Решение оставаться в Божьих руках
Саула и Авессалома можно символически представить началом и концом истории о жизни Давида. Оба были мятежниками в глазах Бога. Оба посягали на жизнь Давида. Оба агрессивно и безжалостно пытались захватить позицию, которую им Бог не давал или уже забрал. Во Второй книге Царств так говорится об этом:
После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот.
2Царств 15:1, 2
Авессалом вставал рано и становился у ворот города. Он обращался к людям, которые шли в столицу из других частей царства со своими жалобами и исками, и старался склонить их симпатии на свою сторону. Он говорил, например, такие слова: «Ты прав в своих притязаниях. Как жаль, что у моего отца недостаточно хороших специалистов, чтобы позаботиться о таких людях, как ты. Если бы я был царем, я бы отнесся к тебе по справедливости». Поговорив с ними, он целовал им руки с притворной любовью и говорил: «Передавай от меня привет жене и детям, когда вернешься». Он украл сердце Израиля у Давида слащавыми разговорами и предательством и таким образом достиг своей цели. Люди стали переходить на его сторону.
Когда Авессалом почувствовал себя готовым, он солгал Давиду, сказав, что собирается в Хеврон, чтобы исполнить обет, данный Богу (см. 2 Цар. 15:7). На самом же деле Авессалом отправился туда, чтобы собрать своих людей и совершить переворот. Он послал своих слуг по всему Хеврону, и они трубили в трубы и провозглашали: «Авессалом — в Хевроне!» Так созрел заговор, и до Давида донеслись слухи о том, что «сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома» (2 Цар. 15:13). И хотя Давид много лет благочестиво и праведно руководил израильтянами, значительное количество его воинов перешло на сторону Авессалома в надежде получить повышение. Они решили отказаться от пророческой судьбы Давида и Израиля ради быстрого обогащения с новым молодым царем.
В стране наступил кризис. Одна половина населения осталась на стороне Давида, а вторая половина перешла на сторону Авессалома. Затем мы видим, как царь Давид собрал своих приближенных, чтобы бежать из Иерусалима. Давид знал, что если он со своими людьми не отступит, то Иерусалим будет затоплен в крови, когда Авессалом придет туда со своей армией. Вся страна рыдала в голос, когда Давид пересек поток Кедрон и отправился в пустыню, не зная, что его ожидает (см. 2 Цар. 15:23).
Когда они бежали, к Давиду с предложением о помощи пришел священник Садок. Он принес ковчег завета, чтобы вместе с ним выступить против Авессалома. Я представляю, как он подбежал, задыхаясь, к Давиду и сказал: «Добрые вести. У меня есть ковчег завета. Теперь победа нам обеспечена».
Давид, по сути, ответил: «Ребята, отнесите ковчег обратно. Мы не будем выворачивать Богу руки, требуя от Него помощи. Он есть Владыка всего, и я знаю, что Он любит меня и приготовил в Своих планах для меня самое лучшее. На данный момент мне нужен не этот благословенный ящик, а живая связь с Его сердцем. Если Господь хочет, чтобы я оставался царем, тогда я им буду, и тогда Он Сам возвратит мне царский престол» (см. 2 Цар. 15:25). К этому времени Давид уже привык в самые тяжелые и кризисные моменты своей жизни полностью предавать свой дух в руки Божьи. Он развил свои мускулы веры настолько хорошо, что вера стала его второй натурой. Он ответил Садоку: «А если Он скажет так: „нет Моего благоволения к тебе“, то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (2 Цар. 15:26, курсив автора). Иными словами, он вознес перед Богом свои руки и сказал: «Я принадлежу Господу! Я принадлежу только Ему! Он может делать со мной все, что пожелает!»
Божья способность сохранить царство Давиду ни у кого сомнений не вызывает. Однако Давид с искренним сердцем принял вероятность того, что Бог более не захочет видеть его царем. Он допустил, что Господь в Своем неисследимом владычестве решил, что пришло время для нового царя. Бог никогда не обещал Давиду, что поставит его царем на веки вечные. Если наступило время Давиду отойти в сторону, он не хотел сопротивляться.
Убегая от Авессалома, Давид со своими людьми пришел в Бахурим (см. 2 Цар. 16:5). Когда они приблизились к городу, навстречу царю вышел враг по имени Семей и стал проклинать его. Симей был один из лидеров старой гвардии Саула. Саул уже давно умер, но горечь у Симея сохранилась и переполняла его сердце. Гнев изливался из него, и он проклинал Давида и бросал в него камни (см. 2 Цар. 16:6). Он сполна насладился картиной бегства Давида. Некоторые из сильных воинов, приближенных к Давиду, стояли рядом с ним. Одним только взглядом Давид мог повелеть своим людям уничтожить этого человека за его неверность царю. Но так же, как Иисус мог вызвать Себе в помощь легионы ангелов, чтобы уничтожить Своих обвинителей (см. Мат. 26:53), так и Давид мог кивком головы повелеть уничтожить этого человека. Но, даже имея рядом с собой сильную армию, Давид продолжал молчать.
