?

Что бы, по их мнению, должна была делать Америка?

Мы можем упустить очень важный момент «кайрос», который наступил в последнее десятилетие второго тысячелетия нашей эры. А, следовательно, одна из Божьих целей может быть нами не достигнута.

Предположим, Филипп не послушался бы ангела? Было бы сегодня у Эфиопии Евангелие?

Предположим, Петр не пошел бы с людьми, посланными Корнилием, или Корнилий их не послал бы? Я считаю, что язычники все равно услышали бы Благую Весть, потому что замысел Бога не остановить. Тем не менее, жизни Корнилия и Петра были бы совсем иными.

А вы не растеряетесь, когда в вашей жизни наступит момент «кайрос»? Известно ли вам, какую роль могут сыграть ангелы в осуществлении Божьего замысла относительно вас?

Глава 20

«Активизация» ангелов

«Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие
силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу
слова Его».
— Псалом 102:20

Я НЕОХОТНО ПРОИЗНОШУ СЛОВО «активизировать» в отношении ангелов, потому что в последние годы оно часто употреблялось, чтобы показать, что ангелы, прежде всего, наши служители, а не сослужители вместе с нами Богу. Все же, если иметь в виду, что мы способны создать такие условия, в которых им было бы удобно нам помогать, то термин «активизировать» — правильный. Если мы идем по неверной дороге, то они просто стоят рядом, они «бездейственны».

По-сути, ангелы являются государственными служащими Бога, Верховного Правителя Вселенной (Исайя 46:8-11; Римлянам 11:36; Ефесянам 1:11). Активизация ангелов в Библии всегда непосредственно связана с выполнением Божьего замысла.

Человек никак не может контролировать действия ангелов. Их главная мотивация — послушание и покорность Богу. Тем не менее, человек способен сделать нечто, что активизирует ангела, помогает ему выполнять для человека работу.

Изучая ангелов, я выяснил, что существуют пять человеческих действий, которые помогают ангелам воплощать свою любовь к Богу через любовь к Его народу Другими словами, наши действия влияют на их действия.

Первый принцип — это покорность власти, и его мы обсуждали в предыдущей главе. Когда ангелы видят, что мы должным образом подчиняемся власти, то они могут служить нам по воле Святого Духа. Вот четыре других принципа: хвала и поклонение, жертва, молитва и даяние.

Власть

Этот принцип был мне наглядно преподан, когда я был еще совсем молодым пастором. Случай, о котором я говорю, изменил ход всей моей жизни. В 1967 году я служил пастором маленькой церкви в Хаттоне, штат Саскатчеван. что находится в прериях Западной Каналы Отец мой возглавлял более крупную церковь я Мелис и Хэт, штат Альберт, в пятидесяти милях от нас. Мой приход состоял из 25 человек, и когда на собрание приходило тридцать, это уже было событием!

Понятно, что такой маленький приход был не в состоянии платить мне полноценную зарплату, и я восполнял недостаток дохода, подрабатывая на ферме у местного пастора, Эда Шталя. Эд преуспевал, у него было стадо из 500 голов скота, которое паслось на тринадцати квадратных милях сухой, практически голой прерии. Нахождение воды для животных составляло для местных фермеров главную трудность.

Эд, однако, был очень необычным человеком и одним из самых благочестивых, честных людей, каких я знал. Работая, он не ходил, а бегал, и весь день говорил с Господом. Однажды ночью в видении Господь показал ему, где в прерии можно отыскать воду. После видения Эд неизменно находил воду там, где искал.

Он также вел значительную торговлю пшеницей и сеном, а моя работа заключалась в весеннем отборе скота и работе на тракторе во время сеяния пшеницы. Летом я много работал на уборке сена, укладывал снопы в большой сенник. Осенью я помогал с уборкой пшеницы — работал комбайнером.

В конце лета 1967-го я узнал, что в Эдмонтон, штат Альберта, приезжает Орал Робертс, и что он собирается исцелять людей.

Эдмонтон находится от Медисин Хэт примерно в 350 милях к северу. Я отпросился у Эла, чтобы посетить одно из собраний Орала Робертса. Я никогда не видел его лично и почти ничего не знал о его служении.

Я поехал днем. Вечером Робертс проповедовал и молился за больных. Внимательно все, посмотрев, я отправился назад к автомобильной стоянке.

В лобби я увидел большой стол, на котором лежали книги и аудиокассеты, а также стол поменьше с рекламными буклетами только что открытого университета в Талсе, штат Оклахома и названного «Университетом Орала Робертса». Я помедлил у второго стола и взял брошюру об университете.

