Ангелы, избавлявшие людей от опасности
Во время вавилонского пленения Израиля, в Вавилоне, три молодых Божьих последователя были брошены в огненную печь за отказ поклоняться царю. К удивлению царя, в печи, вместе с ними, появился четвертый «человек». Молодые люди и их четвертый «друг» не были тронуты огнем, который был настолько силен, что убил тех, кто бросал их в печь. Четвертой фигурой мог быть ангел или Сам Иисус (Дан. 3:19-30; см. приложение В).
Другой молодой человек, взятый в рабство вместе с теми тремя, стал пророком и великим лидером для людей. Даниил в своей жизни испытывал вмешательство ангелов несколько раз. Первый раз — когда его бросили в ров со львами за отказ поклоняться царю (то же «преступление», что когда-то навлекло неприятности на головы его друзей). Это был уже другой царь, но исход был тот же: Даниил остался нетронутым. Он сказал вельможам, что Бог «послал Ангела Своего» и заградил пасти львам (Дан. 6:22).
В Новом Завете апостол Петр был освобожден ангелом из тюрьмы. Петр спал, когда появился свет, и ангел, «толкнув» Петра в бок, повелел ему встать, одеться и следовать за ним. Цепи тут же упали с его рук. В то время, многие собрались молиться в доме матери Иоанна, Марка. Петр последовал за ангелом, и когда они дошли до железных ворот, ведущих в город, ворота открылись сами (Деян. 12 гл.).
Долгие годы молились люди вместе в Советском Союзе и восточном соцлагере, и тогда «железные ворота» открылись сами. Интересно, сколько же ангелов участвовало в этом?
Ангелы, исполнявшие суд
Господь Всемогущий также посылает ангелов для исполнения Своего суда над теми людьми и народами, чья «мера беззаконий» преисполнилась (Быт. 15:16; 2-Фессалоник. 2:7). Божья милость долготерпящая и все прощающая. Хотя приходит время, когда суд неизбежен, ведь Бог остается справедливым.
Фараон со всех ног вбежал в Божий суд, когда отказался отпустить израильтян. Последний и десятый мор был, когда над Египтом прошел ангел смерти и унес все первородное страны: и людей, и животных (Псалом 77:43-51).
Однажды, ангел убил семьдесят тысяч человек только потому, что царь Давил сделал то, чего Бог сказал не делать. Он сосчитал количество способных воевать мужей в Израиле, не повинуясь Богу. Было бы хуже, но Господь остановил ангела от уничтожения Иерусалима (2-Царств 24:1-17).
Как мы видели во 2-ой главе, иногда невинные люди страдают из-за того, что властители ослушались Бога.
Другой случай в Ветхом Завете, когда ангелы принесли разрушение - на этот раз, врагам Израиля - произошел во времена Елисея.
Одно время Елисей и жители города Дофаим были в осаде сирийской армии. Может быть, Елисей и был совершенно спокоен во время осады, но его слуга был подавлен страхом (4-Цар. 6:17).
Елисей уверил его: «...тех, которые с нами, больше, нежели тех. которые с ними» (4-Цар. 6:17). После того, как Елисей помолился, глаза его слуги были открыты, чтобы он увидел коней и колесницы огненные между ними и врагом.
Мне интересно, сколько бы христиан увидело ангелов, если бы их глаза истинно открылись? Хороших ангелов с нами больше, чем злых. По большому счету, как говорит Библия, за сатаной последовала только треть ангелов (Откр 12:4).
Великий Сеннахирим, царь ассирийский, получил возмездие из рук ангела, когда оскорбил Бога, рассылая письма другим народам, где хвастался, что Бог никогда не сможет освободить Иуду из его руки (2-Пар. 32:17). Но Бог послал ангела, который в одиночку «истребил, (убил) 185000 солдат ассирийского лагеря (2-Пар. 32:21).
Другая сторона этой истории заключается в том, что когда царь Езекия получил это угрожающее письмо от ассирийского царя, он «...пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним». И так он продолжал «молиться» пред Господом (Исайя 37:14-20). Он рассказал Ему, что ассирийцы делали с Его людьми и землей. После этого Езекия воззвал к чести Бога и Его благому имени, о непозволении ассирийскому хвастовству остаться безнаказанным.
