Параллели: как это было и есть.
Книга Джона Рэндольфа Прайса «Ангелы внутри нас» является типичной для нынешнего урожая книг об ангелах.15 Он пишет, что каждый человек имеет «энергетическое поле», содержащее 22 «силы» и ангела, которые управляют поведением и руководят всем происходящим в жизни. Первая «сила», с которой он контактировал, обеспечила его большей частью информации об ангелах, как он говорит. Она назвала себя ангелом творческой мудрости или Айзис.
Эти «силы» также можно найти в мистическом течении иудаизма называемом Каббалах, который датируется Вавилонским пленением в VI веке до и. э.16 В каббализме эти 22 «божественных агента» являются звуками (или тонами), изданными Богом, которые стали служащими ангелами, правящими за Него.17
Современное еврейское отношение к ангелам имеет тенденцию считать их символичными, поэтичными или представляющими идеи ранних культур о неизвестном. Еврейская Энциклопедия говорит, что евреи считают, что вера в ангелов не может быть примирима, с современным рационализмом. Только среди небольших фундаменталистических сектах, таких как Хазилим и некоторых восточных еврейских общинах, ещё по-прежнему отстаивается вера в буквальных ангелов.18
Исторические ангелы считались богами и богинями, с которыми можно было связаться через трансы жриц и ораклов. Потом ангелы стали известны как проводники духов, с которыми можно контактировать через медиумов Пару десятилетий назад слово «медиум» стало устаревшим. Сегодня тех. кто связывается с духами, называют «каналами».
В нынешней волне ангелологии проводники духов, каналы и вознесенные мастера стали снова известны в качестве ангелов. И все могут или поговорить с ними, или ими стать. Мы прошли полный круг, возвращаясь на две тысячи лет назад, когда апостол Павел предупреждал христиан не поклоняться ангелам или внимать лжеучениям от них (Колосс. 2:18; Галатам 1:8).
Как сказал один ученый: «Как это было, так это и есть». Достаточный итог для темы этой главы: параллели в истории.19
С другой стороны, мы не можем прекратить верить в Божьих ангелов только потому, что некоторые люди неверно истолковывают, не понимают или подделывают их образ, поведение и назначение.
Мы также не хотим быть похожими на саддукеев, которые, как указал Мортимер Адлер, не верили ни в ангелов, ни во что-либо сверхъестественное, несмотря на все упоминания об ангелах в Ветхом Завете.20
Теперь, когда мы увидели, что люди думали об ангелах вне церкви, давайте посмотрим на то, что говорит церковь.
Глава 3
Ангелы и Церковь
«Звук небесных голосов, сладко и нежно соединенных
в гармонию без явной мелодии, был потрясающим.
Его эффект на слушателя заключался в удерживании
его недвижимым, как будто пригвожденным к месту».1
— Хоуп Прайс.
ОБ АНГЕЛАХ, КАК УЧАСТНИКАХ деятельности христианской церкви, упоминалось еще с I века (см. Деяния). Предупреждения апостолов против поклонения ангелам (Кол. 2:18-19) и лже-ангелам (Гал. 1:8) удерживало внимание христиан, как минимум, в течении 3-х веков. Но в 325 г. н. э. Никейский Христианский Собор ввел веру в ангелов, как часть ортодоксальной церковной догмы. Это послужило причиной основания еще одного Собора менее, чем за двадцать лет (в 343 г. и. э.), запрещающего поклонение ангелам, называя его идолопоклонничеством.2
Однако, примерно с 500 г. н. э. до времени бубонной чумы 1347 года, ангелы настолько являлись частью доктрин Римской Католической церкви, служений поклонения и мышления, что вся ангелология развилась как церковная догма. Это время стало известным, как «Золотая Эра Ангелов».
В Средние Века теологи сконструировали замысловатую картину небесных воинств, основываясь на книге вековой данности, называющейся «Небесная Иерархия». Она выделяла 9 «хоров» ангелов, разделенных на три триады следующим образом:
• высшая триада — серафим, херувим, престолы
• средняя триада — владычества, добродетели, силы
• низшая триада — князья, архангелы, ангелы
Предположим, что в этой ангельской бюрократии высший ранг поклонялся Богу, средний - руководил ходом вселенной и низший ранг выполнял конкретные специфические задачи.3 (В 12 главе я опишу то, что Писание говорит о рангах ангелов).
Автор «Небесной Иерархии» писал под псевдонимом Дионисия Ареопагита. Так звали человека, которого Павел привел к вере в Афинах (Деяния 17:34)4. Годы спустя было обнаружено, что манускрипт был датирован слишком поздним временем, чтобы автор являлся новообращенным Павла. Сегодня он зовется «псевдо-Дионисием».5
Тем не менее, иерархическая расстановка небесных существ псевдо-Дионисия была признана Римской Католической церковью как истина. Она хранилась в качестве основ Католической ангелологической системы до последних времен.