В тот миг, когда я брал брошюру, я вдруг почувствовал сверхъестественную уверенность, что мне предстоит учиться в этом университете. Я почувствовал Божье призвание столь сильно, что, в буквальном смысле, застонал. Меньше всего мне хотелось отправиться учиться за две тысячи миль от дома! И откуда взять деньги на обучение и прочие расходы? Я зарабатывал всего 50 долларов в неделю. Совершенно немыслимо начать копить, имея такую сумму. Кроме того, подобно многим другим молодым проповедникам, я считал, что уже готов «перевернуть мир» имея за спиной всего лишь библейские курсы!

Во время долгого обратного путешествия слезы текли у меня по щекам при воспоминании о сильнейшем призвании, которое я ощутил. В течение трех последующих месяцев я боролся со своим чувством, никому ничего не говоря, даже отцу с матерью. Не рассказывал я ничего и Эду, с которым работал это время плечом к плечу. Тем не менее, через три месяца еженощного сопротивления Божьему призванию и финансовой неуверенности я, наконец, сдался.

Однажды ночью я сказал Господу: «Хорошо, хорошо, я поеду в Талсу!»

На следующий день мы с Эдом копали скважины для опор забора. Работа была тяжелая, и я на секунду остановился передохнуть, все еще чувствуя зуд в руках и боль в спине. Со лба катился пот. Эд вытаскивал из небольшого пикапа заборные стойки, которые он вставлял в вырытые мной углубления.

Я сказал ему: «Эд, вчера ночью я принял серьезное решение. Я верю, что Господь призвал меня поехать учиться в "Университет Орала Робертса", и я решился. Пока не знаю, как все это устроится, но я точно поеду».

Его глаза так быстро наполнились слезами, что я решил, что он уронил на ногу опору.

Он сказал: «Садись в машину. Я должен тебе кое-что показать».

Я запрыгнул в кабину, и мы проехали пару миль по прерии, после чего оказались на вершине холма.

«Ты видишь вон-то пятно? — спросил Эд. — Три месяца назад я работал с быком в поле и мне явился ангел Господень. Свет был такой яркий, что я не посмел взглянуть на него и упал на колени. Ангел сказал мне: "Терри Ло примет решение. Он поедет учиться в Университет Орала Робертса в Талсу. Когда он примет это решение. Бог Отец хочет, чтобы ты оплатил его расходы на обучение"».

Теперь уже мои глаза наполнились слезами. Господь позаботился о призвании, с которым я так долго боролся уже в тот момент, когда меня призывал. Он сделал невозможное — возможным. Эд был покорен повелению Божьему и оплатил все мои расходы.

Закончив университет, я в качестве миссионера объездил много стран и видел, как сотни тысяч людей отдавали свое сердце Иисусу Христу. И я верю, что Эд Шталь внес лепту в обращение каждого из них, потому что он послушался ангела, посланного Богом.

Хвала и поклонение

Второе действие, которое, как кажется, активизирует ангелов — это хвала и поклонение Богу.

Как я уже говорил в 13 главе, я считаю, что до падения сатана руководил хвалой и поклонением Отцу. Он был, так сказать, руководителем небесного хора. Музыка не была создана как средство для евангелизации. хотя Бог использует ее и в этом назначении. У музыки изначально была одна задача — поклонение Отцу.

Когда Люцифер перестал взирать на Бога и обратил внимание на собственную красоту и ум, что-то изменилось в его природе. Он исполнился гордости. Он восхотел поклонения самому себе вместо того, чтобы поклоняться Богу.

И в наши дни одно из главных желаний сатаны - чтобы ему поклонялись, в какой бы то ни было форме. Искушение Иисуса имело целью заставить Господа поклониться ему! Как писал Чафер, трудно представить себе более злодейский, коварный и мерзкий поступок. Но с Иисусом он не прошел, поскольку, Тот сказал сатане, что только Богу следует поклоняться и служить. Вызов сатаны Богу относительно Иова был одним из тяжелейших оскорблений.2 Сатана хотел сказать, что Бога нельзя любить как такового, но только за то, что Он даст людям и что Он для них делает. Сатана утверждал, что Бог вынужден подкупать людей, чтобы те служили Ему. Неудивительно, что Бог позволил сатане испытать Иова! Бог знал, что можно доказать ложность слов сатаны. Он знал сердце Иова.

После чуда с хлебами и рыбой Иисус спросил о том же. Своим вопросом он хотел сказать: «Следуете ли вы за мной ради Меня Самого или ради того, что Я могу вам дать?» (см. Иоанн. 6:26-27).