Езекия не «молился проблемой», и не обозначил проблему как свою. Первыми словами из его уст были слова признания того, что Бог — полновластный Царь и Правитель над всею землею. Как сказала Мэрилин Хики, Езекия «молился шире».4 Вмешательство ангелов произошло в ответ на эту молитву.
В Новом Завете, Ирод был поражен болезнью через ангела Господня, потому что принимал поклонение вместо воздаяния славы Богу (Деян. 12:20-23) Он был «съеден червями» и умер. В последний раз ангелы показаны несущими суд Божий в книге Откровения, где о них упоминается чаще, чем в любой другой книге Библии. Существуют ангелы сети церквей Азии, ангелы на небесах, ангелы, держащие предметы, ангелы, стоящие вокруг престола, ангелы трубящие, ангелы, показывающие видение Иоанну и ангелы, побеждающие дьявола и его приспешников. И, напоследок, есть ангелы, несущие смерть и катастрофы на землю, и ангел, который свяжет сатану и бросит смерть и ад в озеро огненное.
Библейские образцы
Так какие стандарты обеспечивает нам Библия для оценки явлений ангелов? Вот некоторые выводы, которые мы можем сделать:
• Ангелы могут прийти в ответ на искреннюю молитву верующего и неверующего.
• Иногда ангелы сначала предстают в образе человека, поэтому мы можем не знать, кто они. Они часто открывают свою истинную сущность до окончания визита.
• Ангелы приносят вести, продвигающие Божий план на земле.
• У вмешательства ангелов всегда есть цель. Ангелы не приходят для установления взаимоотношений или просто поболтать.
• Бог может удержать помощь ангела из-за неповиновения.
• Ангелы исполняют Божий суд над злом.
В 21 главе я углублюсь в детали того, как оценивать истории и личный опыт с ангелами.
В следующей главе мы посмотрим на то, что должно было быть самым счастливым временем для ангелов с сотворения Земли: рождение, служение, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Вот уж они удивлялись Сыну Божьему, ставшему младенцем в яслях и жившему на земле с людьми.
Глава 10
Ангелы и Иисус
«Это была дорога ничем не отличающаяся от всех
прочих дорог Палестины. В оливковых рощах мерно
гудели кузнечики, стояла жара. Где-то на холме пастушок
тянул на своей волынке одурманивающую мелодию
без начала и конца... Дорога, как я уже сказал,
ничем не отличалась от всех прочих дорог Палестины.
Но, все же, одно обстоятельство отличало её
от всех прочих дорог в мире — это была дорога на Вифлеем».1
— Г. В. Мортон.
ДОРОГА в Вифлеем.
Дорога в Иерусалим.
Дорога в Назарет.
Почти любого из людей, живших на земле за последние 2000 лет, имена этих дорог заставляют задуматься о чем-то запредельном, о чем-то большем, чем просто физическая реальность дороги. Немного можно найти еще дорог на свете, при упоминании о которых в нашем воображении возникают картины людей и событий, куда более значимых, чем мы сами и мир, в котором мы живем.
Некогда само название Великого Шелкового Пути, ведшего из Италии в Китай, ассоциировалось с приключениями, погоней за богатством, со страстями. Но эти три палестинские дороги вызывают иные чувства — чувства, превосходящие все названное. Они означают жизнь и смерть, наводят на мысль о вечном и о событиях, перевернувших мир.
Можно предположить, что за движением на этих трех дорогах, которые можно смело назвать «Золотым треугольником» Палестины, «Конечной остановкой Вселенной» или «Главным перекрестком духовного мира», внимательно следили ангелы, по крайней мере, со времен Авраама.
Ангелы не потому обязательно следили за дорогами, что знали наперед, какие события должны на них произойти. Они делали это, поскольку Сам Господь установил «наблюдателей» в земле, играющей столь важную роль в Его замысле (Екклесиаст 5:6; Даниил 4:13, 17, 23)*.