Псевдо-Дионисий представил не только порядок расстановки ангелов, но также их личные имена. Ангелы подверглись тому, что кто-то назвал «взрывом популяции» в те годы настолько, что в 747 г. н. э. Седьмой Вселенский Синод установил ограничение догмы об ангелах. Это запрещало использование имен ангелов или взывание к ним за помощью, за исключением имен: Михаила. Гавриила и Рафаэле (последнее имя не упоминается в Протестантской Библии, но есть в Римской Католической Библии, в переводе Дуэ).
Независимо от того, были или нет имена освящены Церковью, ангелы являлись темой для многих книг и статей теологов во время Золотой Эры Ангелов. Эти люди считали, что ангелы существовали для заполнения разрыва между Богом и человеком. До того, как ученые начали исследовать вселенную, Церковь считала, что ангелы были той силой, которая стояла за передвижением планет и всем в природе. Но вразрез с распространенным убеждением, теологи никогда не пытались определить, сколько ангелов может уместиться на булавочной головке. Адлер писал, что в этом заключался сарказм, развитый в последние столетия писателями, высмеивавшими средневековую одержимость ангелами.6 Вдобавок ко всему. Средние Века были тем периодом, в который зародилась большая часть искусства, изображавшего ангелов, используемая и по сей день в качестве моделей. Католическая Энциклопедия говорит, что сам, но себе образ фигуры христианского ангела вытек из образа крылатой греческой богини Победы.7
Художественные источники и тот факт, что многие средневековые ангелы были изображены женоподобными или в виде женщины, являются причиной того, что многие люди «видят» и представляют себе ангелов в образе женщины. Хотя Библия всегда изображает ангелов — мужчинами.
Толстенькие малютки херувимчики, такие как Купейдон, также не встречаются в Библии. Журнал «Time» комментировал: «Только в "Новой Эре" было бы возможно выдумать ангела настолько добродушного, что его можно игнорировать. В соответствии с остальной частью истории любой, приглашающий на встречу ангела, должен быть готов претерпеть от него изменения».8
Фактически, херувим из Библии вообще не похож на херувимчика! Вот как апостол Иоанн описал одного из ангелов, которых он видел:
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные». (Откр. 10:1)
С наступлением Реформации (в 1500 г.), внимание к ангелам утихло. Ранние протестанты сочли картины Реиесанса упадническими и спорили о том, что ни ангелы, ни святые не нужны в качестве посредников между Богом и человеком.
Мартин Лютер, являвшийся катализатором Реформации, ссылался в одной из своих проповедей на «своих проводников — святых ангелов». Но его отношение к ним абсолютно отличалось от мнений церковного мира из которого он вышел.9 По мнению Лютера ангелы были созданы Богом для служения Его народу, поэтому им не требуется особое благоговение.
Западные церкви снова заинтересовались ангелами в 1700 и 1800 гг. вероятно из-за искусства и его влияния на религиозное мышление. Поэты и художники были вдохновлены «Потерянным Раем» Джона Милтона. «Адом» Данте, и многими другими творениями, говорящими о сфере ангелов.
Одним из этих поэтов был Уильям Блэйк. чья поэзия и искусство часто затрагивала ангелов, многие из которых представали как женщины.10 Викторианские художники продолжили эту традицию
В сущности, это время заинтересованности в ангелах вылилось в то, что известно как Романтический Период, который христианский ученый Эдвард Т. Уэлч называет:
«...идеологической революцией, результат которой явился в переделывании Бога и человеческой души. Она появилась тогда, когда влияние христианства, казалось, убывало, и люди меняли свой взгляд на себя и на их мир... Романтическое движение также схватывалось со взаимоотношениями между Богом, человеком и творением. Заключение, тем не менее, было решительно антихристианским и пантеистическим».11
Одним из наиболее влиятельных учителей по ангелам в то время был Эмануил Суиденборг (1688-1772), шведский мистик и ясновидящий, который также был сыном протестантского епископа. До середины своих пятидесятых годов интересы Суиденборга в основном ограничивались техническими и механическими изобретениями. Один автор заявляет, что ему (Суиденборгу) практически удалось запустить на какое-то время самолет в воздух.12
Жажда Суиденборга к знанию привела его к исследованию снов, и после этого он стал видеть видения. Он почувствовал, что его новой миссией является раскрыть «скрытое значение» Библии и описать мир духа. Некоторые из его описаний пришли в виде автоматического письма.
Он сказал, что ангелы живут как люди, с одеждой, домами и другими вещами. Он одним из первых учил, что ангелы (и демоны) это на самом деле люди, которые прогрессировали или регрессировали.
Суиденборг привлек столько последователей, что покинул христианство и сформировал новую секту — «Церковь Нового Иерусалима». Суиденборгнзм по-прежнему насчитывает около сотни тысяч членов по всему миру.13 Его последователи считаются спиритуалистами, а не ортодоксальными протестантами Сосредоточенность на ангелах, похоже, была велика как у отдельных людей, так и в движении пробуждения. Традиционная протестантская церковь не сыграла большой роли в этой волне ангелологии, хотя многие верят в библейских ангелов, которые защищают и помогают во времена бедствий, как ответ на молитву.