Семей продолжал изливать ядовитые слова: «Выходи из своего укрытия, ты, кровожадный человек, мерзавец!» Он произнес пророческое проклятие на Давида, сказав: «Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты — кровопийца» (2 Цар. 16:8). Конечно, люди Давида говорили: «Это неправда. Мы были с тобой в дни Саула и все видели сами». Поскольку Семей продолжал проклинать царя, один из высших военных чинов, Амесса, не выдержал: «Зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову» (см. 2 Цар. 16:9).
Давид ответил: «Какое мне до него дело? Пусть злословит. Что с этого? Мне не больно. Может быть, это делается по воле Божьей. Может, Господь испытывает меня возможностью подождать Его вмешательства в эту ситуацию».
Давид знал, что это прекрасная возможность выбрать Божий вариант событий, а не человеческий, чтобы ввести
Бога в конфликт и высвободить Божью силу в этих обстоятельствах. Поэтому он стал ждать прорыва. Его не заботило мнение людей или сохранение своей репутации. Он хотел, чтобы вмешались Бог и Его ангелы, и ему было безразлично, когда люди начинали трепать языками. Поэтому Давид ответил: «Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16:12). Давид лелеял надежду на то, что Бог преследует во всем этом большие цели.
В восемнадцатой главе Второй книги Царств национальный кризис подошел к своей кульминации. Пришла пора Давиду разобраться со своим мятежным отпрыском. Он приказал своим военачальникам: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18:5). Хотя Авессалом украл сердца людей и готов был покуситься на жизнь собственного отца и его престол, главным желанием Давида было проявление милосердия. Так реагировать мог человек, который всю свою жизнь провел, не отрывая взгляда от Божьей благодати и милости. Он сам испытывал Божье милосердие в течение долгих лет. Оно переполняло всю его душу. Один из моих любимых стихов о Давиде находится в Псалмах: «Милость Твоя возвеличивает меня» (Пс. 17:36). Там Давиду тридцать лег, и один из пустынных периодов в его личной жизни заканчивается. Какое явное признание действующей благости Бога! Он говорит: «Я столько раз терпел неудачу, а Ты проявляешь столько мягкости и нежности по отношению ко мне». Он понимал, что Бог мог бы лишить его жизни за многочисленные ошибки и слабости. Но теперь, много лет спустя, он видит, как еще один молодой человек совершает страшную ошибку, и в ответ на это он говорит: «Господи, будь милостив к Авессалому. Военачальники, будьте милостивы к Авессалому!» Я уверен, он говорил также: «Будьте к нему милостивы, как Господь был милостив ко мне». Его реакция была иного порядка и из другого мира.
В тот самый день Авессалом был убит в бою, тем самым разбив сердце отцу. После устранения заговора и восстановления царства Семей, который проклинал царя, пришел к нему и покаялся (см. 2 Цар. 19:19, 20). Военачальник Давида Авесса выразил уверенность в том, что этого человека следует казнить за то, что он проклинал Божьего помазанника. Он хотел, чтобы Давил сам отомстил за себя.
И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле?.. И сказал царь Семею: ты не умрешь.
И поклялся ему царь.
2 Царств 19:22, 23
Давид, по сути, сказал: «Если я последую вашему совету и буду действовать во гневе, тогда вы поможете мне лишиться Божьих благословений. Вы станете мне как враги.
Знаете ли вы о том, что в Царстве Бога произойдет короткое замыкание, если я позволю себе мстительный дух? Разве не Сам Господь вернул меня в Иерусалим как царя?» Сказав это, Давид повернулся к человеку, который проклинал его, и сказал с милосердием: «Ты не умрешь. Я обещаю, что буду относиться к тебе хорошо».
Единственный способ, при помощи которого Давид вышел победителем из этого ужасного эпизода с Авессаломом, заключался в том, что он постоянно предавал свой дух Отцу. Он никогда не пытался сам защищать свой престол. «И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем» (2 Цар. 5:12). Возлюбленные, когда вы знаете, что Бог дал вам конкретное задание, большое или маленькое, вы будете пребывать в мире и уверенности. Вы обрели свободу. Ваша жизнь обретает смысл только в Самом Боге, а не в том, чтобы стать царем над какой-то территорией, бизнесом, служением или группой людей. Вы с радостью отдадите все это, чтобы устремиться к познанию сердца Бога, куда бы вас это ни привело.
Бог хочет подготовить нас в такой же духовной войне, в какой отличился Давид. Это очень важная часть в нашем становлении народом по сердцу Бога. Это очень важный аспект в борьбе за полноту Божьей власти. Но когда вы терпите поражение или совершаете ошибку, бывает особенно трудно предать свой дух в руки Божьи. Давайте посмотрим, как мастерски Давид разрешал подобные обстоятельства, чтобы нам с вами не растеряться в трудные моменты нашей жизни.
Глава тринадцатая