Хал Лиидси писал, что после того, как человек был сотворен, за ним пристально следили и Бог, и ангелы света.
«Поразительная мысль, не правда ли? Мы верим, что, удалившись на крошечный остров и Тихом океане или взобравшись на высокую гору, мы скроемся от всех и вся. Тем не менее, за нами и там будут наблюдать ангелы. Об этом неоднократно говорится в Библии».2
На дороге в Вифлеем начал воплощаться Божественный замысел искупления всего человечества.
По дороге в Назарет Сын Божий поведал об этом замысле людям.
По дороге в Иерусалим этот план, казалось, потерпел фиаско, пока, по прошествии трех дней, могила Иисуса не опустела и план искупления не был завершен.
* Эти места Писания даны в соответствии с английским переводом, а также соответствуют Русскому Современному переводу. В русском Синодальном переводе это Екклесиаст 5:5, и Даниил 4:10,14,20. То, что в английском переводе книги Даниила названо «Ангел-наблюдатель», в русском Синодальном переведено как «Бодрствующий и Святый». Примечание редактора.
Ангелы не просто наблюдали за Иисусом, но, в буквальном смысле, принимали участие во многих событиях недолгой жизни Иисуса, которая не оборвалась на Земле, но продолжается на Небесах вечно. Нам трудно понять, что такое пространство без времени, но именно эта реальность служит домом для ангелов.
Известный астроном прошлого века. Камиль Фламмарион (1842-1925), будучи потрясен грандиозностью вселенной, писал:
«И тогда я понял, что все, когда-либо виденные людьми, звезды являются не более чем... одним маленьким городом. В этом городе, принадлежащем бесконечной Империи, наша солнечная система представляет собой всего лишь один дом — один из миллионов. Наша солнечная система — похожа больше на дворец или на лачугу? Вероятно, на лачугу. А Земля? Земля — всего лишь одна комната в этой маленькой обители солнечной системы, или, даже, не комната, а комнатушка».3
Билли Грэм, ссылаясь на Писание, указывает, что, когда ангелы появляются в своем истинном виде, люди реагируют на это с благоговением и, даже, со страхом. Он считает, что причина этого, вероятно, в том, что ангелы как бы олицетворяют величие Бога и Его творения. Внезапно мы понимаем, как мы малы по сравнению с Богом, и как мала Земля, по сравнению с мирозданием.4
И все же, наша крошечная «комната в маленькой обители Солнечной системы, играет в истории Вселенной центральную роль. У Бога есть замысел относительно человечества, но это не значит, что мы созданы для того, чтобы продемонстрировать торжество добра над злом. Бог создал нас так, чтобы Он Сам стал нашей судьбой.5
Иисус — единственный Сын Божий — даст нам возможность жить вечно, в общении с Ним и Отцом и всеми святыми ангелами, если только мы примем Его в свое сердце и исповедуем это своими устами (Рим. 10:9-10).
Ангелы и рождение Иисуса
Ангелы, которые исповедали Иисуса в ту ночь перед пастухами, пасшими хозяйских овец, сделали это не просто по «собственному» желанию. Вероятно, это было их поручением, но более всего это было для них радостью и особой привилегией, а также знаком, что на земле исполнилась полнота времен. То есть, до конца времен еще оставалось какое-то количество тысячелетий, но время ожидания рождения Искупителя, Мессии, кончилось в ту самую ночь.
В ту ночь все внимание ангелов-наблюдателей было обращено к конкретному месту — Вифлеему. Евангелие от Луки дает самое подробное и, одновременно, самое лирическое описание той незабываемой ночи (Луки 2:8-14).
Вообразите себе небольшой костер посреди пустынного поля и жмущихся к огню пастухов. Все они одеты для тепла в верблюжьи накидки; ветер не беспокоит их, потому что костер они развели с подветренной стороны холма. В Святой Земле, как только заходит солнце, быстро наступает холод.