Истинное поклонение проистекает из любви и благоговения, а не страха или желания что-то получить взамен. Вот этого сатана никогда и не понимал. Джалсон Корнуолл писал:

«Сатане, по-прежнему, гораздо важнее получать поклонение, чем потворствовать греху. Он скорее будет в церкви, нежели в каком-нибудь притоне. Этот падший ангел скорее захочет извратить поклонение человека, нежели его мораль, ибо он знает, что если сможет извратить поклонение, то погубит и мораль».3

Сатана - в высшей степени религиозное существо, ему нужны, а, может быть, и необходимы, хвала и поклонение. Уничтожение человечества не является его главной целью. Гораздо больше он стремится к тому, чтобы люди, созданные для поклонения Богу, стати бы поклоняться ему. Он знает о действии, которое хвала и поклонение производят в духовной сфере. Если он не может обратить внимание на себя, то пытается убить хвалу и поклонение, превратив ее в ритуалы.

И сегодня сатана активно обрабатывает талантливых людей, нашептывая им на ухо сказки о процветании и популярности. Многие из наиболее известных рок-групп, фактически, воздают сатане славу за стихи и музыку, которые «получают, от него под действием наркотиков. Некоторые группы откровенно стараются снискать, благосклонность сатаны. Многие христиане, распевая песни духовного противостояния, в которых многократно повторяется имя сатаны, не понимают, что эти песни звучат для него как хвала.

Музыка играет в Библии роль чрезвычайно важную. Музыка упоминается более восьмисот раз, в то время как ад – только семьдесят. Наши церковные службы станут намного эффективнее, если мы поймем, что музыка не просто преамбула к проповеди или способ разогреть собравшихся. Песенная служба - это церемониал, который Бог дал телу Христову для вхождения в Его присутствие.

Церемониал - это процедура, которой следуют при приближении к высшим властям этого мира, например, к королям. Когда нас пригласили в Ватикан, монсиньор отвел меня в сторону и объяснил, какого церемониала следует придерживаться. Он сказал: «Терри, ты известный протестантский лидер. Когда протестант встречается с папой, он не ведет себя, как католик. Я хочу сказать тебе несколько подходящих фраз, чтобы ты чувствовал себя уверенно, чтобы тебе не казалось, что ты предаешь свои убеждения или выказываешь неуважение главе государства».

Меня научили должному церемониалу, поскольку, хотя я знал папу еще, когда он был кардиналом Польши, теперь обращение к нему требовало большего. Когда я встретился с Иоанном Павлом II, то чувствовал себя столь же уверенно, как и тогда, когда он был еще кардиналом. Я знал, как к нему подступиться.

Высшая инстанция Вселенной — престол Бога Отца. Если даже земные владыки требуют особого церемониала, то с каким почтением и благоговейным трепетом должны приступать к Творцу христиане? Посетители обычно приносят главам государств, что-нибудь в дар. Наша группа также привезла папе подарки: ковбойскую шляпу из Оклахомы и другие вещи.

Псалмопевец Давид указывает, что главным в церемониале приближения к Богу Отцу является благодарение. В Псалме 99:4 Давид пишет, что во врата Его мы должны входить с благодарением. Следующим шагом будет вхождение с хвалой в Его дворы.

Пользуясь аналогией скинии. Давид говорил: «Входите во внешний двор Бога с благодарением и в святое место с хвалой».

Благодарение, по Библии, — это воспоминание о том, что Бог уже сделал для людей. Как часто Божьи дети входят на двор к Отцу с длинным списком необходимых им вещей. Как редко мы входим к Нему, вспоминая о былых благодеяниях! Тем не менее, благодарность за былые благословения — одно из самых могущественных средств укрепления веры, какие я знаю.

В истории Иосафата. царя Иудеи, мы видим пример того, как следует обращаться к Богу (2-Парапалиминон 20:1-29). Сердце Иосафата исполнилось ужаса, когда он увидел, что на него идут армии трех других царей.

Царь сперва обратился к Богу с благодарением. Он прославил Его величие и то, что Он сделал для Израиля в прошлом (2-Пар. 20:5-12). Затем, по сути, он попросил Бога сделать это вновь.

По замыслу Бога, переданного через молодого пророка, царю следовало послать левитов и священников впереди армии, чтобы те пели и прославляли Бога, чья милость пребывает вовек. Можно с уверенностью сказать, что группе поющих было страшно, но они послушались и принесли Богу дар жертвенной хвалы, и Бог «возбудил несогласие» между нападавшими (2-Пар 20:22) В результате, три нап<

Наши рекомендации