Кто-то тихо переговаривается, кто-то свернулся поудобней на тростниковой подстилке, превращенной в подобие постели с окантовкой из небольших камней. Кругом тихо, только изредка прозвенит колокольчик на шее головной овцы, послышится чье-то покашливание или стрельнет ветка в костре. Трудно даже представить, как тиха была ночь в то время и в том месте: ни машин, ни самолетов, ни мощных магнитофонов у соседей, играющих на всю громкость шлягеры. И, как говорит Лука: «Вдруг, предстал им Ангел Господень...». Вероятно, он имел ввиду нечто, напоминающее звук реактивного самолета, который взял звуковой барьер прямо у них над головами.
По всей видимости, в тот самый момент, когда родился Иисус, ночные небеса разверзлись, темное поле озарилось небывалым светом, раздались торжественные звуки и глазам пораженных пастухов предстало невыразимое зрелище! Свет тот был — сияние славы Господа, звуки, слитые воедино — небесные голоса, а зрелище — не просто один, а множество, может быть, миллионы ангелов!
Не удивительно, что Лука говорит о том, что пастухи «убоялись страхом великим». Это такой страх, который можно сравнить со страхом во время землетрясения, страхом, который заставляет человека терять голову. Один из ангелов решил тут же успокоить пастухов: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость».
Ангел не мог принести человечеству лучшей вести Единственная новость, которая сможет сравниться но значению с этой, будет новость о Втором Пришествии, когда небеса разверзнутся и Иисус окончательно придет на землю. В этом событии ангелы тоже будут участвовать, и оно будет таким же неожиданным, как первое; все произойдет -во мгновение ока» (1-Коринф. 15:52).
После возвращения ангелов на небо, пастухи оставили свое стадо, и пошли в деревню искать младенца, рождение которого возвестили ангелы. Вы думаете, пастухи были так поражены, что бросили овец на произвол судьбы? Скорее всего, они оставили кого-нибудь приглядывать за ними.
Пастухи могли быть молодыми людьми, потому что стеречь по ночам овец обычно отправляли младших сыновей. Мы не знаем, сколько их было, какого они были возраста и как одеты. Но в одном мы можем не сомневаться: эти пастухи на всю жизнь запомнили ангелов и младенца. Они никогда не ставили существование ангелов под вопрос и, вполне вероятно, даже события своей жизни определяли как «до того, как мы видели ангелов» и «после того, как мы видели ангелов». Библия говорит, что они вернулись к своим овцам, славя Бога за все, что они видели и слышали (Луки 2:20).
Затем, пастухи, вслед за ангелами, стали распространять благую весть, весть надежды. В Библии написано, что они «...рассказали о том, что было возвещено им... И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Луки 2:17-18).
Вы никогда не задумывались, почему Бог задумал явить ангелов необразованным людям, занимавшимся непочетной профессией? Почему именно пастухи были избраны первыми услышать о рождении Царя царей и Господа господствующих?
Просто ли от того, что Бог хотел сперва объявить о рождении Иисуса простым людям, а лишь затем царям и, тем самым, рассказать об этом событии большему числу людей?
Просто ли от того, что ангелов настолько переполняла радость, и им не терпелось поскорее обратиться к кому-нибудь, сказав: «Иди и смотри на это чудо Божье?»
Было ли совпадением то, что Иисус, происходивший из рода Давидова и рожденный в граде Давидовом, получил поклонение, прежде всего от пастухов? Давид, Его предок, тоже был пастухом, а стал царем.
Множество вопросов об ангелах не могут иметь ответов в нашем мире, как и другие тайны Божьи. Но то, что мы в силах понять, дано нам в Писании.
Ангелы выполняли роль посланников при рождении Иисуса.
Ангелы служили Иисусу после сорокадневного поста.
Ангелы служили Иисусу во время молитвы в Гефсиманском саду в ту ночь, когда он был арестован.
Ангелы присутствовали при распятии и воскресении, когда был, отодвинут могильный камень.
Ангелы объявили о Его воскресении и позже говорили с учениками, когда Иисус вознесся на Небо для того, чтобы воссесть по правую руку Отца в ожидании Своего возвращения на Землю.